Экономика: предмет и функции.
Экономика— это совокупность всех видов деятельности человека, направленных на создание благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей.
Под предметом экономической теории в более широком смысле следует понимать взаимоотношение людей по созданию и распределению жизненных благ в обществе в целях удовлетворения своих потребностей, экономические законы, управляющие этими процессами.
Общая экономическая теория — это наука о поведении людей, их взаимоотношениях по созданию и распределению жизненных благ в обществе при ограниченных ресурсах, о законах, управлящих экономическими процессами.
Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы экономических систем и их основные черты. Смешанная экономика и ее модели.
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Современные экономические системы
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности субъекты экономических отношений.
Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех потребностей.
Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства.
Главными экономическими целями современного общества являются: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.
Фундаментальные вопросы экономики: Что, Как и для Кого производить, с целью достижения вышеперечисленных целей, по разному решаются в различных экономических системах.
Для выделения этих систем используют два основных критерия:
1. форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда);
2. способ координации и управления экономической деятельностью;
С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики.
Традиционная экономическая система
Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.
Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.
Характерные черты экономик традиционного типа:
§ Слабое развитие техники и технологий производства;
§ Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
§ Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
§ Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.
Становление и развитие экономической науки.
Развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Экономические школы
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм | 16-17 вв. | Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы | 18 век. | Франсуа Кенэ(1694-1774) |
Классическая политическая экономика | конец 18 — 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм | 2-я пол. 19 — 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория | конец 19 — начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство | 20 — начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм | 20 — начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм | 20 — начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантилизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
§ Томас Мен (1571-1641)
§ Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Основными представителями школы являлись:
§ Франсуа Кенэ (1694-1774)
§ Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Марженализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
§ Карл Менгер
§ Фридрих Визер
§ Леон Вальрас
§ Эйген-Бем-Баверк
§ Уильям Стэнли Джевонс
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
Представители неоклассической школы:
§ Альфред Маршал
§ Артур Пигун
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.
Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Несовершенная конкуренция (монополистическая, олигополия, дуополия)
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
Дуополия- термин, применяемый в буржуазной политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика определённого товара и между ними нет монополистических соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах производства.
Монополия.
Означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц, государство.
Виды:
1.Внутриотрослевая (предприятия одной отрасли)
2.Межотрослевая (предприятия разных отраслей)
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые;
2. неценовые;
3. недобросовестные методы конкуренции.
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен.
Рис. 40.1. Кривая спроса
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. Чем выше цена, тем меньше спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода.
Необходимо различать изменение спроса и изменение объема спроса.
Изменение спроса – сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его предпочтений, цен на другие блага, кроме изменения цены самого блага.
Изменение объема спроса – движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цены самого блага.
Из закона спроса имеется одно исключение, названное парадоксом Гиффена. Роберт Гиффен обнаружил, что в период голода в Ирландии в конце XIX в. объем спроса на картофель, цена которого повысилась, значительно возрос. Это объяснялось тем, что картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков и в сравнении с более качественными продуктами был относительно дешевым.
Эффект Веблена. Он ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, имеющих высокий социальный статус. Под эффектом Веблена понимается такое явление в теории потребления, когда имеется кривая спроса с положительным (вниз и влево) наклоном, поскольку для покупателей характерно демонстративное потребление благ. Действие эффекта Веблена приводит к тому, что объем спроса на определенное благо оказывается в прямой зависимости от его цены.
Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = QD = QS - равновесный объем производства.
Для большинства товаров рост дохода будет приводить к росту спроса на сам товар. Такие товары называются обычными или нормальными товарами, товарами высшей категории. Товары высшей категории (нормальные товары) — товары, для которых характерна следующая закономерность: чем выше уровень доходов населения, тем выше объем спроса на такие товары, и наоборот.
Для отдельных товаров характерна другая закономерность: с ростом дохода величина спроса на них сокращается. Это товары низшей категории. Маргарин, ливерная колбаса, газированная вода являются товарами низшей категории по сравнению со сливочным маслом, сервелатом и натуральным соком, являющимися товарами высшей категории.
