Основной особенностью и преимуществом такой театрализованной формы творчества является возможность сочетать все формы клубной сценической деятельности и нести смысловую нагрузку в действии. Здесь используются и костюмы, и атрибуты и техника пластического самовыражения в жизни образа. Благодаря новым научным и техническим разработкам, костюмы могут быть очень зрелищными. Использование декораций даёт дополнительные возможности для реализации творческих идей. Самым лучшими условиями для деятельности такого театра является своя клубная сцена. Лучше всего, если театр является резидентом какого-либо клуба. Тогда вся тематика вечеринки выстраивается в единый концепт от дизайна флаеров до оформления клубного пространства, сцены, и философии происходящего на ней действия. Конечно, само звучание современной электронной музыки предполагает, что оформление и костюмы будут современными и авангардными, а действие возможно будет происходить в будущем, на другой планете или просто в параллельном измерении. Специфика звучания музыки и визуальный ряд должны совпадать. Однако, всё зависит и от того, какая из разновидностей техно-музыки играется ди-джеем. Если это «house», можно дать больше эротизма, если «hardcore», «break beat» или «energy» - персонажи в костюмах а-ля химзащита, исследующие местность, если «techno» - роботы, если «trance» - мистика и ритуалы с появлением космических гостей из других планет и измерений. В любом случае происходящее на сцене действие должно затягивать зрителя в иной мир, заставлять его забыть, что он находится здесь, в клубе, на вечеринке. Как бы невзначай появившиеся персонажи присутствуют на сцене сначала – как фон, потом возникает какое-то действие, появляются новые герои, и зритель уже заинтересован, он видит, что это не просто демонстрация костюмов или танец, в логично развивающееся в пространстве и времени действие. Образы живут. Они и как бы танцуют, и как бы нет. Но все акценты попадают точно в музыку. Техно-музыка - это квадраты. Но квадраты большие – до 64 тактов. Обычный посетитель клуба может не понять, почему актёр так гармонично существует в музыке. Акценты в действии делаются на сильную долю, которую актёр чувствует интуитивно. В такой музыке мало мелодии, она может показаться однообразной, но, при необходимости, в её закономерности не сложно разобраться.
Кроме внешней формы- атрибутики, костюмов и созданных образов есть ещё один «секрет» успешной реализации творческого замысла. Монотонность ритма и предсказуемость разворачивающихся музыкальных квадратов вводят в состояние транса.
Состояние танцующего подобно состоянию лыжника. Все его движения нанизаны на определённый ритм, он пребывает в состоянии внутренней уравновешенности. Танцующему на танцполе нет необходимости показывать окружающим как хорошо он умеет танцевать. Ему просто надо слиться с музыкой в состоянии транса, и его тело автоматически начнёт качаться в ритм, подчёркивать и выделять музыкальные акценты. Этот танец – массовый, изначально он не предполагает индивидуального исполнения для зрителей. Если ты умеешь хорошо и зрелищно танцевать, - твоё место – сцена. Если человек устраивает такой перформанс на танцполе, - это может выглядеть несколько странно. Если он с такой техникой выйдет на сцену, он должен понимать, что несёт ответственность за эстетическое восприятие зрителем, иначе это будет выглядеть просто смешно.
Состояние транса объединяет всех, кто находится на вечеринке. Вся атмосфера должна соответствовать празднику и беззаботному веселью. Самая тёплая атмосфера – расслабленности и душевности – это когда перед твоим носом не стоит охранник клуба (который оценивает степень твоей раскрепощённости). Тогда всё на сцене и на танцполе происходит естественно, все открыты, и артисту и зрителю легко сливаться в общем порыве.
Техно музыка изначально нацелена на то, чтобы дать возможность танцующим отключить ментальность, и просто переживать счастье от происходящего, в едином порыве со всеми танцующими рядом. В состоянии транса человек более уравновешен, спокоен, его состояние более ясное. Хотя внешне он может быть очень активен. Его танец больше проходит на уровне энергии и не важна амплитуда его движений. Можно танцевать даже сидя, просто покачивая головой. Главное – единение и общий настрой, а так же расслабленность и открытость. Для этого, в прочим-то в клубы и ходят. – отключиться от социальной деятельности. Изначальное состояние – транс – объединяет и уравнивает всех.
