Товарное хозяйство: сущность, условия функционирования и причина возникновения. Основные категории товарного хозяйства: товар, деньги, цена, рынок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Общество знает два основных типа организации экономики: натуральное и товарное хозяйство. Более развитым и сложным из них является товарное хозяйство. Оно предполагает более высокий уровень техники и организации производства. Свойственные ему организационно-экономические отношения стимулируют более быстрое развитие личных и вещественных факторов хозяйствования.

Товарное производство – это такая организация производства, при которой продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Общим условием возникновения, развития и функционирования товарного производства является общественное разделение труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции. Именно разделение труда приводит к необходимости обмена продуктами труда определенных производителей.

Непосредственной причиной возникновения товарного производства является экономическая обособленность товаропроизводителей друг от друга отношениями собственности (такое положение, при котором производители самостоятельно решают, что производить, какими средствами, какие ресурсы использовать и т.п.). Обособление товаропроизводителя становится наиболее полным, когда он является частным собственником.

Основные характерные черты товарного производства: общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, эквивалентность отношений, рыночная связь между производителями и потребителями, признание общественного характера труда через рынок, осуществление экономических процессов в товарно-денежных формах путем купли-продажи, производство для обмена и в расчете на выгоду, конкуренция.

Товарное производство в своем развитии проходит две стадии:

· низшая – бартерное хозяйство (любой товар можно непосредственно обменять на какой-либо другой без использования денег);

· высшая – денежное хозяйство (существует особый товар – деньги, который можно обменять на любой другой товар, а последний – на деньги).

Специфика товарного производства связана с существованием различных его типов. Выделяют простое и расширенное (развитое) товарное производство. Общими чертами этих типов являются: частная собственность на средства производства, рыночная форма связи между производителями, конкуренция между товаропроизводителями.

Различия:

Простое товарное производство Расширенное товарное производства
Производитель и собственник средств производства – одно лицо Производитель – наемный работник, собственник-капиталист
Производство на основе индивидуального труда Совместный труд наемных работников
Несложная техника Крупная машинная индустрия, автоматизированные системы
Цель производства – удовлетворение потребностей производителя Цель производства – получение прибыли

Сегодня простое товарное производство является характерным для развивающихся стран. В развитых странах оно имеет остаточный характер и выступает в виде мелкого товарного производства ремесленников, фермеров, розничных торговцев.

Развитая форма товарного производства – это наиболее эффективная стадия товарной организации производства, основанная на наемном труде, крупной частной собственности и машинной индустрии.

Товар - это любая вещь, которая обменивается на другую вещь или деньги и является предметом купли-продажи. Это все, что имеет полезные свойства, находится вне индивидуумом, имеет определенную независимость в экономическом просто ори, может быть присвоенным человеком или группой людей, а также то, что имеет относительную дефицитность. К экономическим товаров относится большинство товаров и услуг, производимых человечеством. Наконец, товар визн ачаеться как продукт труда, товары для обмена. Товар имеет несколько свойств. Различные научные школы определяют их по-разномузному.

Деньги как категория товарного производства сделали товарный обмен удобным, стабильным и понятным экономическим явлением. Однако изобретение денег осложнило товарные связи, выявило их противоречивость, разделение лило сферу товарных отношений на мир денег и мир товаров. По сути, деньги являются особым товаром, который выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги имеют много свойств, характеризующих их как особую й товар. Это общая стабильность, устойчивость к износу, портативность, делимость, приемлемость, взаимозаменяемость, способность к накоплению, распознаваемость, транспортабельностьість.

Кроме названных свойств, деньги имеют несколько важных признаков. Это, во-первых, всеобщее признание денег субъектами общественного обмена, во-вторых, деньги являются средством проявления ценности товаров, в-третьих, общест оши выполняют роль посредника во всех обменных операциях.

Выделяют такие функции денег, как мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и мировые деньги

а более чем трехтысячелетней период своего существования деньги прошли сложный путь развития и имели следующие формы:

а) товарные деньги - металлические слитки;

б) монетные деньги - чеканные монеты;

в) бумажные деньги - печатные банкноты;

г) электронные деньги - кредитные карточки

Цена, как и деньги, является элементом категориального ряда товарного производства. Она сформировалась в процессе длительного развития отношений обмена. При разных типов товарного производства цены сначала применяли лись как особые пропорции обмена. Когда человечество начало использовать деньги, цена стала денежным отражением ценности товаров. Современные представления о цене свидетельствуют, что сформулировать единое понятие цены довольно сложно. Смысл цены тесно связан с множеством факторов, влияющих на величину цены достаточно противоречиво. В условиях современной рыночной экономики все товарные отношения группируются и вращаются на вкол цены, и не случайно существует выражение, что"цена - это душа рыночной экономики"Без рыночных условий о цене можно не вспоминать, лишь рынок с огромным количеством товаров способен сформировать центи ціну.

Рынок - это совокупность существующих и потенциальных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения с целью купли, продажи и потребления товаров и услуг.

Рынок – это сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями; место, где совершается акт купли-продажи товаров.

Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Функции рынка:

1. обеспечение взаимосвязи производства и потребления;

2. стимулирование эффективности производства;

3. снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство.

4. стимулирование научно-технического прогресса;

5. дифференциация производителей;

6. забота производителя о качестве выпускаемой продукции.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 672.