Критика Рэйв культуры.        
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Есть мнение, что отношение к тем или иным объектам и явлениям нашей реальности складывается на основе знаний о них. Причём, существует такая тенденция: чем меньше знаешь о чём-либо, тем хуже к этому относишься.

 

В чём обычно «обвиняют» Рэйв культуру? В том, что она: иностранная, заимствованная, антинациональная; разлагает, развращает и доводит до животного состояния человеческую личность; неразрывно связана с наркотиками.

 

Рассмотрим поочерёдно эти обвинения.

 

Во-первых, Рэйв культуру, строго говоря, нельзя назвать западной. От Запада в ней только электронная техника, используемая для создания и воспроизведения звука и иллюминации танцпола. В самой же музыке, и философии, которая выстраивается вокруг этой музыки, ничего западного нет. Как раз наоборот - эта музыка по-настоящему «срывает башню», взламывает и сметает западную рациональность, - особенно, если речь идет о психоделических разновидностях электронной музыки. А некоторые направления этой культуры (скажем, гоатранс-культура) прямо ориентированы на экзотические восточные культы и слегка преображенную электронными ритмами этническую музыку. Словом, здесь мы видим прямую экспансию Востока на Запад.

 

Рэйв обвиняют в том, что он обращается к первобытным человеческим инстинктам, - как в музыке, так и в практике танцпола, которая напоминает культовые пляски первобытных народов, где люди входят в настоящий транс. И действительно, с этим спорить нельзя: рэйв-, техно- культура, психоделическая музыка возвращает человека к древним, первобытным состояниям, напрямую обращается к глубинам бессознательного. Но именно это разрушение западной ментальности и является в Рэйве самым ценным и главным. Для восточных людей, для которых западная ментальность - только искусственная надстройка, Рэйв - это дорога к себе, это еще одно средство отбросить шелуху западной цивилизации, которая спеленала наше сознание.

 

 Теперь поговорим о наркотиках. Никто не будет спорить, что наркотики - это действительно зло, что зло это в определенной мере пронизывает всю современную молодежную культуру, и Рэйв культура здесь не исключение. Можно, конечно, долго возмущаться и сетовать по этому поводу - но проблему этим не решить. Ведь проблема не в том, чтобы доказать, что наркотики - зло, что они отнимают здоровье, что они постепенно убивают людей, - это и так все прекрасно знают. Проблема в том, как с ними бороться. Почему люди, рискуя здоровьем и жизнью, все же переступают через страх и выбирают наркотики?

 

 Если человек действительно видит в своей жизни что-то такое, ради чего стоит жить и сохранять здоровье, он, очевидно, никогда к ним не притронется. И если он все же выбирает наркотики, значит не видит смысла особенно держаться за жизнь и здоровье, значит в жизни у него нет достойной альтернативы наркотикам. Запреты и душеспасительные проповеди здесь не помогут. Чтобы спасти человека от наркотиков, ему нужно дать то, ради чего стоило бы жить. Нужно придать смысл и цель его жизни. Нужно пробудить все искреннее и чистое, что есть в его душе, что сломал и искалечил окружающий социум. Нужно открыть в его душе собственные, внутренние источники экстаза, для которых не требуются никакие наркотики.

В Рэйве мы как раз и видим постепенное приближение к светлому экстазу, экстазу без наркотиков.

Наркотики в Рэйве - это случайное явление, Рэйв и наркотики - конкуренты, а не союзники, - просто потому, что Рэйв сам по себе является наркотиком. Рэйв и наркотики совмещают только те, кто не сумел вжиться в эту культуру и понять ее. Задумаемся: что собирает людей на танцпол? Зачем это нужно? Ведь ни музыка, ни тем более наркотики сами по себе не могут заставить людей собираться вместе.

 

 В качестве близкого по типу феномена можно привести рок-концерт, где люди тоже собираются плотными массами. Но феномен Рэйва нельзя свести к феномену рок-концерта. Дело в том, что рок - явление сложное и противоречивое, под одним и тем же словом «рок» может прятаться и настоящий рок, и его попсовая имитация. Рок-концерт - это шоу, тут действует один (или небольшая группа), а все остальные - только зрители и слушатели, лишь минимально участвующие в событии. И поэтому в роке все зависит от личности, которая стоит в центре: если это настоящий человек - мы получаем одно, а если это раскормленная поп-звезда в окружении беснующихся фанатов - мы получаем совсем другое. Рок-концерт по форме близок к феномену митинга, это и есть особая разновидность митинга или молитвенного собрания. Здесь предводительствует один человек (или небольшая группа). Как все обернется, кто к нему придет - бессмысленная толпа или настоящие люди, - зависит именно от него, от его человеческих качеств.

 

В Рэйве все по-другому. То, что в роке зависит от одной личности, которая находится в центре, в Рэйве переносится на уровень структуры события. В Рэйве нет зрителей, Рэйв - это коллективное действо. Ди-джей, который стоит за вертушками, лишь создает среду, задает ритм этому действу. Все остальное делают сами участники. И от самих участников зависит - состоится отличный Рэйв, или развалится. В этом смысле Рэйв - менее противоречивый и более цельный феномен, чем рок, и поэтому более прост для понимания. Мы поймем, что такое настоящий рок-концерт, и чем он отличается от концерта поп-звезды, только когда поймем, что такое истинный Рэйв.

 

Очень важно, что в Рэйве «коллективность» не сопряжена с отречением от себя, отказом от собственной воли и подчинением воле другого. Из опыта истории мы знаем отрицательные черты коллективизма - потеря индивидуальности, зомбированность, фанатичное следование чужой воле. Какими бы высокими целями не оправдывалось растворение личности в коллективе, все заканчивается тем, что кто-то, из корыстных побуждений, начинает бессовестно манипулировать волей многих людей. В Рэйве это не происходит. В Рэйве личность свободна и автономна, вплоть до полного аутизма. Рэйв - это не толпа, это сумма индивидов. Единство в Рэйве приходит изнутри, а не снаружи. Коллективность Рэйва - это коллективность События. Это не растворение в массе, коллективе, а растворение в Событии, когда человек ощущает себя органичной частью События. В Событии чувство общности не означает смерть индивида. Общее дело и общее чувство здесь не превращаются в духовное рабство. На другом уровне и в другом масштабе Рэйв возрождает атмосферу древних церковных соборов, атмосферу коллективной молитвы

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.