Функции рынка.
Регулирующая— рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
Стимулирующая— по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
Информационная — дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
Посредническая — в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
Санирующая — ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
Социальная — рынок дифференцирует доходы участников рынка.
Принципы и инструменты механизма регулирования рыночной экономики.
Государственное регулирование представляет собой воздействие государства на действия хозяйствующих субъектов. Включает:
1)Обеспечение правовой основы функциональности рынка: определение прав частных предпринимателей, установление прав и регулирования отношений между предпринимателями.
2) Защита конкуренции, обеспечение антитрестовского законодательства, стимулирование конкуренции и регулирование деятельности союзов и корпораций.
3)Перераспределение доходов
4)Стабилизация экономики, включая максимально возможное становление ресурсов. Стимулирование предпринимательства, введение стабилизации финансовой сферы регулирования цен и тарифов.
Конкуренция: сущность, виды, формы. Методы конкурентной борьбы .
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Это общественная форма столкновения интересов субъектов рыночного хозяйства. Это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Формы:
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Несовершенная конкуренция (монополистическая, олигополия, дуополия)
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
Дуополия- термин, применяемый в буржуазной политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика определённого товара и между ними нет монополистических соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах производства.
Монополия.
Означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц, государство.
Виды:
1.Внутриотрослевая (предприятия одной отрасли)
2.Межотрослевая (предприятия разных отраслей)
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые;
2. неценовые;
3. недобросовестные методы конкуренции.
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.