Товар низшей категории — вовсе не бракованный или испортившийся товар, просто это менее престижная (и качественная) продукция. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:определить размеры производства отдельных товаров и услуг;изучить поведение потребителей;планировать ценовую политику предприятия;формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.
Практическое значение коэффициента эластичности. Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке.Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев.Такой коэффициент называется коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
20. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
Уровень запасов.
Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.
Фактор времени.
- в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;
-в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно;
- в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.
Бюджетное ограничение. Бюджетная линия
Бюджетное ограничение потребителя можно записать следующим образом:
I = pxx + pyy.
Линия, описываемая данным уравнением, носит название бюджетная линия. Графически она имеет вид:
Рис. 2. Бюджетная линия
При изменении дохода происходит параллельный сдвиг BL1 в BL2. При пропорциональном изменении цен происходит то же самое, поскольку рост цен относительно уменьшает доход, и наоборот, снижение цен относительно увеличивает доход потребителя.
Если же цены будут меняться непропорционально (к примеру, растет цена на товар х), происходит изменение наклона бюджетной линии (BL1сдвигается в BL3). То есть наклон BL отражает соотношение цен.
Выводы
· Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров (или двух товарных наборов), что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность для потребителя одинакова. Поэтому кривая безразличия – это линия равных полезностей.
· Двигаясь по кривой безразличия вниз, потребитель отказывается от определенного количества одного товара в пользу большего количества другого товара. Для количественного измерения этого используется понятие «предельная норма замещения».
· Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.
· Бюджетная линия показывает, какие наборы товаров потребителю доступны в соответствии с его доходом и ценами товаров. При изменении дохода происходит параллельный сдвиг бюджетной линии. При пропорциональном изменении цен происходит то же самое, поскольку рост цен относительно уменьшает доход, и наоборот, снижение цен относительно увеличивает доход потребителя. Если же цены будут меняться непропорционально, происходит изменение наклона бюджетной линии. То есть наклон BL отражает соотношение цен.
· Оптимум потребителя характеризует точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. Любое отклонение от нее либо снижает уровень потребления, либо недоступно по средствам. С ростом дохода бюджетная линия сдвигается вправо. Потребитель может перейти на более высокую кривую безразличия, т. е. он получает возможность увеличить потребление обоих товаров.
· Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замены. Это связано с тем, что в случае изменения цены происходят два процесса: во-первых, изменяется реальный доход индивида (при снижении цены товара доход относительно увеличивается); во-вторых, осуществляется относительная замена более дорогого товара более дешевым.
Чистая конкуренция.
Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:
1) множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;
2) полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;
3) отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;
4) полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;
5) отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.
Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений.
Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» [20,с105] принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.
Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства.
Что касается рыночных государств, то там пришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то есть практическом уровне, так и в области экономической теории. К настоящему времени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов. Поскольку для целей курсового исследования анализ механизмов не представляется главным, а литературные источники по нему достаточно распространены, то остановимся на классификации.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Чистая монополия
Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс-доставок, телекоммуникациями, включая электронную передачу письменных сообщений.
Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. На "De Beers Consolidated Mines, Ltd., of South Africa" приходится около 85% годовых продаж алмазов. Хотя компания не может считаться чистой монополией, она весьма близка к ней. Когда "De Beers" за месяц предложит на продажу больше алмазов, то, при прочих равных условиях, цена на алмазы упадет. Хотя "De Beers" не является чистой монополией, она продает очень большую долю всех покупаемых ежегодно необработанных алмазов и может влиять на цены на алмазы, контролируя их количество, которое предлагает на продажу.
