Раскрытие понятия «национальная безопасность» представляет собой известные сложности в силу его многозначности.
Национальная безопасность, подчеркивает, в частности, председатель комитета палаты представителей Конгресса США Д. Мосс, - это такое трудноопределимое понятие, что никто не может дать его дефиницию... являясь в течение 16 лет председателем подкомитета, я не мог найти кого-либо, кто мог дать мне определение» . Понятие «безопасность» в русском языке непосредственно связано с понятием «опасность». Так, В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». С.И. Ожегов трактует безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности».
Не будет преувеличением утверждение, что все люди, государство и общество в целом считают обеспечение безопасности важнейшей своей потребностью. Потребность в безопасности рассматривается как один из первостепенных мотивов деятельности людей и сообществ. В научной литературе сегодня утвердилось такое понимание проблем опасностей и безопасностей, при котором весь круг проблем, связанных с этими процессами, концентрируется в понятии «национальная безопасность».
Руководит системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий. Особенностью системы обеспечения национальной безопасности в РФ является непосредственное подчинение Президенту ряда федеральных органов исполнительной власти. Он является председателем Совета безопасности, который осуществляет подготовку решений главы государства по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В обеспечении национальной безопасности участвуют все ветви государственной власти. Законодательная определяет компетенцию органов обеспечения национальной безопасности в государственной системе, законодательно формулирует правовые основы обеспечения национальной безопасности, определяет правовой статус участников общественных отношений; предусматривает юридическую ответственность за неправомерное поведение лиц, являющихся субъектами права. Судебная власть является гарантом защиты конституционных прав и свобод граждан; признает и восстанавливает субъективное право; определяет меры государственного воздействия на правонарушение. И, наконец, исполнительная власть осуществляет непосредственное государственное управление в сфере национальной безопасности.
В структуру системы обеспечения национальной безопасности входят также силы и средства, осуществляющие комплекс мер направленных на защиту жизненноважных интересов личности, общества и государства. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; внутренние войска и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, непосредственно использующиеся для обеспечения национальной безопасности.
В системе федеральных органов исполнительной власти к основным федеральным органам исполнительной власти, напрямую связанным с решением задач обеспечения национальной безопасности Российской Феде-рации можно отнести: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство юстиции, федеральную службу безопасности, службу внешней разведки, федеральную службу охраны. К основным органам обеспечения национальной безопасности следует отнести также Прокуратуру и Верховный Суд Российской Федерации, так как они напрямую связаны с деятельностью по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В условиях нестабильности мировой экономики общественное мнение постепенно склоняется в сторону признания роли стратегического планирования. Лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц считает, что стратегические инвестиционные проекты, рассчитанные на 10 — 15 лет, могли бы снизить роль спекулятивных факторов фондового рынка и обеспечить большую устойчивость мировой экономики. По мнению Е. Примакова, в России без государственного индикативного (конечно, недирективного) планирования невозможно преодолеть отставание в жизненном уровне населения от развитых западных стран. В своем докладе «О цивилизации XXI века» в Международной академии менеджмента Г. Попов (октябрь 2012 г.) отметил, что в свете нарастающих угроз и вызовов без долгосрочного плана и долгосрочных механизмов его реализации Россия не сможет выстоять и сохраниться как великая держава.
Невозможно обеспечить взаимосвязь целей и ресурсов без разработки стратегического общенационального плана развития страны. Мнение о возможности решить эту задачу в рамках разработки долгосрочных государственных и целевых федеральных программ не подтвердилось практикой. Дисбалансы в этих программах и коррупционные посягательства на бюджетные средства крайне велики. План должен частично быть индикативным и частично включать директивы с указанием исполнителей, сроков выполнения и источников финансирования.
