По дидактическим целям (Данилов, Есипов)
· Метод изложения новых знаний
· Метод повторения и закрепления знаний
· Метод применения знаний
· Метод контроля за знаниями
По типу познавательной деятельности (Скаткин, Лернер)
· Объяснительно-иллюстративный
· Репродуктивный
· Частично-поисковый
· Исследовательский
· Проблемный
По месту в структуре учебной деятельности (Бабанский)
· Метод организации обучения
· Метод стимулирования
· Метод контроля за результатами
Классификация по Ю.К.Бабанскому
Методы организации обучения
как объясняется материал
Словесные методы
Вводная, обзорная, эпизодическая, информационная, проблемная
Вводная, сообщение новых знаний, синтезирующая (закрепление), контрольно-коррекционная
Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение
Конспектирование, составление плана, формирование тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование
· Объяснение
· Диспут
· Дискуссия
Наглядные методы
· Иллюстрация
· Демонстрация
Практические методы
· Упражнения
· Практическая работа
· Лабораторная работа
В какой логике идет объяснение
· Индуктивные методы
От частного к общему
· Дедуктивные методы
От общего к частному
Как мыслит учащийся
· Репродуктивные
· Проблемные
Как работают ученики
· Под руководством учителя
· Самостоятельно
Методы стимулирования и мотивации
Методы стимулирования интереса в учении
Дидактические игры, учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций
Методы стимулирующие долг и ответственность
Поощрение, порицание, метод оценки
Методы контроля
Устного контроля
Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен
Письменного контроля
Контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, тест
Лабораторно-практического контроля
Лаб-прак.работа, машинный, машинно-программный, безмашинный контроль
Традиционные методы
лекция – метод устного изложения учебного материала
· вводная – знакомтсво с содержанием курса
· обзорная – обобщение и систематизация знаний
· эпизодическая – без предварительного планирования
· информационная – монологическое изложение материала
· проблемная – приобщение к противоречиям
рассказ – изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме
Беседа – диалогический или вопросно0ответный способ изложения и закрепления материала
Объяснение – раскрытие смысла явлений, процессов и действий посредством изложения в повествовательной форме действующих в них причинно-следственных связей и отношений
Учебная дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме, она направлена на стимулирование познавательного интереса
Работа с книгой – ознакомление учащихся со структурой учебной книги, чтение отдельных глав, поиск ответов, выполнение тестов
Демонстрация – создание наглядного образа изучения предмета, путем его предъявления
Иллюстрация – показ и воспроизведение предметов
Видеометод – контроль, закрепление, повторение, обобщение, систематизация
Упражнение – многократное сознательное повторение умственных и практических действий в целью формирования профессионально важных умений и навыков
Взаимообучение – специфический метод взаимодействия между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовки
Активные методы обучения
Имитационные
· Игровые – ролевые игры, игровое проектирование
· Неигровые – анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинги
Неимитационные
· Проблемные семинары
· Тематические дискуссии
· Проблемные лекции
· Круглые столы
· Эвристические методы – мозговой штурм, метод синектики
Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.