Это довольно необычно, но чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. Например, если вы посещаете колледж в маленьком городе, то там может оказаться только один продавец учебников для колледжа. У книжного магазина была бы местная монополия на продажу различных учебников. Таким же образом в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Вы сталкиваетесь с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы. Когда у фирмы имеется наклоненная вниз кривая спроса на ее продукт, она обладает способностью повышать или понижать цену путем изменения количества товара, которое она предлагает. Например, хотя корпорация "Ford Motor Company" не обладает чистой монополией на производство и продажу автомобилей, она могла бы владеть монопольной властью, если бы смогла поднимать цену на свои машины, предлагая дилерам меньшее их количество. Она могла бы поступать так, если бы кривая спроса на ее автомашины была бы наклонена вниз. Это могло бы случиться, если бы достаточное число покупателей машин "Ford" рассматривали их как продукты, значительно отличающиеся от автомобилей конкурирующих производителей. "Ford" мог бы также воздействовать на цену автомобилей, если бы его доля, в общем, их предложении была достаточно велика для того, чтобы сделать автомобили значительно более редким на рынке товаром или, наоборот, имеющимся в изобилии в течение данного периода. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз рыночной кривой спроса на этот продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и конкурентным рынком заключается в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять на цену, выручаемую за ее товар. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность. Рыночная структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в общем количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же других фирм невозможно. В случае совершенной конкуренции существует много фирм, причем каждая с маленькой рыночной долей, и возможен свободный вход в отрасль. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания многих проблем, что полезно для уяснения промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того, могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.
Олигополия
Олигополия – наличие на рынке небольшого числа фирм – производителей данного товара, которые действуют совместно. Одной из отличительных черт олигополии является то, что их немного, и они могут воздействовать на рынок может индивидуально. Простейшим случаем олигополии является дуополия – участие на рынке двух производителей определённого товара, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платёжеспособность спрос на рынке.
Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида. Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия. Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, экономист П. Самуэльсон [19,с125] разделил олигополии на 2 вида в зависимости от степени контроля над ценой:
1) тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.
2) доминировавшая олигополия - одна из фирм-олигополиствов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией-лидером.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках. Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива. Подводя итог, заметим, что олигополистические рынки обладают следующими чертами:
1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.
2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры. Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.
Распределительный метод
ВНП определяют как сумму всех первичных, еще не перераспределенных доходов, которую получают домашние хозяйства, предприятия и государственные учреждения.
Различают четыре компонента пофакторных доходов:
§ Заработная плата — оплата труда рабочих и служащих. Сюда включают сумму заработной платы, получаемой по ведомости, дополнительные социальные выплаты, выплаты по социальному страхованию, в том числе выплаты из частных пенсионных фондов.
§ Рента — рентальные доходы домохозяйств от сдачи в аренду земли, помещений и жилья.
§ Процент — это плата за денежный капитал. Под ним подразумевают проценты по кредитам и вкладам.
§ Прибыль — представляет собой прибыль, которую получают владельцы единоличных хозяйств и кооперативов (некорпоративная прибыль), и прибыль, которую получают корпорации. Прибыль корпораций подразделяется на дивиденды (распределяемая прибыль) и на прибыль, которая идет на расширение производства (нераспределяемая прибыль).
Сумма всех доходов по пофакторым затратам представляет собой чистый национальный доход. То есть это еще не все факторы входящие в состав ВНП.
Оценивая весь объем произведенной продукции с точки зрения потока доходов, мы не учти ту часть стоимости которая пойдет на возмещение потребленных в процессе производства капитальных товаров, другими словами, амортизационные отчисления. Они как доход не принадлежат никому из собственников факторов производства.
Добавляя амортизационные отчисления к чистому национальному продукту, мы получаем валовый национальный продукт.
Метод добавленной стоимости
Анализ валового продукта методом добавленной стоимости позволяет выявить степень участия отдельных отраслей в создании валового продукта.
Метод добавленной стоимости предполагает сложение стоимости, добавленной на каждой стадии производства продукта. Добавленная стоимость равна стоимости произведенной продукции за вычетом стоимости промежуточной продукции.
Например если фермер выращивает пшеницу и продает её фирме за 10 рублей, а фирма создаёт из этого объема пшеницы хлеб и продаёт его за 35 рублей, то в данном случае в ВНП учитывается только стоимость хлеба (35 рублей) так как стоимость пшеницы уже включена в стоимостсь хлеба. При методе добавленной стоимости мы складывает расходы фирмы на приобретение пшеницы (10 рублей) и расходы на производство хлеба (заработная плата) и прибыль.