Что касается артиста-танцора на сцене, - именно он должен взять на себя ответственность за атмосферу на вечеринке. Показать, насколько можно быть расслабленным и гармоничным, вдохновлять и наделять всё происходящее смыслом. Он должен быть адекватным, абсолютно уверенным в себе, находиться в моменте «здесь и сейчас», и интересно реагировать на происходящие в этот момент изменения в звуковом, световом и виртуальном пространстве. Здесь задействуются все уровни восприятия артиста зрителем – внешний – как форма (костюм и техника движения в образа), на внутреннем – состояние (полное отождествление с образом, вплоть до того, как этот образ мыслит и реагирует на происходящее), и на тайном – смысловой посыл, который несет образ, - что и зачем он делает. Показатель самого высокого уровня исполнения – это когда зритель перестаёт танцевать, останавливается и смотрит. При этом степень его эйфории и куража только увеличиваются. И если в ключевой момент действие на сцене (вместе с музыкой), достигает апогея, то главный акцент может совпасть со зрительской предпосылкой сопереживания происходящему. В этот момент открытость всех участников процесса, отождествление и слияние с музыкальной и смысловой кульминацией может привести зрителя к состоянию экстаза. В этом заключается магия перформанса.
С самого начала интрига на сцене должна постоянно нарастать. Зритель, улавливающий сюжет остаётся в неведении, что же будет происходить дальше и какая реакция будет у того или иного персонажа.
В любом случае цель артистов – вывести зрителя за уровень обыденности и оценок. Через состояние транса, открытости и общий резонанс, профессиональный артист может менять душевное состояние зрителя, открывать созвучные ему состояния и переживания, показывать единственный интуитивно понятный правильный выход из типичных сложившихся ситуаций. Только здесь всё происходит как бы в параллельном мире. По типу хорошего кино: если сюжет захватывает, а актёрская игра правдоподобна, то зритель уже не отделяет себя от происходящего, он становится частью действия. Здесь затрагиваются внутренние глубинные слои сознания, откуда черпает своё начало сама природа реальности. (Неразделимость объекта, субъекта и действия).
Как раскрепоститься в танце? Для начала надо просто научиться выходить в состояние транса. Здесь даже не нужна музыка. Это просто состояние внутренней уверенности и непрерывности, выражаемое на внешнем уровне. В обычном мире первое, что бросается в глаза – это большой хаос. Всегда, везде что-то происходит. Но если повнимательнее присмотреться, - каждое явление имеет свою предпосылку и вытекает из предыдущего явления, которое тоже имеет свою предпосылку. Протяженность наблюдается во всём. Мы можем видеть хаос как множество возможностей, в которые мы можем включаться и которые можем использовать. Но хаос нас пугает – так много всего, не знаешь, за что хвататься. И тут нам на помощь приходит транс. Что такое транс? Транс – это монотонное упорядоченное состояние. Самое простой способ выйти в транс – это поймать однообразный ритм (тиканье часов, например) и отождествиться с ним. Сначала может быть страшно «Как же, я потеряю всё это многообразие хаоса и останусь просто с голым монотонным ритмом?». Всё это – игра ума. Он просто привык отождествляться с явлениями снаружи и мыслями и переживаниями внутри. Для него это - как пища, к которой он привык – впечатления, оценки, переживания. Но гораздо важнее уму увидеть себя – где всё это переживается. Состояния транса не надо пугаться. Есть пример с чашкой кофе, которую перестают трясти. Когда осадок оседает, вода становится прозрачной и видно всё, что на дне. Так и ум успокаивается, и мы начинаем всё видеть ясно. И тут начинается самое интересное. Мы выходим за пределы транса. Наш ум спокойный и ясный. И здесь мы можем спокойно брать любую идею (из хаоса) и закономерно её развивать во времени и пространстве. При этом монотонность можно менять с кратной частотой (как в музыке – вторые, четвёртые, восьмые и т.д.), и всегда это будет гармонично (частоту нужно менять в музыкальную долю). В этом состоянии, так называемой медитации, ум спокоен, ясен, и одновременно спонтанен. В состоянии «здесь и сейчас» мы имеем возможность импровизировать бесконечно. В пространстве (внешнем и внутреннем) всегда что-то происходит. И эти явления мы можем брать за идеи. Луч света, интересный музыкальный эффект, проходящий мимо человек, воспоминание, - всё может быть объектом внимания и поводом для импровизации. Есть три вида реакции на явление: оно нас притягивает, отталкивает или безразлично. Наша реакция и есть начало развития идеи. Это то, что касается импровизации.
