Тема 4. Преступность
Ситуация с преступностью в нашем городе настораживает. Можно пройти пять кварталов, и все еще не покинуть место преступления.
Вид занятия: семинар.
Время: 2 часа.
Учебная цель – в результате изучения темы учащиеся должны уяснить сложность и многогранность феномена преступности, для исследования сущности которого в криминологии выработаны различные методы. Особое внимание нужно уделить тому, какие сложные реалии открываются перед исследователями при социологическом и теологическом анализе криминальных явлений.
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Понятие преступности и ее характеристика.
2. Основные показатели преступности.
3. Латентная преступность: виды и методы оценки.
4. Виды преступности.
Вопросы для письменного контроля подготовки к занятию
(письменная летучка вначале семинара в течение 10 минут по нескольким вариантам)
1. Криминологическая характеристика преступности в России
и в мире.
2. Преступность: краткая характеристика различных подходов
к анализу явления.
3. Латентная преступность: понятие, виды, криминологическая характеристика. Причины латентной преступности.
Проблемные вопросы и задания.
1. Понятие преступности.
2. Основные признаки преступности: историческая изменчивость, массовость, социальная обусловленность, уголовно-правовой и социальный характер, системно-структурное содержание.
3. Основные показатели преступности.
4. Количественные показатели: состояние, уровень (интенсивность) и динамика.
5. Качественные показатели: структура, общественная опасность, территориальное распределение (география преступности).
6. Латентная преступность: понятие, виды, методы оценки.
7. Объективная (скрытая) и субъективная (скрываемая) латентность. Причины их существования. Масштабы латентности.
8. Виды (степени) латентности.
9. Способы выявления и минимизации латентности.
10. Основные тенденции преступности в современной России.
11. Рост преступности, увеличение ее интенсивности, возрастание общественной опасности, усиление группового характера и организованности.
12. Нетрадиционные подходы к пониманию сущности преступности:
a) Сущность, научное и практическое значение социологического подхода к пониманию сущности преступности. Основатели этого подхода и его научное и практическое значение для современной криминологии;
b) Антропологический подход. Сущность, научное и практическое значение. Основатели этого подхода. Его научное и практическое значение для современной криминологии;
c) Теологический подход. Сущность, научное и практическое значение. Основатели этого подхода. Его научное и практическое значение для современной криминологии.
Задание на самостоятельное углубленное изучение темы
Подготовьте письменные рефераты по темам:
1) «Сущность правового подхода к познанию преступности: его достоинства, недостатки, практическая значимость»;
2) «Сущность социологического подхода к познанию преступности: его достоинства, недостатки, практическая значимость»;
3) «Сущность антропологического подхода к познанию преступности: его достоинства, недостатки, практическая значимость»;
4) «Преступность: история, современность и перспективы»;
5) «Латентная преступность: понятие и методологические проблемы установления реальных масштабов преступности»;
6) «Криминологическая характеристика современной преступности».
Аналитические задания
1. Определите состояние (уровень) преступности и лиц, совершивших преступления в регионах А, Б и В. Проведите сравнительный криминологический анализ криминальной пораженности регионов.
Регион А. Население – 1476 135 человек.
Абсолютные значения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Зарегистрировано | 14 888 | 14 930 | 14 296 | 15 792 | 13 715 |
Выявлено лиц | 6 854 | 7 021 | 6 716 | 7 485 | 6 686 |
Регион Б. Население – 1 613 905 человек.
Абсолютные значения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Зарегистрировано | 21 753 | 18 640 | 18 807 | 21 348 | 19 138 |
Выявлено лиц | 9 862 | 10 131 | 9 643 | 10 361 | 9 523 |
Регион В. Население – 2 496 001 человек.
Абсолютные значения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Зарегистрировано | 27 682 | 30 437 | 33 747 | 39 298 | 34 370 |
Выявлено лиц | 11 610 | 11 671 | 11 639 | 12 701 | 12654 |
2. Определите структуру преступности в регионах А, Б, В. Постройте для каждого региона одну из диаграмм: линейную, столбчатую или круговую (долевую). Проведите сравнительный криминологический анализ.
Виды преступлений
Дата: 2019-03-05, просмотров: 550.