Добавленная стоимость включает такие элементы как:
§ заработная плата;
§ прибыль;
§ процент за кредит;
§ амортизация;
§ расходы на рекламу, транспорт.
В целом для экономики сумма добавленной стоимости должна равняться рыночной стоимости всей конечной продукции и услуг.
Кривая совокупного спроса
Ценовой фактор, влияющий на совокупный спрос, расщепляется на три эффекта:
1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).
Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD).
2. Эффект богатства (кассовых остатков)
Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), а их спрос на рынке, естественно, снижается (AD);
3. Эффект импортных закупок (товаров)
Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение спроса на отечественные товары (ADx) и делает привлекательными импортные, которые их замещают в потреблении (ADE).
Все ценовые факторы (AD) традиционно воздействуют на его движение вдоль кривой совокупного спроса, а неценовые – сдвигают ее в системе координат вправо или влево.
К неценовым относятся факторы, указанные в формуле 45.1.
2. Совокупное предложение и его элементы. Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.
Зависимость AS(совокупного предложения) от уровня цен описывается кривой совокупного предложения (рис. 45.2).
Рис. 45.2. Кривая совокупного предложения
AS– совокупное предложение.
Кривая совокупного предложения ASусловно состоит из трех участков:
I – горизонтальный – производство растет при низком неизменном уровне цен;
II – восходящий – увеличение объемов производства идет на фоне роста цен;
III – вертикальный – экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
Сторонники неоклассического и кейнсианского подходов к экономике по-разному оценивают кривую ASв коротком периоде: кейнсианцы считают, что она представлена участком I, а неоклассики – участком II. Различие их взглядов кроется в неодинаковой интерпретации поведения продавцов и покупателей на рынке. Неоклассики, как известно, исходят из гибкости цен и полной рациональности в поведении агентов рынка (homo economicus), а вторые это отрицают.
По существу, вид кривой ASв коротком периоде зависит от поведения экономических субъектов и условий рыночной конъюнктуры, т. е. ряда неценовых факторов.
Среди основных неценовых факторов совокупного предложения выделяют:
– уровень технологии производства в стране;
– общую производительность труда;
– изменение условий деятельности в бизнесе;
– характер применения ресурсов (экстенсивный, интенсивный) и т. д.
Если под воздействием ценового фактора совокупное предложение скользит по кривой AS, то изменение неценовых факторов приводит к ее сдвигу.
В долгосрочном периоде сторонники обеих противоборствующих экономических теорий сходятся в едином мнении: кривая AS принимает вертикальный вид, так как в длительном периоде вслед за ростом товарных цен работники всегда требуют повышения зарплаты, а вслед за ростом прибыли идет рост издержек. В этих условиях объем предложения ограничивается техническими возможностями производства и не может увеличиваться произвольно.
3. Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения. Совокупные спрос и предложение встречаются на рынке благ, формируя равновесную ситуацию: AD = AS. В самом общем виде кривая AD пересекает AS на участке II, образуя равновесный объем национального производства (ВНП) и равновесную цену PE.
Эта ситуация описывается графиком (рис. 45.3).
Различные взгляды на кривую AS в коротком периоде приводят неоклассиков и кейнсианцев к противоположной оценке макроэкономического равновесия на рынке благ.
Рис. 45.3. Равновесие на рынке благ
Представители неоклассической школы считают, что в условиях гибкости цен, зарплаты, процентной ставки они способны расти и сокращаться под влиянием спроса и предложения. В результате снижение AD не приводит к сокращению объема национального производства, а только Р 4 изменяет цены. Отсюда делается вывод о том, что свободное ценообразование способно само, без всякого вмешательства государства, установить равновесие на рынке благ (рис. 45.4).
Рис. 45.4. Неоклассическая трактовка равновесия на рынке благ
E, E1 – точки равновесия.
Представители кейнсианской школы не признают такой оценки равновесия и предлагают свою: совокупное предложение AS лишь в длительном периоде имеет вертикальный вид, а в коротком – принимает горизонтальный: в экономике постоянно существуют незадействованные ресурсы (в том числе безработица), а цены и зарплата не являются гибкими, так как зафиксированы в договорах поставок продукции, закупленном сырье и оборудовании, заключенных трудовых соглашениях с работниками на длительный период (месяцы и годы) и т. д.