На клубной сцене театральная постановка работает по схеме театра «де лярте». Есть определённый сюжет и мизансцены. При этом каждый участник имеет свой образ, а этот образ имеет свои переживания. В промежутках между мизансценами образ может проживать различные идеи. Его может что-то заинтересовать или он может реагировать на что-нибудь, главное, чтобы зритель ясно считывал эту идею, и он сама была понятна исполнителю. Это добавляет непринужденности и лёгкой иронии происходящему. Артист может посмеяться над своим персонажем, а зритель над собой, узнав себя в нём. В общем – атмосфера непринуждённая и весёлая. Но интрига сюжета и мастерство исполнения «цепляют», и зритель увлечён происходящим.
Итак, красивые костюмы, атрибуты и декорации, в которых используются новые научные и технические разработки (светящиеся в темноте или при специальном освещении ткани, светодиоды, лазеры, фонари и т. д.), а также идеальное пластическое исполнение техники и состояния образа даёт эстетическое наслаждение зрителю. Через логично развивающееся действие, наличие неожиданных режиссёрских ходов (фишек), знание законов сцены и смелости в взятия на себя инициативы в импровизации, ответной «поддерживающей» реакции партнёрами по сцене, завершенность сюжетного действия и ясно преподнесённой в шоу- спектакле идеи у зрителя рождается чувство визуальной, психологической и душевной гармонии. Мастерство и профессионализм исполнителей отключает блокирующее оценочное восприятие, а открытость атмосферы позволяет творческому замыслу проникать прямо в душу зрителю. Через всё это имеется возможность приобщать зрителя к определённой визуальной и творческой эстетике, ответственность за которую лежит на плечах профессионалов этого жанра.
Что касается духовного воспитания зрителя, то способность погружения в состояние транса и последующее эстетическое наслаждение гармонией, логичностью и «узнаваемой» красотой происходящего даёт ему возможность выйти за уровень обыденности и пережить состояние глубинной осмысленности каждого переживаемого момента.
Заключение
Человек всегда рождается в уже сформированной эпохе. На начальном этапе его мышление формируется окружающими его людьми старшего поколения. Ему не приходится выбирать. По мере того, как он взрослеет, - развивается и цивилизация, которая начинает оказывать на него новое воздействие. Если родители прививали ему вкус к вневременным ценностям, то любые изменения не будут оказывать на него сильного влияния. Но если родители и общество, в котором он воспитывался, опиралось на личностные сиюминутные взгляды, стереотипы и оценочные суждения, то любые изменения становятся для него болезненными и полными разочарования. Несовпадение временных ориентиров, отраженных в изменяющейся реальности приводит к конфликту поколений. Каждый период развития цивилизации меняет сознание человека. Ценности, приносимые цивилизацией так же преходящи, как и она сама. Мы не можем опереться на то, что проходит, поэтому постоянно чувствуем дискомфорт, оттого, что не успеваем идти в ногу со временем. Остаётся только одно – найти ценности, которые не меняются со временем. Именно их мы и называем Культурой.
