Специфика и важнейшие участники Вестфальской системы международных отношений. Концепция «баланса сил»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые - по сравнению со средневековьем реалии. Мирный договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым - принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» - это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях.

В традиционном понимании историческое значение Вестфальского мира выражалось в следующем: был преодолен этап конфессиональной нетерпимости, в конце конфессионализации рождалось новое мировоззрение, не только Империя, но и Европа оказалась на новом этапе истории, где политика и повседневность все больше расходились с нормами религиозной ортодоксии.

2.2. Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики

В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом пути (Франция, Англия, Испания, Швеция), и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться по естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.

Наиболее важная функция вестфальского государства (сначала в абсолютистской, а затем в национальной форме) - организация пространства. Общественный порядок связан иерархию юрисдикций от центрального правительства до низших уровней. Территориальная привязка общества к конкретному месту была важным фактором не только в экономической организации, но и в отношениях между государствами. Защита территории стала основной обязанностью государства, поскольку угроза территориальной целостности воспринималась как вызов общественному порядку и государственной власти с территориальным определением общества.

В рамках собственных границ государство после Вестфальского мира стало иметь монополию на принятие решений. На международном уровне это означало принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

Территориальная функция государства неотрывно связана с экономической функцией. Именно суверенное государство стало вырабатывать систему юридических прав и политических гарантий отношений собственности.Проявились и стабилизационные функции вестфальского государства. Оно должно было разрешать (или хотя бы сглаживать) конфликты между конфликтующими экономическими интересами и в то же время поддерживать легитимность процесса. В периоды же стремительных общественных и экономических изменений государство должно создавать систему правовых и административных рычагов для минимизации последствий политического или электорального конфликта.

Наряду с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акто-ров ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет на-вязано ему другими. Одним из главных средств поддержания рав-новесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотри-тельно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в кото-рую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое рав-новесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания та-кого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одно-стороннее использование силы является фактором создания бес-порядка, тогда как ее коллективное использование рассматрива-ется как инструмент поддержания порядка.

В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: а) любое распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них.

Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда поражение Наполеона и временная победа монархических реставра-ций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легитимизма», означавшем в данном случае попытку победителей вос-становить феодальные порядки. Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не исполь-зуется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе приме-нение вплоть до наших дней.

Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит форми-рование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.

Заключение

Принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.

Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.

Вестфальский мир внес изменения в систему международных отношений. В ХVIII столетии Вестфальская система во многом зависела от воли и желаний пяти крупных государств: Англия, Германия, а также Россия, Австрия и Пруссия.

Главная цель баланса сил — предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств. Баланс сил зачастую играет решающую роль в дипломатии: так, Британская империя проводила политику "равновесия" в Европе, не считаясь ни со своими интересами, ни со справедливостью. Баланс сил характерен для любой системы, которая состоит из двух или более количества, примерно равных по своей возможности, самостоятельных государств. К тому же выделяют три обстоятельства, необходимые для его функциональности: стремление каждой из стран к сохранению своей самостоятельности, умение государств входить в союзы на базе кратковременных интересов, признание войны как приемлемого средства ведения политики.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 559.