Методические приемы создания проблемных ситуаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  • Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения
  • Сталкивает противоречия практической деятельности
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
  • Предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций
  • Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты
  • Ставит конкретные вопросы
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания
  • Ставит проблемные задачи

Существует четыре уровня проблемности в обучении

  1. Учитель сам ставит проблему и сам ее решает при активном слушании и обсуждении учащихся
  2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
  3. Ученик ставит проблему, учитель помогает в ее решении.
  4. Ученик ставит проблему и сам ее решает

Проектный метод обучения

Проект - это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Типология проектов


  1. Исследовательские проекты
  2. Творческие проекты
  3. Ролево-игровые проекты
  4. Информационные проекты
  5. Практико-ориентировочные проекты

 



Общедидактическая типология проектов

По виду деятельности Исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты, межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией.
По характеру контактов Внутренние, региональные, международные
По количеству участников Личностные, парные, групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

 

Формы выполнения проекта – статья, рекомендации, альбом, коллаж

Формы презентации проекта – доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль

Этапы организации проекта

  1. выбор темы или проблемы проекта, создание проблемной ситуации
  2. формирование группы исполнителей, выдвижение гипотез решения поставленных проблем
  3. разработка плана работы над проектом, определение сроков, обсуждение методов проверки принятых гипотез
  4. поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу; выполнение проекта
  5. оформление совместного результата
  6. отчет по проекту
  7. оценка выполнения проекта.

Критерии оценки представленного материала

  1. Качество представленного материала: композиция, полнота представления работы, подходов, аргументированность
  2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи
  3. Культура речи, использование наглядных средств
  4. Ответы на вопросы, полнота, аргументированность, убежденность

Положительные черты

• овладение культурой проектирования

• развитие способностей творчески и самостоятельно мыслить

• развитие способностей прогнозировать варианты решения стоящей задачи

• широкое использование проблемности, заставляющей обучаемых мыслить.

• введение грамматики в виде таблиц значительно облегчает ее усвоение и систематизирование учащимися.

• увлекательность курса в силу использования эгофактора

Модульное обучение

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

В содержание модульного обучения входят:

1/ Общая постановка цели обучения;

2/ Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации;

3/ Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся;

4/ Совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);

5/ оценка результата.

Схематически учебный модуль выглядит так:

Вводная часть (ввод в модуль, тему)
Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников преимущественно через диалогическое общение)
Итоговая часть   (контроль)

 

Таким образом, во вводной части учебного модуля учитель:

А) знакомит учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля;

Б) определяет цели и задачи познавательной деятельности, учащихся в данном учебном модуле, при этом особое внимание уделяет «принятию» этих целей и задач каждым ученикам;

В) кратко (в течение 15-20 минут) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы («футляры», знаковые модели).

Формы изложения учебного материала во вводной части модуля - Лекция-визуализация, Лекция-консультация, Лекция-диалог, Проблемная лекция,

Диалогическая часть учебного модуля является осуществлением второго этапа целостного изучения раздела (темы) – операционально-познавательного.

При подготовке трехуровневых заданий для проработки учебного материала и диалогической части предлагается таксономия Б. Блума.

Задания III уровня («Облегченного») предполагают усвоение темы на уровне простейших знаний и понимания.

Начинаются они примерно со слов:

ЗНАНИЕ                                                         ПОНИМАНИЕ

                                         

Задания II уровня (отвечающие требованиям государственного стандарта образования) предполагают, усвоение на уровне применения и анализа знаний и составляются следующим образом:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 170.