Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует.
Луций Анней Сенека
Вид занятия: семинар.
Время: 2 часа.
Учебная цель – в результате изучения темы учащиеся должны уяснить сложность и многогранность феномена преступности, для исследования сущности которого в криминологии выработаны различные методы. Особое внимание нужно уделить тому, какие сложные реалии открываются перед исследователями при социологическом и теологическом анализе криминальных явлений.
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Понятие, пределы и уровни криминологических исследований, их практическая значимость.
2. Методология и методика криминологических исследований.
3. Методы криминологических исследований.
4. Криминологический анализ преступности.
5. Криминологическое прогнозирование как метод познания будущего преступности и криминологической науки.
Вопросы для письменного контроля подготовки к занятию
(письменная летучка вначале семинара в течение 10 минут по нескольким вариантам)
1. Раскройте понятие криминологического исследования и его виды.
2. Какие правовые основы криминологических исследований Вы можете выделить? Назовите объекты криминологических исследований.
3. Выделите этапы эмпирического криминологического исследования и их содержание.
4. Наблюдение в криминологических исследованиях. Виды наблюдения, их классификация. Методика и техника осуществления криминологического наблюдения.
Проблемные вопросы и задания.
1. Понятие методологии и методики.
2. Использование в криминологии основных философских законов и категорий.
3. Значение диалектики как всеобщего метода познания для изучения криминологических объектов.
4. Взаимосвязь общего, особенного единичного, необходимого и случайного, причины и следствия, ее проявления на криминологических объектах.
5. Исторический подход, комплексность и системность как методологические принципы криминологического исследования.
6. Общенаучные методы – основа криминологического познания.
7. Значение общенаучных методов, включая: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез.
8. Применение конкретно-социологических методов: наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование), анализ документов, социальный эксперимент.
9. Значимость психологических методов криминологических исследований (эксперимент, биографический метод, беседа, интервью, тестирование).
10. Использование статистических методов.
11. Значение математических методов в криминологии.
Задание на самостоятельное углубленное изучение темы
Подготовьте письменные рефераты по темам:
1) «Методы экспертных оценок»;
2) «Методология прогнозирования преступности»;
3) «Теоретические методы исследования в криминологии»;
4) «Эмпирические методы исследования в криминологии»;
5) «Уголовная статистика как метод криминологических исследований».
Аналитические задания
1. Определите какие методы исследования были применены в данном случае. Укажите достоинства и недостатки использованных методов.
Сотрудники ФСИН России приняли решение изучить специфику и причины пенитенциарной преступности, а также субкультуру осужденных. В этих целях в исправительное учреждение был помещен научный сотрудник.
На протяжении длительного времени «отбывания с осужденными наказания» он изучал субкультуру осужденных, в том числе привычки, жаргон, методы общения, наблюдал приемы общения осужденных.
2. Составьте анкету для интервьюирования личности П.
В 2014 г. на территории Московской области были зарегистрированы случаи нападений на школьников, мальчиков и девочек в возрасте до 12 лет, которые подвергались сексуальному насилию. В течение трех лет, до 2016 г., жертвами преступлений стало 23 несовершеннолетних ребенка. При этом жертвы нападений были установлены в разных районах области. В ходе оперативно-следственных мероприятий был задержан П., житель Московской области, 23 года, безработный. Было установлено, что П. состоит на учете в психоневрологическом диспансере, страдает комплексом неполноценного физического развития.
Литература по теме
1. Антонян, Ю. М. Криминология: учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Антонян. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
2. Гилинский, Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / Я. И. Гилинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Алеф-Пресс, 2014.
3. Криминология : в 2 т. Т. 1 : Общая часть : учебник для академического бакалавриата / Ю. С. Жариков, В. П. Ревин,
В. Д. Малков, В. В. Ревина. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
4. Криминология. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / П. В. Агапов [и др.] ; под общ. ред.
О. С. Капинус. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
5. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева,
В. Е. Эминова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2009.
6. Криминология : учебник для академического бакалавриата /
В. И. Авдийский [и др.] ; отв. ред. В. И. Авдийский. –
М. : Издательство Юрайт, 2017.
7. Лунеев В. В. Криминология: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лунеев. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
8. Лунеев, В. В. Курс мировой и российской криминологии : в 2 т. Т. 1 : Общая часть : в 3 кн. Кн. 1 : учебник для магистратуры / В. В. Лунеев. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
9. Решетников, А. Ю. Криминология : учеб. пособие для вузов /
А. Ю. Решетников, О. Р. Афанасьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
10. Савюк, Л. К. Правовая статистика : учебник / Л. К. Савюк. – М. : Юристъ, 2006.
11. Старков, О. В. Криминология. Теория и практика : учебник для вузов / О. В. Старков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016.
Рисунок 3.1
Дата: 2019-03-05, просмотров: 578.