Современная среда сформирована техногенной цивилизацией. Интернет, новые технологии, мобильные телефоны, роботы, полёты в космос, фантастические 3D фильмы, неоновая реклама, компьютерная графика, игровые приставки и виртуальные пространства, электронное звучание синтезаторов – вот мир, в котором живёт современная молодёжь. Она отождествляет себя с этим миром, это её мир. В крупных индустриальных перегруженных активностью городах единственной возможностью переключиться и расслабиться на коротких выходных является посещение клубов. Поэтому клубов в городах очень много. Молодёжь, которая считает себя передовой и «авангардной» посещает рейвы и техно-клубы, где можно потанцевать под электронную музыку, так сказать, не сходя с ритма жизни.
Так, зная и используя законы современной техно и рейв - культуры можно грамотно формировать эстетический вкус и духовно развивать молодёжь - посетителей ночных техно-клубов и рейв-вечеринок. Основа современной техно-музыки – это погружение в транс. Человек на сцене – как отражение атмосферы и настроения вечеринки. Он перевоплощается из обычного человека в «дирижёра», - визуальной эманации «духа вечеринки». Это не просто гоу-гоу танцы. Это целая история, переживаемая на сцене без оценок себя как мастера. Участники клубного перформанса и зрители как бы нанизаны на музыкальную нить единения и любая искусственность и неуверенность в себе сразу же видна. Все участники вечеринки «дышат» как один организм. Зная эти законы можно уверенно погружать зрителя в состояние сопереживания действию, проходящему на сцене. Внешняя форма техно культуры (оформление, декорации, костюмы, атрибуты) – отражение развития современной цивилизации, звуковое и визуальное оформление – достижение современных технологий, и сам клубный перформанс – донесение идеи и наделение происходящего смыслом (через глубинный транс- резонанс со зрителем).
Именно здесь и находится возможность в атмосфере отдыха и расслабленности ненавязчиво, в форме интересного развлекательного шоу–перформанса помочь раскрыться зрителю, показать ему тайные глубины подсознания, где изначально и находится его вневременная основа.
Приложение
Театр Квасса
(пресс релиз)
"Театр Квасса" – танцевальный шоу-театр, создающий театрализованные танцевальные перфомансы на основе импровизации и моментального взаимодействия актеров. Уникальная танцевальная пластика на основе брейк-данса и транса, красочные футуристические костюмы и декорации, глубокая философия действия сделали коллектив культовым среди почитателей авангардного перформанса.
"Театр Квасса" – дитя авангардных клубов и уникальное явление в современной клубной культуре. По отзывам журнала "Птюч" "Театр Квасса" на сегодняшний день - самая популярная и оригинальная танцевальная команда на российской транс-техно сцене. Коллектив создавал запомнившиеся многим танцевальные шоу на всех крупномасштабных танцевальных и культурных фестивалях "Орбита", "Кибер Панк Революция", "Север-Юг", "Инстанция", "Дни Рождения Станции 2000", "I love techno", "Гагарин-парти", "Ураган", "Форты" и "К-2" (Санкт-Петербург) и других.
"Театр Квасса" оказывал танцевальную поддержку приезжавшим в Москву ди-джеям: Бой Джордж (Великобритания), Nostradamus (Израиль), Miko (Израиль), Pepe (Финляндия), Liberators (Англия), проектам Deep Dish (Великобритания), Logic Bomb, английской звезде "пикси-транса" Джеймсу Холдену. В мае 2001 на прошедшем в Москве "Параде любви" "Театр Квасса" устроил мобильный перформанс, и его платформу признали самой красочной. За рубежом театр представил часовое представление перед тремя тысячами человек на Мальте в Новогоднюю ночь 31 декабря 2000 года. Два года подряд театр выступал на авангардном техно-фестивале "Форты" в Варшаве (Польша). В сентябре 2005 «Театр Квасса» открывал сет всемирно известного ди-джея Карла Кокса в Тунисе. На ежегодном Московском вручении премий “Событие” за вклад в развитие электронной музыки, “Театр Квасса” был награжден в номинации “Best show - 2004”.
