По источнику получения знания (Перовский, Голант)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация методов

По источнику получения знания (Перовский, Голант)

· Словесные

· Наглядные

· Практические

Лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой Метод иллюстрации, метод демонстрации Упражнения, лабораторные и практические работы

По назначению (Онищук)

· Коммуникативный

· Познавательный

· Преобразовательный

· Систематизированный

· Контрольный

По этапам обучения (Паламарчук)

· Этап восприятия – усвоения знаний Лекция, беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа с книгой · Этап усвоения – воспроизведения Проблемная ситуация, игра, дискуссия, упражнение, лабораторная работа, взаимообучение, зачет, экзамен · Этап воспроизведения – выражения Самостоятельный поиск, самоанализ

По дидактическим целям (Данилов, Есипов)

· Метод изложения новых знаний

· Метод повторения и закрепления знаний

· Метод применения знаний

· Метод контроля за знаниями

По типу познавательной деятельности (Скаткин, Лернер)

· Объяснительно-иллюстративный

· Репродуктивный

· Частично-поисковый

· Исследовательский

· Проблемный

По месту в структуре учебной деятельности (Бабанский)

· Метод организации обучения

· Метод стимулирования

· Метод контроля за результатами

 

Классификация по Ю.К.Бабанскому

Методы организации обучения

как объясняется материал

Словесные  методы

· Лекция

Вводная, обзорная, эпизодическая, информационная, проблемная

· Беседа

Вводная, сообщение новых знаний, синтезирующая (закрепление), контрольно-коррекционная

· Рассказ

Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение

· Работа с учебником

Конспектирование, составление плана, формирование тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование

· Объяснение  

· Диспут

· Дискуссия

Наглядные методы

· Иллюстрация

Картины, таблицы

· Демонстрация

Телепередач, видеофильмов

Практические методы

· Упражнения

· Практическая работа

· Лабораторная работа 

Устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментируемые, учебно-трудовые

В какой логике идет объяснение

· Индуктивные методы

От частного к общему

· Дедуктивные методы

От общего к частному

Как мыслит учащийся

· Репродуктивные

· Проблемные

Как работают ученики

· Под руководством учителя

· Самостоятельно

Методы стимулирования и мотивации

Методы стимулирования интереса в учении

Дидактические игры, учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций

Методы стимулирующие долг и ответственность

Поощрение, порицание, метод оценки

Методы контроля

Устного контроля

Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен

Письменного контроля

Контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, тест

Лабораторно-практического контроля

Лаб-прак.работа, машинный, машинно-программный, безмашинный контроль

       

Традиционные методы

лекция – метод устного изложения учебного материала

· вводная – знакомтсво с содержанием курса

· обзорная – обобщение и систематизация знаний

· эпизодическая – без предварительного планирования

· информационная – монологическое изложение материала

· проблемная – приобщение к противоречиям

рассказ – изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме

Беседа – диалогический или вопросно0ответный способ изложения и закрепления материала

Объяснение – раскрытие смысла явлений, процессов и действий посредством изложения в повествовательной форме действующих в них причинно-следственных связей и отношений

Учебная дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме, она направлена на стимулирование познавательного интереса

Работа с книгой – ознакомление учащихся со структурой учебной книги, чтение отдельных глав, поиск ответов, выполнение тестов

Демонстрация – создание наглядного образа изучения предмета, путем его предъявления

Иллюстрация – показ и воспроизведение предметов

Видеометод – контроль, закрепление, повторение, обобщение, систематизация

Упражнение – многократное сознательное повторение умственных и практических действий в целью формирования профессионально важных умений и навыков

Взаимообучение – специфический метод взаимодействия между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовки

 

Активные методы обучения

Имитационные

· Игровые – ролевые игры, игровое проектирование

· Неигровые – анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинги

Неимитационные

· Проблемные семинары

· Тематические дискуссии

· Проблемные лекции

· Круглые столы

· Эвристические методы – мозговой штурм, метод синектики

 

Коммуникативный метод

 

В центре внимания находится формирование коммуникативной компетенции, уделяется большое внимание учету личностных особенностей ученика, коммуникативной мотивированности учебного процесса

Основными принципами построения содержания обучения с использованием коммуникативного метода являются:


  1. Речевая направленность
  2. Функциональность
  3. Ситуативность
  4. Новизна
  5. Личностная ориентация общения
  6. Моделирование

Признаки коммуникативности (по Е.И.Пассову):


  1. мотивированность учения
  2. включение в общение
  3. активность
  4. взаимодействие
  5. осмысленность
  6. личностный смысл
  7. проблемность
  8. оречевленность упражнений
  9. коммуникативное мышление
  10. контрастность
  11. содержательность
  12.  ситуативность
  13. функциональность
  14. целенаправленность
  15. выразительность
  16. коммуникативная ценность фраз
  17. прагматика речи
  18. эмоциональность

 





Игровой метод

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Ролевая игра

Цели компьютерного обучения

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  • подготовка личности «информационного общества»
  • формирование исследовательских умений
  • формирование умений принимать оптимальные решения
  • преподносить столько информации, сколько ученик в состоянии усвоить

Групповой метод обучения

Талмуд: «Для того, чтобы понять что-то, один должен учить другого»

Сенека: «Когда ты преподаешь, ты учишься дважды»

Конец XVIII века Джозеф Ланкастер и Андрю Белл внедрили в Нью-Йорке бел-ланкастерскую систему обучения.

