В 1926 г. советские профсоюзы оказали значительную финансовую и материальную помощь английским шахтерам, объявившим всеобщую забастовку. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании. Весной 1927 г. по Великобритании прокатилась волна антисоветских выступлений. 12 мая 1927 г. английская полиция совершила налет на советское торгпредство в Лондоне и штабквартиру советского кооперативного общества по торговле с Англией (АРКОС) для изъятия документов «подстрекательского характера». Обнаружив, по утверждению английской стороны, подобные документы, Великобритания объявила о разрыве дипломатических и торговых отношений с СССР.
Все эти разрозненные события советское руководство во главе с И.В.Сталиным расценило как звенья единого заговора империалистических держав против СССР, целью которого в конечном счете является война. Это утверждение давало Сталину дополнительный аргумент в пользу быстрейшей ликвидации оппозиции, которая подрывала единство партии и народа перед лицом империалистической агрессии.
Таким образом, внешняя политика советского государства в 20 гг. имела двойственный характер. С одной стороны, советская дипломатия прилагала все усилия для установления экономических и дипломатических отношений с капиталистическими странами. С другой стороны, руководство Коминтерна пыталось разжечь мировую революцию.
35. Политика Европейских государств на Ближнем Востоке в 1920-х – 30-х гг. Мандатная система.
Сложившаяся в результате IМВ на Арабском Востоке расстановка сил была закреплена в рамках так называемой мандатной системы, инициатива принятия которой принадлежала президенту США В.Вильсону и британскому генералу Д.Смэтсу. Эта идея была активно поддержана руководством Великобритании, желавшим предупредить разрыв с арабами. По общему мнению, исследователей, предложенная система должна была стать продолжением экспансии стран Запада в регион Ближнего Востока, а также обеспечить США возможность на равных с колониальными державами распространять свое влияние в ключевых пунктах планеты, том числе в Ближневосточном регионе. Показателем этого можно считать тот факт, что на Париж. Мирной конференции неоднократно звучали предложения о передаче практически всей территории Сирии и Палестины под америк. управление.
Содержание и форма мандатной системы определялись в ст. 22 Договора о Лиге Наций, принятого 28 июня 1919г. Целью создания системы было провозглашено развитие и сохранение благосостояния народов, вышедших из-под управления государств, проигравших IМВ. Державы-победительницы должны были опекать эти народы, делиться с ними опытом государственного управления и нести ответственность за успешность развили опекаемых территорий. В соответствии с названным документом, подмандатные территории делились на три категории: развитые (категория А), менее развитые (категория В), и наименее развитые (категория С). Практически все ближневосточные территории были признаны относящимися к первой категории.
Во главе Ирака был поставлен эмир Фейсал. доказавший (несмотря на некоторые колебания, о которых говорилось выше) свою лояльность к англичанам_и к тому же пользовавшийся популярностью в Ираке. Королевский статус Фейсала был признан брит. Правит-ом в августе 1921г., а договор о союзе был заключен в октябре 1922 г, В соответствии: с договором британ. руководство обязывалось предоставить иракскому правительству консультативную помощь в политич. сфере. Что же касается материальной и финансовой поддержки, то она регламентировалась отдельным соглашением. Политическое проникновение Великобритании в Ирак дополнялось военным проникновением, предусматривавшим присутствие на территории страны британских ВBC, обеспечивающих безопасность коммуникаций в этой части британских владений.
Говоря о Трансиордании, отметим, что так же, как и в Ираке, несмотря на получение мандата на эту страну, брит. правит-во отказалось от создания там гражданской администрации по палестинскому образцу, ограничившись лишь назначением в эту страну главного брит. Представителя с двумя помощниками и формированием достаточно компактных военных «сил резерва», достаточных, впрочем, для того чтобы поддерживать брит. Влияние в этой части Бл. Востока.
Еще одна модель британского управления зависимой территорией была реализована в Египте. Формально в межвоенный период Египет являлся независимым государством, находящимся в договорных отн-ях с Великобританией. В 1922г. Англ. Правит-во провозгласило отмену протектората, установленного в этой стране в 1914г, сохранив за собой контроль над Суэцким каналом., Суданом, а также над военной политикой египетского руков-ва, создав, таким образом, возможности гибкого реагирования как на международную обстановку на Ближнем Востоке в целом, так и на события внутриполитической жизни Египта, укрепив тем самым британское влияние в регионе.
Таким образом, после Первой МВ Великобританией на Ближнем Востоке была создана система разностатусных зависимых полит. образований, управляемых опытными колониальными чиновниками и |призванных обеспечивать влияние Брит. империи в этом стратегически важном регионе. Документы свидетельствуют, что британские ведомства, ответственные за работу этой системы, работали достаточно грамотно и деликатно при наличии того, что можно назвать «цинизмом в международных отношениях». Британские колониальные чиновники и офицеры знали регион в его «обманчивой неподвижности» и непредсказуемости и пытались управлять стихийными социальными взрывами и всплесками религиозной этнической нетерпимости, межплеменными конфликтами в арабской среде и т.д. Франц. руков-во получившее в начале 1920хгг. От Лиги Наций и Совета Антанты мандат на территорию современ. Сирии и Ливана и не имевшее такого опыта ближневосточ. Пол=Ки, который был накоплен брит. Экспертами и чиновниками, использовало свою модель мандатного управления. Французы раздробили территорию Сирии на целый ряд небольших территорий, формально имевших статус государств: Дамаск, Алеппо, Латакия, Ливан. Во главе Дамаска и Аллепо были поставлены правительства, состоявшие из представителей местной традицион. Элити бывших османских чиновников. На территории этих государств была создана также франц. Администрация, подчиненная верховному комиссару, функции кот. Были практически идентичны британскому верх. Комиссару Палестины.