"Театр Квасса" был образован в 1995 году в рейв-центре "Аэроданс", где он являлся постоянным резидентом до самого закрытия клуба. Впоследствии "Театр Квасса" являлся резидентом клубов "Остров сокровищ", "Галактика", "Плазма", "XIII". Большинство московских танцевальных клубов ангажировали "Театр Квасса". Кроме того, коллектив постоянно гастролирует по городам России и СНГ: Казань, Кеннингсберг, Киев, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Харьков и др.
Образы, рождающиеся в шоу "Театра Квасса" – это идеи и мысли, воплощенные в необычных существах – космические пришельцы, роботы, герои мифов и снов, легенд и фантазий. Самые необычные персонажи создаются за счет особой пластики артистов (многократных чемпионов по брейк-дансу), использования световых эффектов (флюорисцентные цвета, светонакопители) и неистощимой фантазии "квассиров" в создании образов. Красочные карнавальные мистерии и культовые обряды становятся частью импровизированного действия. В шоу используется огонь и национальные музыкальные инструменты.
Во время танцевальных представлений "Театр Квасса" может произойти все, что угодно, и это всегда будет удивительным. Биологические роботы устроят битву в кибер лаборатории. Из замысловатых коконов родятся странные космические ящерицы. Ночное небо вдруг оживет в образе девушки, усыпанной звездами. Окаменевший Будда исполнит нижний брейк. Шаманы свершат обряд и вызовут древних духов, и те не заставят себя долго ждать. Темноту разорвет пламя факира или раскручиваемые в воздухе огненные шары или фейерверки, и покажут свой лик древние мумии... Любая тематика вечеринки найдет свое выражение в непрекращающимся потоке фантазии танцоров и стилистов "Театра Квасса". Театр проводил эксперименты создания камерных постановок. Одним из наиболее нашумевших стало сценическое шоу театра Квасса в клубе "Лесс" "Война миров. Мир воинов", которое зрители смотрели сидя в зале – японский театр теней с конструированием кибер-существ и использованием живого огня.
Истоки танцевальных шоу театра одновременно древние и футуристические. Танцоры "Театра Квасса" - многократные чемпионы в верхних и нижних стилях брейк-данса. Кроме того, танец постановок обогащен техниками ориентальных культур, таких как тибетская йога, цигун, капуэйра. Адаптация различных техник создала некоторые совершенно новые танцевальные стили, в которых работает "Театр Квасса", - пластический и кибернетический транс, интерактивный хип-хоп, психоделик брейк-данс и шоу-шаманизм.
Участники "Театра Квасса" разработали и впервые применили на практике концепцию современного сценического действия, как для больших, так и для камерных мероприятий - создание сыгранной моментальной миниатюры и динамический фен-шуй или гармонизация пространства в движении, позволяющая создавать динамически изменяемые танцевальные шоу. Это наиболее актуальная форма создания спектаклей в клубах, где все мобильно: тематика вечеринок, декорации, музыкальный рисунок, свет и звук. Вот почему шоу театра всегда единичны и неповторимы, существуя в пространстве "здесь и сейчас" каждого танцевального вечера, создавая особую атмосферу магии и посылая потоки позитивной энергии в зал.
Танец как искусство
(Методика бесконечной импровизации на основе пластики верхнего брейк-данса)
Хорошо танцевать – это ещё не значит уметь танцевать. Можно знать какие-то элементы танца и даже хорошо их выполнять, но одно дело – показывать то, что ты умеешь, а другое – самовыражаться через танец, участвуя в том, что происходит в пространстве внутри и снаружи в данный момент. Отождествление с этим - главный залог и основа того, что ты хочешь донести до зрителя. Быть в данном моменте, гармонировать с ним и развиваться вместе с ним – это интересно, - быть логичным и предсказуемым с одной стороны и ломать эту предсказуемость, специально выбивать зрителя из концепции “Я знаю, что будет дальше!” – с другой стороны. Когда ты предсказуем, это логично, легко и понятно для зрителя, но это в какой-то момент может наскучить, предугадать и не доводить до этого, меняя стиль и характер движения, стать неожиданным - вот, что интересно.
