РЕКОМЕНДАЦИИ:
(1) Обратите внимание, что препарат представляет собой плёнку, а не срез.
(2) Рассмотрите препарат в двух окрасках (гематоксилин-эозин и железный гематоксилин). Обратите внимание на эритроциты в просвете некоторых сосудов, окрашиваемые эозином.
(3) В отличие от капилляров и венул, стенка артериол содержит гладкие миоциты, придающие ей поперечную исчерченность на плёночных препаратах.
Задание III. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МИКРОФОТОГРАФИЙ
Изучив тему, вы должны распознавать перечисленные электронные микрофотографии и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 34 - 36).
Гемокапилляры разных типов
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
(1) На схеме представлены два типа капилляров: с непрерывной эндотелиальной выстилкой и фенестрированный. Сравните их строение с синусоидным капилляром, представленным на схеме в учебнике (с.14) и в атласе.
Стенка артерии мышечного типа
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
(1) На электронной микрофотографии представлена только интима и часть средней оболочки. В интиме хорошо различима фестончатая внутренняя эластическая мембрана.
Задание IV. САМОКОНТРОЛЬ
Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 36 - 37) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов по частной гистологии»).
Заполните таблицы.
Таблица 14.1. Характеристика строения стенки сосуда
Оболочки | Слои оболочек | Ткани, образующие слои |
Таблица 14.2. Характеристика строения стенки сердца
Оболочки | Слои оболочек | Ткани, образующие слои |
Таблица 14.3. Особенности строения капилляров различного типа
Признак сравнения | Типы капилляров | ||
с непрерывной выстилкой | фенестрированные | синусоидные | |
Наличие пор в эндотелии | |||
Эндоцитозные пузырьки в эндотелии | |||
Базальная мембрана | |||
Наличие перицитов | |||
Где встречаются данные капилляры |
Тема: ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУНОГЕНЕЗА
Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Приступая к изучению данного раздела, необходимо повторить следующие темы: (1) «Кроветворные ткани»; (2) «Органы сердечно-сосудистой системы» (сосуды).
Изучив содержание темы, вы должны освоить общие понятия темы, знать морфофункциональные особенности красного костного мозга, тимуса, лимфатического узла, селезёнки.
Общие понятия темы
Общие закономерности строения органов кроветворения и иммуногенеза, их тканевой состав, функции. Центральные и периферические органы кроветворения и иммуногенеза. Антиген-независимая и антиген-зависимая пролиферация и дифференцировка В- и Т-лимфоцитов.
Красный костный мозг
Развитие, локализация и функции. Гемопоэтический, стромальный, сосудистый компоненты, особенности строения и тканевой состав. Кроветворение в красном костном мозге, гуморальная регуляция гемопоэза. Антиген-независимая пролиферация В-лимфоцитов, селекция лимфоцитов (положительная и отрицательная), апоптоз лимфоцитов.
Тимус
Развитие, строение, функции, возрастные изменения. Корковое вещество: антиген-независимая пролиферация Т-лимфоцитов, селекция лимфоцитов (положительная и отрицательная), апоптоз лимфоцитов; клетки эпителиоретикулярной стромы коркового вещества и их функции; гемато-тимусный барьер, его компоненты. Мозговое вещество тимуса. Слоистые эпителиальные тельца Гассаля.
Лимфатический узел
Развитие, строение, функции. Корковое вещество (наружная и глубокая кора), типы лимфатических узелков (первичные и вторичные), строение вторичных узелков (корона и герминативный центр). Иммунокомпетентные клетки коркового вещества, распределение Т- и В-лимфоцитов в корковом веществе.
Мозговое вещество: мозговые тяжи, их клеточный состав и функции. Строма лимфатического узла. Синусы лимфатического узла: строение и функции.
Селезенка
Развитие, строение, функции. Белая пульпа: тканевой состав (Т- и В- зависимые зоны) и её функции. Красная пульпа: венозные синусы и селезёночные (пульпарные) тяжи, их строение и функции. Особенности кровообращения в селезёнке (открытое и закрытое кровообращение) и его значение.
Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 37 - 38).
1. Тимус (вилочковая железа) (№ 71)
РЕКОМЕНДАЦИИ:
(1) В каждой дольке хорошо видно более темное – корковое и более светлое – мозговое вещество, резко выраженная граница между которыми отсутствует. В мозговом веществе необходимо распознавать окрашенные оксифильно слоистые эпителиальные тельца Гассаля. Эпителиальные тельца имеют неодинаковые размеры на разных препаратах.
(2) Необходимо различать тельца Гассаля и кровеносные сосуды.
Лимфатический узел (№ 66)
РЕКОМЕНДАЦИИ:
(1) Определите более темное – корковое вещество и, более светлое – мозговое вещество. По периферии коркового вещества найдите лимфатические узелки, образующие наружную кору. Глубже лимфатических узелков следует найти скопление диффузной лимфоидной ткани – глубокую кору, или паракортикальную зону.
(2) В мозговом веществе имеются интенсивно окрашенные тяжи лимфоидной ткани (мозговые тяжи).
(3) В корковом и мозговом веществе следует найти лимфатические синусы. Это узкие светлые, содержащие ретикулярную ткань, лимфоциты и макрофаги, участки между капсулой узла и наружной корой (маргинальный синус), между соединительнотканными трабекулами и лимфоидной тканью наружной и глубокой коры (промежуточный корковый синус), а также между соединительнотканными трабекулами и мозговыми тяжами (промежуточный мозговой синус).
Селезенка (№ 65)
РЕКОМЕНДАЦИИ:
(1) Обратите внимание на толстую капсулу, покрытую мезотелием и содержащую гладкие миоциты, от которой вглубь органа отходят трабекулы, содержащие трабекулярные сосуды. Связь трабекул с капсулой прослеживается не всегда.
(2) Обратите внимание, что лимфатические узелки в паренхиме органа располагаются неупорядоченно.
(2) Определите эксцентрично расположенную по отношению к лимфатическому узелку центральную артерию, которая окружена скоплением лимфоидной ткани –периартериальным лимфатическим влагалищем.
Задание III. САМОКОНТРОЛЬ
Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 38 - 39) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов по частной гистологии»).
Рассмотрите и зарисуйте схему кровообращения в селезёнке.
Заполните таблицу.
Таблица 15.1. Характеристика центральных и периферических органов кроветворения и иммуногенеза
Признак сравнения | Центральные органы | Периферические органы | ||
Красный костный мозг | Тимус | Лимфатический узел | Селезенка | |
Наличие венозных синусов и их строение | ||||
Наличие лимфатических синусов | ||||
Наличие лимфатических узелков и их расположение | ||||
Расположение и наиме-нование Т – зависимых зон | ||||
Расположение и наиме-нование В – зависимых зон | ||||
Ткань стромы |
Тема: ОРГАНЫ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Приступая к изучению данного раздела, необходимо повторить следующие темы: (1) «Эпителиальные ткани» (железы); (2) «Органы сердечно-сосудистой системы» (сосуды).
Изучив содержание темы, вы должны освоить общие понятия темы, знать морфофункциональные особенности гипоталамо-гипофизарной системы, эпифиза, щитовидной железы, околощитовидных желёз и надпочечников.
Общие понятия темы
Виды эндокринной регуляции. Строение эндокринных желёз, гистофизиология эндокринных клеток. Функционально ведущие ткани эндокринных желез. Общие принципы организации эндокринной системы. Диффузная эндокринная система.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.