Показатели рассчитываемые на основе ВНП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Недостатком валового национального продукта является то что он не учитывает:

§ нерыночное производство;

§ стоимость товаров и услуг, созданных теневой (нелегальной) экономикой;

И не отражает:

§ распределение национального дохода на потребление и накопление между различными слоями населения;

§ время труда и время отдыха (личные издержки ВНП);

§ внеэкономические факторы (например, состояние окружающей среды).

Поэтому, иногда, для расчета общественного благосостояния используются такие показатели как валовый внутренний продукт, чистый национальный продукт и национальный доход.

 

ДЕФЛЯТОР ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП) - индекс цен на все готовые товары и услуги, составляющие объем ВНП, используемый для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП.

Номинальный ВНП исчисляется в текущих рыночных ценах. Чтобы определить реальный дефлятор валового национального продукта ВНП, необходимо выразить его в сопоставимых ценах базисного года. Для этого применяется так называемый индекс цен, который отражает изменение среднего уровня цен самой широкой группы товаров и услуг за определенный период.

 

Индекс цен текущего года=(Цены текущего года/Цены базисного года)x100

До 1986 г. базисным годом отсчета был 1972г. После 1986г. базисным годом, относительно которого определяются изменения цен, стал 1982 г.

Реальный ВНП=(Номинальный ВНП/ Индекс цен текущего года)x100

Тогда

Дефлятор ВНП=Номинальный ВНП/Реальный ВНП

Пример. Если величина номинального ВНП в текущих рыночных ценах равна 5580 млрд. долл., а размер реального ВНП в сопоставимых ценах 1982 г. равен 4420 млрд. долл., дефлятор будет равен 1,26 (5580/4420=1,26).

Когда значение дефлятора ВНП меньше единицы, это значит, что величина реального ВНП превышает его номинальное значение. Если же дефлятор больше единицы, то реальный ВНП меньше номинального, т. п. имеет место инфляционный рост цен.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос представляет собой сумму расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Если же экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска ( т.к. практически все мощности уже задействованы ), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

· спрос на потребительские товары и услуги;

· спрос на инвестиционные товары;

· спрос на товары и услуги со стороны государства;

· спрос на экспорт со стороны иностранцев ( или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

1. Совокупный спрос и его состав. Совокупный спрос – это объем национального производства, который государство, потребители и предприниматели готовы купить на рынке:

AD=C + I + G + X, (45.1)

где AD– совокупный спрос; C– потребительские; I– инвестиционные расходы; G– государственные расходы; X– чистый экспорт.

Зависимость совокупного спроса от уровня цен можно р выразить графически (рис. 45.1).

Кривая совокупного спроса

Ценовой фактор, влияющий на совокупный спрос, расщепляется на три эффекта:

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).

 

Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD).

2. Эффект богатства (кассовых остатков)

 

Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), а их спрос на рынке, естественно, снижается (AD);

3. Эффект импортных закупок (товаров)

 

Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение спроса на отечественные товары (ADx) и делает привлекательными импортные, которые их замещают в потреблении (ADE).

Все ценовые факторы (AD) традиционно воздействуют на его движение вдоль кривой совокупного спроса, а неценовые – сдвигают ее в системе координат вправо или влево.

К неценовым относятся факторы, указанные в формуле 45.1.

 

2. Совокупное предложение и его элементы. Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.

Зависимость AS(совокупного предложения) от уровня цен описывается кривой совокупного предложения (рис. 45.2).

 

Рис. 45.2. Кривая совокупного предложения

AS– совокупное предложение.

 

Кривая совокупного предложения ASусловно состоит из трех участков:

I – горизонтальный – производство растет при низком неизменном уровне цен;

II – восходящий – увеличение объемов производства идет на фоне роста цен;

III – вертикальный – экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.

Сторонники неоклассического и кейнсианского подходов к экономике по-разному оценивают кривую ASв коротком периоде: кейнсианцы считают, что она представлена участком I, а неоклассики – участком II. Различие их взглядов кроется в неодинаковой интерпретации поведения продавцов и покупателей на рынке. Неоклассики, как известно, исходят из гибкости цен и полной рациональности в поведении агентов рынка (homo economicus), а вторые это отрицают.

По существу, вид кривой ASв коротком периоде зависит от поведения экономических субъектов и условий рыночной конъюнктуры, т. е. ряда неценовых факторов.

Среди основных неценовых факторов совокупного предложения выделяют:

– уровень технологии производства в стране;

– общую производительность труда;

– изменение условий деятельности в бизнесе;

– характер применения ресурсов (экстенсивный, интенсивный) и т. д.

Если под воздействием ценового фактора совокупное предложение скользит по кривой AS, то изменение неценовых факторов приводит к ее сдвигу.

В долгосрочном периоде сторонники обеих противоборствующих экономических теорий сходятся в едином мнении: кривая AS принимает вертикальный вид, так как в длительном периоде вслед за ростом товарных цен работники всегда требуют повышения зарплаты, а вслед за ростом прибыли идет рост издержек. В этих условиях объем предложения ограничивается техническими возможностями производства и не может увеличиваться произвольно.

3. Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения. Совокупные спрос и предложение встречаются на рынке благ, формируя равновесную ситуацию: AD = AS. В самом общем виде кривая AD пересекает AS на участке II, образуя равновесный объем национального производства (ВНП) и равновесную цену PE.

Эта ситуация описывается графиком (рис. 45.3).

Различные взгляды на кривую AS в коротком периоде приводят неоклассиков и кейнсианцев к противоположной оценке макроэкономического равновесия на рынке благ.

 

Рис. 45.3. Равновесие на рынке благ

Представители неоклассической школы считают, что в условиях гибкости цен, зарплаты, процентной ставки они способны расти и сокращаться под влиянием спроса и предложения. В результате снижение AD не приводит к сокращению объема национального производства, а только Р 4 изменяет цены. Отсюда делается вывод о том, что свободное ценообразование способно само, без всякого вмешательства государства, установить равновесие на рынке благ (рис. 45.4).

 

Рис. 45.4. Неоклассическая трактовка равновесия на рынке благ

E, E1 – точки равновесия.

Представители кейнсианской школы не признают такой оценки равновесия и предлагают свою: совокупное предложение AS лишь в длительном периоде имеет вертикальный вид, а в коротком – принимает горизонтальный: в экономике постоянно существуют незадействованные ресурсы (в том числе безработица), а цены и зарплата не являются гибкими, так как зафиксированы в договорах поставок продукции, закупленном сырье и оборудовании, заключенных трудовых соглашениях с работниками на длительный период (месяцы и годы) и т. д.

Сокращение совокупного спроса AD ведет к сокращению объемов национального производства y (ВНП), поэтому, чтобы не допустить спада или даже кризиса в экономике, необходимо вмешательство государства с целью поддержки достаточного уровня совокупного спроса AD (рис. 45.5).

 

Рис. 45.5. Кейнсианская трактовка равновесия на рынке благ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.