Сокращение совокупного спроса AD ведет к сокращению объемов национального производства y (ВНП), поэтому, чтобы не допустить спада или даже кризиса в экономике, необходимо вмешательство государства с целью поддержки достаточного уровня совокупного спроса AD (рис. 45.5).
Рис. 45.5. Кейнсианская трактовка равновесия на рынке благ
Государственный долг
- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.
Внутренние долговые обязательства:
· Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
· Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте
12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций.
Причины возникновения внутреннего государственного долга
· Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
· Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
· Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
· величина долга на душу населения;
· отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
· отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
· расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
· отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
15. Меры по управлению государственным долгом:
· Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
· Поиск средств для выплаты долга.
· Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
· Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
Методы измерения инфляции
Для учета экономического развития и изучения реального падения стоимости финансовой единицы существуют методы измерения инфляции. Их несколько, и они базируются на разных подходах и наработках научных школ:
Измерение с помощью уровня цен. Этот способ измерения инфляции заключается в следующем. Применяется уровень цен валового продукта экономики всей страны, персональных потребительских цен и персональных оптовых цен. Для подсчета уровня сравнивают общую стоимость обусловленного набора товаров и услуг, обозначается этот показатель в процентах.
Определение мощности инфляционных процессов. Метод предполагает подсчет хода инфляции за определенные промежутки времени (периоды могут быть совершенно разные, в зависимости от задач – от суток до столетий).
Подсчет по правилу объема 70. Правило дает возможность за короткий срок измерить число лет, нужных для удвоения величины цен: надо лишь разделить цифру 70 на скорость ежегодного нарастания величины цен в процентах.
Инструменты регулирования
Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения. Со второй половины ХХ в. стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводится при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.
Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты.
Реставрация – повышение официального валютного курса.
Девальвация – снижение официального валютного курса.
Деноминация – метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен.
Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек производства оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства.
Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем:
Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.
Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.
Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
К занятым гражданам в составе экономически активного населения относят лиц в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также иную приносящую доход работу;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
Уровень безработицы является основным показателем, характеризующим состояние рынка труда и занятости населения. С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике.
Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности.
Основными направлениями политики содействия занятости населения являются:
· преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией
· сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;
· создание условий для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;
· обеспечение целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;
· осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;
· смягчение последствий длительной безработицы.
Одна из причин снижения занятости это постоянные колебания в экономике связанные с кризисными явлениями, также снижение темпов экономического роста. Снижение экономической активности влияет на сокращение уровня занятости в таких отраслях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.
Выделяют пять основных причин безработицы:
· структурные сдвиги в экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
· экономический спад (депрессия), который вынуждает работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
· политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;
· сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
· изменение в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения трудоспособного возраста.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Эмитенты
Эмитенты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица.
На практике эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи. В понятии «эмитент» упор делается не только на выпуск ценной бумаги, но и на принятие эмитентом обязательств по ней, а значит, и на получение определенных прав, связанных с ценной бумагой, ее владельцем, покупателем. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и граждане (физические лица).
Инвесторы
Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг.
Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель ее есть инвестор. Инвестор может одновременно быть эмитентом, если он осуществляет выпуск собственных ценных бумаг, и эмитент становится одновременно инвестором, если он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Если эмитента и можно с определенной долей условности назвать первым продавцом его ценной бумаги (на самом деле часто не сам эмитент продает ее, а уполномоченное им лицо), то инвестор, как правило, никогда не станет «конечным» покупателем ценной бумаги. Он постоянно выступает то в роли продавца, то в роли покупателя в зависимости от ситуации на рынке, цен и доходности различных ценных бумаг. Поэтому неправильно отождествлять эмитентов только с продавцами ценных бумаг, а инвесторов — только с их покупателями.
И эмитенты, и инвесторы выступают одновременно и продавцами, и покупателями на рынке ценных бумаг. Деление участников рынка на эмитентов и инвесторов производится не по их положению относительно купли-продажи ценной бумаги, а по отношению к имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге.
