Основания классификации | Виды причин и условий |
Уровень функцио-нирования | 1. Общие причины и условия 2. Причины и условия отдельных видов преступлений. 3. Причины и условия отдельного преступления. |
Природа возникновения | 1. Объективные. 2. Субъективные. 3. Объективно-субъективные. |
Содержание | 1. Экономические (социально-экономические). 2. Социальные. 3. Политические (социально-политические). 4. Правовые. 5. Организационные. 6. Управленческие. 7. Нравственно-психические. 8. Патопсихологические. 9. Этнопсихологические. |
Сущность | 1. Социальные. 2. Биологические. |
Территориальная распространенность | 1. Причины и условия в масштабе всей страны. 2. Региональные причины и условия. 3. Причины и условия отдельной административно-территориальной единицы. |
Временная распространенность | 1. Причины и условия, действующие постоянно. 2. Причины и условия, действующие временно. |
Таблица 6.2
Оценка населением России уровня защищенности от преступников и посягательств на жизнь, здоровье и имущество
Чувствуют себя: | % (Россия в целом) |
защищенным (-ой) | 18 |
скорее защищенным (-ой), чем незащищенным (-ой) | 39 |
скорее незащищенным (-ой), чем защищенным (-ой) | 31 |
незащищенным (-ой) | 10 |
затрудняюсь ответить | 3 |
Ваше ощущение личной безопасности за последние годы изменилось или не изменилось?
Если изменилось, то как Вы себя стали чувствовать – более защищенным (-ой) или менее защищенным (-ой)?
Рисунок 6.1
Распределение ответов на вопрос: «Вы в целом чувствуете себя защищенным(-ой) или незащищенным(-ой) от преступных посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество?» / Позиция «Защищенным(-ой)» (в % от общего числа опрошенных в федеральных округах)
Рисунок 6.2
Распределение ответов на вопрос: «Как Вам кажется, жизнь в России в последние год-два стала опаснее или безопаснее?» / Позиция «Безопаснее» (в % от общего числа опрошенных в
федеральном округе)
Тема 7. Механизм преступного поведения
Биологическая природа человека такова, что его поведение
не может всегда мотивироваться рассудком.
Раймон Арон
Вид занятия: семинар.
Время: 2 часа.
Учебная цель – в результате изучения темы учащиеся должны понять, как человек становится преступником, какие обстоятельства трансформируют милого малыша в опасного криминального типа. В ходе занятия целесообразно сформировать у учащихся умение выявлять причины и условия преступления в ходе предварительного следствия и суда.
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Методология анализа причин преступности.
2. Структура причин отдельного преступления.
3. Причины и условия преступления. Научно-практическое значение анализа причин и условий преступления.
4. Мотивация преступного поведения. Готовность к совершению преступления как элемент криминальной мотивации.
5. Методика выявления причин и условий преступления.
Вопросы для письменного контроля подготовки к занятию
(письменная летучка вначале семинара в течение 10 минут по нескольким вариантам)
1. Структура причин отдельного преступления (нарисовать схему).
2. Практические выводы из анализа структуры причин отдельного преступления.
3. Мотивация преступного поведения (понятие, структура, характеристика элементов).
4. Готовность к совершению преступления (понятие криминальной готовности, ее структура, виды криминальной готовности).
5. Причины и условия преступления (понятие, отличие причин от условий). Методика выявления причин и условий преступления.
Проблемные вопросы и задания.
1. Понятие причин и условий конкретного преступления.
2. Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение.
3. Понятие механизма преступного поведения как процесса взаимодействия личности и внешней среды, формирующего преступное поведение.
4. Структура и характеристика причин отдельного преступления.
5. Элементы механизма конкретного преступления.
6. Социально-психологический механизм индивидуального преступного поведения.
7. Мотивация преступного поведения (понятие, структура, характеристика элементов).
8. Классификация мотивов преступного поведения.
9. Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации и установки в механизме преступного поведения.
10. Криминогенная мотивация, базирующаяся на антиобщественной установке, как ключевой элемент механизма преступного поведения.
11. Истоки формирования криминогенной мотивации.
12. Ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления. Понятие криминогенной ситуации.
13. Классификация криминогенных ситуаций по источникам возникновения, продолжительности, содержанию и характеру воздействия на личность преступника.
14. Значение своевременного выявления и устранения криминогенных ситуаций (ситуативное предупреждение преступлений).
Задание на самостоятельное углубленное изучение темы
Подготовьте письменные рефераты по темам:
1) «Структура причин отдельного преступления»;
2) «Мотивация преступного поведения»;
3) «Причины и условия преступления».
Литература по теме
1. Антонян, Ю. М. Криинология : учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Антонян. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М. : Издательство Юрайт, 2017.
2. Антонян, Ю. М. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование / Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов. – М. : Норма : ИНФА-М, 2015.
3. Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник для академического бакалавриата / О. Р. Афанасьева,
М. В. Гончарова, В. И. Шиян. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
4. Веренич, И. В. Криминалистическая наука и теория механизма преступления : монография / И. В. Веренич, А. М. Кустов,
В. М. Прошин ; под науч. ред. А. М. Кустова. – М. : Юрлитинформ, 2016.
5. Личность преступника и профилактика преступлений : монография / под. ред. Ю. М. Антоняна. – М. : Проспект, 2017.
6. Лунеев, В. В. Криминология : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лунеев. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
7. Лунеев, В. В. Курс мировой и российской криминологии : в 2 т. Т. 1 : Общая часть : в 3 кн. Кн. 3 : учебник для магистратуры / В. В. Лунеев. – М. : Издательство Юрайт, 2016.
8. Петин, И. А. Механизм преступного насилия / И. А. Петин. 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Юридический центр, 2016.
Рисунок 7.1
Дата: 2019-03-05, просмотров: 365.