Преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки.

К его преимуществам относят:

1. Наличие производственных технологий, направленных на минимизацию издержек, обуславливается личной заинтересованностью производителей в получении наибольшей прибыли при наименьших затратах.

2. Осуществление коррекции в распределении ресурсов через информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе.

3. Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей.

4. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся внешним и

внутренним условиям.

5. Экономическая свобода производителей и потребителей и как следствие - невозможность хронического товарного дефицита.

6. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы обеспечивать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

7. Постоянное стимулирование научно-технического прогресса и рост образования.

8. Отсутствие потребности в жёстком государственном контроле, обусловленное существованием феномена, названного А. Смитом «невидимой рукой рынка».

Рассмотрев достоинства рыночной экономики, необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары. Тем не менее, стоит отметить, что механизм рыночной экономики функционирует таким образом, что в наибольшей степени учитываются интересы, а значит, удовлетворяются потребности, обоих сторон экономического процесса, как потребителя, так и производителя.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Именно эти условия обеспечивают наличие у рыночного механизма функционирования экономики вышеизложенных преимуществ.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко назы­вают, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты ис­кусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое при­менение химических удобрений делает продукты питания непригод­ными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, на­носимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересован­ными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необ­ходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4.Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

5. Современный рынок таит в себе опас­ность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики под­тверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величи­на относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей про­мышленности достигла 12%. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.

Каково же положение в постсоветской России? Следовало ожидать, что по мере продвижения к развитому рынку и здесь то­же возникнет реальная угроза безработицы. Так оно и произошло. Уже в ходе перестройки стала активно формироваться армия «лишних людей». За 90-е годы их количество почти постоянно возрастало и к началу 2010 г. (по данным Росстата) составило более 7,7 млн. человек (официально зарегистрированы в органах занятости как безработные 2,3 млн человек).

7.Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.