Фондовые посредники
Фондовые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).
Брокеры — это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии. Брокер получает доход в виде комиссионного вознаграждения.
В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссиоционных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги.
Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.
Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.
Фондовые посредники могут быть только юридическими лицами, могут образовываться в различных организационно-правовых формах, обязательно наличие для них государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.
Организации инфраструктуры
Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.
Организаторы рынка ценных бумаг- это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.
К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.
§ Расчетные центры — это организации банковского типа, специализирующиеся на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.
§ Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;
§ Депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.
Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.
Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.
56. Рынок ценных бумаг: первичный и вторичный. Фондовая биржа. Курс ценных бумаг.
Первичный рынок. Это тот рынок, на котором эмитенты продают ценные бумаги инвесторам. Точнее — это механизм эмиссии и первичного размещения эмитированных бумаг. Говоря о первичном рынке, следует применять термин размещение ценных бумаг.
Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.
Таким образом, первичный рынок — это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
В результате продажи акций и облигаций на первичном рынке эмитент получает необходимые ему финансовые средства, а бумаги оседают в руках первоначальных покупателей. Все остальные перепродажи бумаг образуют вторичный рынок.
Кроме физического изготовления ценных бумаг (если оно предусмотрено) процесс эмиссии включает заключение соглашения между эмитентом и консорциумом, определение способа передачи последнему ценных бумаг (продажа или передача на комиссию), а также порядок размещения среди инвесторов.
Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д.
Вторичный рынок. Это отношения, складывающиеся при купле-продаже ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.
Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер вложений инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.
Важнейшая черта вторичного рынка — его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и низких издержках на реализацию.
На вторичном рынке операторами являются только инвесторы, т.е. те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлечения дохода. Первоначальный инвестор, купивший у эмитента ценные бумаги, вправе перепродать эти бумаги другим лицам, а те в свою очередь свободны продавать их следующим вкладчикам. На вторичном рынке происходит не аккумулирование новых финансовых средств для эмитента, а только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.
Без полнокровного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка. Создавая механизм для немедленной перепродажи бумаг, вторичный рынок усиливает к ним доверие со стороны вкладчиков, стимулирует их желание покупать новые фондовые ценности и тем самым способствует более полному аккумулированию ресурсов общества в интересах производства, способствует переливу капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства.
При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие предприятия и начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.
К вторичному рынку применяется термин обращение ценных бумаг. Главная функция вторичного рынка — перераспределение капитала.
Фондовая биржа. Это организованная определенным образом часть рынка ценных бумаг, на котором с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи. Особенность биржевой торговли в том, что сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго определенное время — во время сеанса (или биржевой сессии) и по четко установленным, обязательным для всех участников правилам. Биржа создает четкую организационную структуру и механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями, а также высоконадежную систему контроля за результатом исполнения сделок.
В мировой практике существуют различные организационно-правовые формы бирж. В основном биржи создаются в форме ассоциации либо акционерных обществ. Если биржа создается в форме ассоциации или государственного учреждения, то получение прибыли не ставится целью. Если же биржа существует в форме акционерного общества, то и в этом случае в уставе биржи может быть указано, что биржа не преследует цели получения прибыли, и дивиденды по акциям не выплачиваются. Кроме того, членами правления бирж могут быть представители эмитентов и инвесторов, а иногда и государственных органов.
Государство же с помощью актов, регламентирующих деятельность бирж, принимает меры, направленные на осуществление полной гласности деятельности бирж.
Деятельность фондовых бирж в России регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж — организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизации предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых брокерами — членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных инвесторов. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Экономика: предмет и функции.
Экономика— это совокупность всех видов деятельности человека, направленных на создание благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей.
Под предметом экономической теории в более широком смысле следует понимать взаимоотношение людей по созданию и распределению жизненных благ в обществе в целях удовлетворения своих потребностей, экономические законы, управляющие этими процессами.
Общая экономическая теория — это наука о поведении людей, их взаимоотношениях по созданию и распределению жизненных благ в обществе при ограниченных ресурсах, о законах, управлящих экономическими процессами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 272.