Репарационный вопрос в 1920-31 гг. План Дауэса. План Юнга.
Репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.
П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.
Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. В ноябре 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Комитеты экспертов начали свою работу в Париже в 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".
На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза.
В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. Большевистская партия опрокинула попытки врагов навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.
Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций. П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.
Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919, будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.
Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.
Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16 августа 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16 июля по 16 августа. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.
На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1 сентября 1924 он вступил в силу. П. Д. просуществовал немногим более 5 лет.
По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные американские капиталовложения, германские империалисты предъявляли всё большие требования к странам-победительницам, учитывая, что сочувствие правящих кругов этих стран на их стороне. Очередным шагом правительства Германии было предъявление требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Представители германского правительства связали это требование с вопросом о пересмотре репарационного плана Дауэса.
Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области.
Комитет экспертов был окончательно сформирован в конце 1928 и приступил к работе в начале февраля 1929. В его состав вошли 14 экспертов - по два от каждой страны. США были представлены Оуэном Юнгом (президентом электротехнического треста Моргана) и Морганом (крупнейшим монополистом США). Председателем комитета экспертов был назначен Юнг.
Дискуссия в комитете затянулась на полгода. Германские представители, поддерживаемые американскими экспертами, настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей, в то время как заинтересованные в получении репараций державы (Франция, Бельгия, Италия) возражали против их снижения. Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название П. Ю. Этот план обсуждался также на двух конференциях, заседавших в Гааге в августе 1929 и затем в январе 1930. Вторая Гаагская конференция 20 января 1930 утвердила П. Ю. Его принципиальное содержание мало отличалось от плана Дауэса. По-прежнему империалисты западных держав делали ставку на возрождение военно-промышленного потенциала Германии и стремились этому всячески содействовать.
Новый репарационный план в отличие от плана Дауэса определил общую сумму репараций, подлежащих взысканию с Германии, в размере 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20%. Серьёзным изменениям подвергся порядок взимания репараций. Облигации на промышленные предприятия Германии, выданные в соответствии с планом Дауэса, подлежали аннулированию, т. е. германские промышленники избавлялись от платежей, снижавших их прибыли. Источником покрытия репарационных платежей оставались те же. Иначе говоря, теперь уже вся тяжесть репараций безраздельно перекладывалась на плечи трудящихся масс страны.
Согласно П. Ю. все формы и виды контроля над Германией, её народным хозяйством и финансами окончательно ликвидировались. Отныне германский империализм получал возможность ещё шире развернуть свои военные приготовления.
Формальной же задачей Банка международных расчётов было получение репараций с Германии и их распределение среди держав, а также осуществление расчётов по межсоюзническим долгам и кредитование экономики европейских стран. В соответствии с П. Ю. банк должен был укрепить позиции американского капитала в Европе, в частности в Германии.
Решение о выводе союзных войск из Рейнской области было принято одновременно с П. Ю. Первая зона оккупации была очищена ещё в 1925. Вторая зона оккупации очищалась к декабрю 1929, т. е. на 1 месяц ранее обусловленного Версальским договором срока. На 5 лет раньше срока выводились союзные войска из части третьей зоны. Остальная часть третьей зоны освобождалась к июню 1933, т. е. на 1,5 года ранее срока.
Мероприятия по дальнейшему кредитованию германского хозяйства, прежде всего военного, осуществлялись в полном объёме. От дальнейших платежей по репарациям Германия вскоре отказалась, ссылаясь на затруднения, вызванные мировым экономическим кризисом. В действительности же вопрос об отказе Германии от репарационных платежей был согласован с американскими правящими кругами, которые не желали более, чтобы вооружения Германии тормозились существованием репарационных платежей. К тому же американский капитал был заинтересован прежде всего в поступлении прибылей от вложенных им инвестиций.
Правительство США оказало прямую поддержку Германии. Президент США Гувер выступил с предложением приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Предложение Гувера было первоначально холодно встречено во Франции и Италии. Правительство США прибегло тогда к мерам экономического давления и вынудило эти державы согласиться с годичной отсрочкой платежей. Предложенный Гувером мораторий вступил в силу с 1931, и П. Ю. перестал функционировать, хотя формально он был отменён лишь на Лозаннской конференции 1932. Однако Германия продолжала получать новые крупные займы, в частности и через Банк международных расчётов. Американские монополисты продолжали вкладывать свои капиталы в промышленность Германии и после прихода к власти Гитлера (1933). Именно этот "золотой дождь американских долларов оплодотворил тяжёлую промышленность гитлеровской Германии и. в частности, военную промышленность.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 400.