Мы начинаем с самого начала – это как учиться писать буквы – умение раскрепостить свое тело, сделать его податливым, разболтать, разработать и пробить блоки. После того, как тело уже не такое закостенелое (а даже наоборот!) мы можем начать складывать буквы в слова – склеивать различные фазы в одно движение, например, срастить волну, чем самым заставить тело подчиняться своим желаниям - точно посылать импульсы в те участки тела, которые должны двигаться в данный момент именно так, как нам нужно. Этот период, в принципе, самый сложный и трудоемкий, - это как в школе, самое трудное – начать учиться писать. Затем, когда буквы складываются в слова – мы можем составлять предложения. Здесь уже появляется новое измерение – некий смысл. И не важно, это предложение написано, сказано или станцовано. Главное, чтобы было понятно, какую информацию ты хочешь донести. В конце предложения ставится точка, в речи - интонация, в танце - акцент. Без нее не будет ясности и законченности. Теперь мы можем что-то описать, набросать несколько предложений, сложить их в абзац(?). Здесь и удивление, и повествование и даже может возникнуть интересный сюжет. Мы можем написать короткий рассказ в определенной манере, взяв на себя роль определенного образа, а можем описать окружающее нас пространство посредством различных идей.
Далее есть два варианта: первый – двигаться в определенной (стилизованной) манере, второй – более интересный – это чередование различных образов, соединенных между собой логично развивающимися траекториями движения. Тем самым мы не ограничиваемся только формой или манерой движения, а проявляемся через образ, его пластику и придаем происходящему смысл.
Отличительной чертой каждого танцора является его личная манера движения и эмоциональность, техника и артистизм. Техника – знание стиля и умение его исполнять, артистизм – проявление индивидуальности. Одно без другого неполноценно. Это – более традиционная схема. Однако, если есть желание импровизировать и быть интересным долгое время, необходимо умение наделять все смыслом. Идеи есть везде. Профессионал не думает, какое движение делать дальше, просто наблюдает за происходящим и участвует в нем. Состояние “здесь и сейчас” – основополагающее в танце. Тогда танец становится интересным, так как он гармонично развивается в пространстве и времени как для танцующего, так и для зрителя. Зритель понимает закономерность происходящего, его логику и развитие. Красота исполнения доставляет эстетическое наслаждение, а смысл происходящего, закономерно перетекающего из идеи в идею, вводит зрителя в определенное состояние гипноза, выводящее его за пределы концептуального представления: я – зритель, он – артист. Можно показывать свою технику, технику образа, а можно, используя все это, танцевать импровизацию, то есть брать идеи из конкретной ситуации и обыгрывать их.
Для этого мы двигаемся в двух направлениях: работаем над техникой и развиваем актерское мастерство. Вследствие, мы можем свободно использовать смещение акцентов с одного на другое, - это помогает нам самовыразиться, не зацикливаясь на заранее заученных связках.
Некоторые танцуют, основываясь на технике, некоторые на артистизме, но, только включив Осознавание, мы можем использовать наработанное, чтобы передать через танец свои идеи, показать, что настоящее творчество рождается лишь в данный момент, и в каждый момент оно индивидуально и неповторимо, способно вдохновить зрителя своей естественностью и искренностью, наполнить его глубоким знанием, что совершенство рождается именно здесь и сейчас.