В колониальном Бостоне молодой Бенджамин Франклин создал обучающие группы для получения образования.

Групповое обучение – основа проблемного обучения. Цель группового обучения состоит в том, чтобы сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции, развить определенные коммуникативные качества личности.

Основу использования группового обучения составляют

1) теория социальной взаимозависимости

2) теория обучения, направленная на когнитивное развитие

3) теория обучения исходящая из бихевиоризма

В результате исследования групповой работы были выявлены пять ключевых элементов, необходимых для организации этой работы


1) позитивная взаимосвязь

2) индивидуальная ответственность

3) стимулирующее взаимодействие

4) социальные навыки

5) процесс групповой работы




Приемы данного метода

1) интервью (cocktail party)

2) банк информации (information gap)

3) поиск пары

4) «пустой стул»

5) Координация действий

Основной принцип группового метода обучения: берем ответственность на себя.

Проблемный метод обучения

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проектный метод обучения

Проект - это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Типология проектов


  1. Исследовательские проекты
  2. Творческие проекты
  3. Ролево-игровые проекты
  4. Информационные проекты
  5. Практико-ориентировочные проекты

 



Этапы организации проекта

  1. выбор темы или проблемы проекта, создание проблемной ситуации
  2. формирование группы исполнителей, выдвижение гипотез решения поставленных проблем
  3. разработка плана работы над проектом, определение сроков, обсуждение методов проверки принятых гипотез
  4. поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу; выполнение проекта
  5. оформление совместного результата
  6. отчет по проекту
  7. оценка выполнения проекта.

Положительные черты

• овладение культурой проектирования

• развитие способностей творчески и самостоятельно мыслить

• развитие способностей прогнозировать варианты решения стоящей задачи

• широкое использование проблемности, заставляющей обучаемых мыслить.

• введение грамматики в виде таблиц значительно облегчает ее усвоение и систематизирование учащимися.

• увлекательность курса в силу использования эгофактора

Модульное обучение

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

В содержание модульного обучения входят:

1/ Общая постановка цели обучения;

2/ Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации;

3/ Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся;

4/ Совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);

5/ оценка результата.

Схематически учебный модуль выглядит так:

Вводная часть (ввод в модуль, тему)
Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников преимущественно через диалогическое общение)
Итоговая часть   (контроль)

 

Таким образом, во вводной части учебного модуля учитель:

А) знакомит учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля;

Б) определяет цели и задачи познавательной деятельности, учащихся в данном учебном модуле, при этом особое внимание уделяет «принятию» этих целей и задач каждым ученикам;

В) кратко (в течение 15-20 минут) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы («футляры», знаковые модели).

Формы изложения учебного материала во вводной части модуля - Лекция-визуализация, Лекция-консультация, Лекция-диалог, Проблемная лекция,

Диалогическая часть учебного модуля является осуществлением второго этапа целостного изучения раздела (темы) – операционально-познавательного.

При подготовке трехуровневых заданий для проработки учебного материала и диалогической части предлагается таксономия Б. Блума.

Задания III уровня («Облегченного») предполагают усвоение темы на уровне простейших знаний и понимания.

Начинаются они примерно со слов:

ЗНАНИЕ                                                         ПОНИМАНИЕ

                                         

Задания II уровня (отвечающие требованиям государственного стандарта образования) предполагают, усвоение на уровне применения и анализа знаний и составляются следующим образом:

СИНТЕЗ                                                                          ОЦЕНКА

     
 



Нетрадиционный урок

Иностранного языка


  • урок-диспут
  • урок-турнир
  • урок-игра
  • урок-экскурсия
  • урок-показ мод
  • урок-телемост
  • урок-аукцион
  • урок пресс-конференция
  • урок-конкурс
  • урок-размышление, урок-дискуссия
  • урок-круглый стол, урок-беседа
  • урок анализ, урок-проблема
  • урок-мечта
  • урок-исследование, урок-расследование
  • урок-проект

Нетрадиционные уроки позволяют



Классификация методов

По источнику получения знания (Перовский, Голант)

· Словесные

· Наглядные

· Практические

Лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой Метод иллюстрации, метод демонстрации Упражнения, лабораторные и практические работы

По назначению (Онищук)

· Коммуникативный

· Познавательный

· Преобразовательный

· Систематизированный

· Контрольный

Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.