В число основных задач национального плана должны входить: устранение диспропорций в экономике путем комплексной достройки производства рядом отраслей машиностроения, особенно станкостроения, легкой промышленности и др.; разработка «дорожной карты» шестого технологического уклада (биотехнологии, нанотехнологии, новые источники энергии и др.); создание условий для приоритетности внутреннего рынка; организация новых предприятий по импортозамещению. Как показал 20-летний опыт российских реформ, рынок, в отличие от плана, ориентирует предпринимателей на самые доходные сферы приложения капитала. Поступление капитала в другие отрасли и виды деятельности происходит с большой задержкой и дисбалансы усиливаются, а технологическое развитие этих отраслей останавливается. Иными словами, рыночное равновесие не наступает.
В условиях длительного существования диспропорций, замедленного формирования новой рыночной макроструктуры обеспечить сбалансированность экономики можно при сочетании рынка с планом. Положительные результаты такого взаимодействия достигнуты в КНР, Бразилии, Японии, Южной Корее.
Абсолютной независимостью от мировой финансовой системы ни одна страна, даже самая развитая, не обладает. Возможны два пути. Первый — равняться на лидера и следовать правилам и рекомендациям международных финансово-банковских и валютных организаций. По этому пути Россия шла 20 лет. Все принципиально важные рекомендации — не допустить бюджетный дефицит, сократить государственный долг, развивать фондовый рынок, снять валютные ограничения, осуществлять курсообразование — существенно отличались и даже были противоположны практике, которой развитые страны придерживались сами. Результаты такой политики нельзя признать положительными. Никакого нового посткризисного развития в России не наблюдается. Китай намного удачнее сочетает тенденции глобального мирового развития, в том числе в финансово-банковской системе, со своими потребностями и национальными интересами. Ему удалось создать своеобразную рыночную экономику, которая не только ориентирована на текущую экономическую конъюнктуру, но и учитывает долгосрочные цели развития страны.
Второй путь — повысить роль России в глобальной финансовой системе, для чего необходимо разработать самостоятельную экономическую, финансовую и денежно-кредитную политику, увеличить самодостаточность России как одного из звеньев глобальной финансовой системы. Конечно, создание финансовых резервов — один из признаков самодостаточности, но они не должны быть чрезмерными. Нельзя построить разумную долговую политику, ориентируясь на минимизацию государственного долга. Искусство политики состоит в определении такого предела долга, при котором увеличивается потенциал финансирования, а риски остаются в приемлемых границах. С учетом финансовых кризисов 1998 и 2008 гг. нужна новая политика развития фондового рынка, которая снизила бы спекулятивный фактор и увеличила инвестиционную направленность рынка.
Наша экономика имеет, с одной стороны, сильно развитый ТЭК, с другой — слабо развитые машиностроение и комплекс отраслей, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса. Это порождает высокую зависимость от импорта и рост потребительских цен на внутреннем рынке. Финансовое благополучие ТЭКа оборачивается постоянным повышением как оптовых цен и тарифов, так и розничных.
Вся экономическая политика и ее отдельные виды — денежно-кредитная и бюджетно-налоговая — должны быть направлены на обеспечение экономического роста в пределах 6—7% ВВП. Необходимо в ближайшие годы целенаправленно наращивать денежную массу М2 до 50—55% к ВВП, а в перспективе до 70%. Это потребует существенного сокращения доли налично-денежного оборота на основе повышения доверия граждан и инвесторов к банковской системе. Денежно-кредитная политика должна открыть путь для долгосрочного кредитования бизнеса в машиностроении и потребительском секторе, которые могут стать объектами бюджетной поддержки и стратегического долгосрочного плана развития экономики.
Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности следует понимать совокупность взаимодействующих субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов. Законодатель выделяет основные функции системы безопасности: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией .
На основе проведенного анализа, авторы считают возможным сделать следующие выводы:
1. Национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.
2. Система обеспечения национальной безопасности является сложным комплексным механизмом, требующим познания места и роли каждого из элементов этой системы для достижения уровня национальной безопасности способствующего прогрессивному развитию России.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.