Движение возникает внутри, в центре груди, отсюда мы излучаем свет и осознаем, что наша цель – вдохновить зрителя и заполнить пространство энергией. Иначе получится движение ради движения. Нам надо понимать, что мы находимся в тесном взаимодействии со всем, что происходит. Мы являемся частью пространства, оно пронизывает нас. Из этого понимания мы можем черпать бесконечное множество идей, отождествляясь с объектами и явлениями, которые в нем существуют. Тогда мы сами, то по отношению к чему мы движемся и само движение, становится единым целым, и мы, как бы выходим за пределы себя, наше поле охватывает все вокруг и все становится завязанным с нами в едином танце. Наши возможности в импровизации значительно увеличиваются, когда в наш танец вступает все окружающее пространство. Мы можем свободно переключаться с объекта на объект, так как в пространстве присутствует все: внешние формы, чувства, мысли и эмоции, - все это мы можем легко использовать. И чем лучше мы будем это понимать и четче себе представлять то, что хотим показать, мы станем естественнее и зрителю будет легче нас понять. Специально ничего делать не надо, только двигаться от идеи к идее, используя закономерно развивающуюся траекторию движения. Любая остановка во время движения превращает нас в форму, форма – в образ, образ наделяется манерой движения и идеей, через которую можно показать пластику и наделить происходящее смыслом. Осознавание и первоначальный импульс рождаются в сердечном центре. Так мы можем легко сконцентрироваться, сразу «найти себя» относительно пространства, стать объектом в этом пространстве. Далее, мы просто существуем в нем, не отделяясь от него. Чем понятнее мы будем самому себе, тем понятнее мы будем зрителю. Не надо заранее думать о том, какое движение сделать, просто, имея идею, мы стараемся максимально хорошо отобразить ее с помощью пластики нашего образа. По дороге может родиться новая идея, отвлекающая нас от предыдущей, тогда становится интересно. Меняется пластика, появляется «фишка». «Фишка»,- это то, что делает наш танец разнообразным и интересным, это ключевые моменты, через них проявляется наша индивидуальность и отношение к танцу. В первую очередь танец – это игра, в которую мы играем, ничего серьезного, наше отношение к нему легкое и прикольное, зритель должен увидеть пространство за происходящим, что в нем все может рождаться, играть и растворяться. Наше осознование и есть суть этого пространства. Только тогда мы не отделены от него, легко отождествляемся с ним и играем во всем, что в нем происходит.
Игорь Захаров, художественный руководитель «Театра Квасса»
Танцстили: Транс-танец (PsyTrance Dance)
Когда проходят первые 40 минут экстатического биения на танцполе, возникает второе дыхание, транс. Еще несколько минут назад хотелось бросить всё: тело совершает движения на пределе своих возможностей, каждый мускул просит об отдыхе. Сознание цепляется за остатки логического мышления, вы уже не думаете о том, чтобы сделать что-то специально, какую руку повернуть в какую сторону.
Ритм пойман. Дух проявлен. Архетип подключен. Внимание! Через мгновение океан непроявленной энергии поднимется и вытеснит привычное "Я". Мозг дает команду пуск - второе дыхание. Вы уже не думаете о болящем теле, которое давно не существует, не ловите несуществующие, несущественные мысли. Остается только ритм. Все - ритм. Вы - ритм. Состояние безостановочного движения поглощает весь организм. Неважно где вы, в Москве или в Гоа. ТЫ ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВ К ТРАНСФОРМАЦИИ.
Еще в начале 90-Х техно-маньяки, помешанные на электронной музыке, облюбовали это небольшое индийское местечко и стали танцевать транс под открытым небом. Индо-буддийские традиции, кибер-эстетика, флюро- и техно-, смешавшись, породили ещё один танцевальный стиль. Основа этого стиля "PsyTranсе'' - импровизация. Здесь можно найти элементы брейка, модерна, джаза, любой знакомой пластики, все зависит от фантазии и памяти.
"PsyTrance" - это не "детский танец", не спортивный, не традиционное "go-go", в нем нет четкой формы. Это импровизация, танец духа, свободного от иллюзий, танец силы, где танцовщик прежде всего личность, артист, а не исполнитель чужого канона. В трансе нет мелодии и вокала, что освобождает танцора от следования их воле, а ритм способствует свободной импровизации и нахождению "нового себя".
Можно знать массу интересных движений и связок, всю жизнь исполнять чьи-нибудь балеты, но свободно танцевать так и не научиться. Есть такая проблема у некоторых специалистов.
