Современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.
У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки.
К его преимуществам относят:
1. Наличие производственных технологий, направленных на минимизацию издержек, обуславливается личной заинтересованностью производителей в получении наибольшей прибыли при наименьших затратах.
2. Осуществление коррекции в распределении ресурсов через информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе.
3. Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей.
4. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся внешним и
внутренним условиям.
5. Экономическая свобода производителей и потребителей и как следствие - невозможность хронического товарного дефицита.
6. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы обеспечивать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
7. Постоянное стимулирование научно-технического прогресса и рост образования.
8. Отсутствие потребности в жёстком государственном контроле, обусловленное существованием феномена, названного А. Смитом «невидимой рукой рынка».
Рассмотрев достоинства рыночной экономики, необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары. Тем не менее, стоит отметить, что механизм рыночной экономики функционирует таким образом, что в наибольшей степени учитываются интересы, а значит, удовлетворяются потребности, обоих сторон экономического процесса, как потребителя, так и производителя.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Именно эти условия обеспечивают наличие у рыночного механизма функционирования экономики вышеизложенных преимуществ.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.
4.Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
5. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12%. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.
Каково же положение в постсоветской России? Следовало ожидать, что по мере продвижения к развитому рынку и здесь тоже возникнет реальная угроза безработицы. Так оно и произошло. Уже в ходе перестройки стала активно формироваться армия «лишних людей». За 90-е годы их количество почти постоянно возрастало и к началу 2010 г. (по данным Росстата) составило более 7,7 млн. человек (официально зарегистрированы в органах занятости как безработные 2,3 млн человек).
7.Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 264.