В основе транса лежит содержание и состояние. Отношение к танцу более глубокое, напоминает путешествие в пространстве и времени. Здесь важно творчество и освобождение. Это придаёт сил, энергии, поднимает над повседневностью.
Танец очень энергоемкий, исполняется продолжительными выходами. У него другой подход, надо уметь держать внимание в импровизации десятки минут. Для начала надо стабилизировать взгляд, сконцентрироваться на дыхании, расправить, растянуть всего себя, почувствовать "центральный канал".
Танец начинается с мелкоамплитудных движений. Сначала оживают пальцы, они обозначают мысли. За ними включаются кисти (разум), локти (душа), плечи (воля).
В конце концов, тело начинает двигаться естественно и органично. Вливается в поток инерции, отдыхает на скорости, контролирует дыхание. Здесь действительно всё появляется из воздуха: движение, ритм, фантазии...
Разные стихии овладевают телом, оно то "струится как вода", то "пылает как огонь", то проносится ветром, то становится жестким как металл. После того, как организм включился, всё тело начинает вздрагивать и подскакивать. Равномерно перемещается над полом микропрыжками с неожиданными зависами. Ноги очень прыгучие, они то выбивают искры, то топчут пол, то выскальзывают, лишая опоры, или выносят в неожиданный прыжок. Кисти уплотняют и разряжают пространство, создают поля и наносят удары. Они то успокаиваются, то вибрируют от переполняющей их энергии. Энергия волнообразно проносится сквозь тело. Пульсируют волнообразные сбросы - от центра к периферии и обратно. Инерция, ища выход, вырывается из разных частей тела. Ощущение, что все сдвигается относительно друг друга, глаза горят огнем, а голову окружает сноп искрящейся пыли. Танцора как будто бы что-то сбивает с ног, но он упорно продолжает полет, фактически, он наблюдает за фантомами, проносящимися вокруг, обозначает сферы.
Танец основан на раскачке и вибрации, которая то распространяется по всему телу, то концентрируется в плечах, локтях, ладонях. Транс-артист демонстрирует состояние ума в кругу перерождений. В буддистской традиции это называется кругом сансары. Танцовщик - зеркало, в котором отражаются все стадии совершенствования - от голодных духов ада до богов высших сфер. Цель - показать бренность всех мирских увлечений и увести танцующего в Высшие сферы. Можно танцевать Шиву или Будду, и они же источник вдохновения, мысли и формы. Изначально это шаманский, йогический танец, где в танце воплощается божество и его состояние ума.
В "PsyTranсе" очень важно владеть техникой перехода из одного психического состояния в другое, соблюдая просветленную мотивацию, балансируя между реальностью и нереальностью. Человек воспринимается как танцующая энергоформа. Вибрации пронизывают всё, то концентрируются, то растворяются. Тело входит в постоянные вихреобразные движения, нарезая круг за кругом, танцор превращается в смерч или ураган. Постоянно раскачивает пространство характерными прокачками или зацикливаниями.
По-моему, самое интересное в «PsyTrance»-танце - это групповые танцы или неконтактная пластическая импровизация. Здесь все танцуют одновременно, поочередно беря на себя инициативу. Каждый подкидывает всё новые и новые образы, подыгрывает, обыгрывает осечки друг друга, встраивается в характер пластики. Это можно назвать "общий кураж". Нужно быть очень ловким, чтобы не столкнуться. Есть определенные законы взаимодействия и контакта. Свои ведущие и ведомые. Правила и запреты. Девушки танцуют менее жестко, но не менее легко и хлестко. Гнутся как гуттаперчевые, их танец игрив и эротичен, эротичность здесь более психоделическая, она отличается от открытой сексуальности стиля "секси". Транс-танцовщицам уж точно есть о чем рассказать в танце, и они ловко это могут сделать. Транс - это танец ума и количество образов несоизмеримо велико.
ВЕЧНАЯ КЛАССИКА - ТАНЕЦ ВНЕ МОДЫ, ВНЕ ВРЕМЕНИ.
Артур Игнатов, солист «Театра Квасса»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.