Утомление. В процессе выполнения работы может наступить состояние пониженной работоспособности, которое субъективно воспринимается как усталость, а объективно оценивается как утомление. При утомлении ухудшается самочувствие, снижается внимание, нарушается координация движений. В ряде случаев могут отмечаться сердцебиение, одышка, болезненные ощущения в мышцах.Утомление может быть причиной повышенного травматизма на производстве и в быту. Расстройство координации, недомогание вначале обусловливают увеличение брака и ухудшение качества продукции, а в конце работы могут отразиться на количественных показателях труда. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Различают быстро и медленно развивающееся утомление. Причиной первого является очень интенсивная работа (труд грузчика, лесоруба, каменщика и др.). При длительном малоинтенсивном труде (работа на конвейере, работа ассистента в аптеке и др.) утомление развивается медленно. В основе утомления лежит снижение работоспособности клеток головного мозга — афферентных центров коры. Процессы торможения в работающих центрах начинают преобладать над процессами возбуждения. Утомление развивается в результате частых и длительных импульсов, поступающих от работающих мышц и внутренних органов в нервные центры, в результате чего возникает очаг торможения.Ведущую роль функционального состояния ЦНС в развитии утомления подтверждают такие факты, как благоприятное воздействие на работоспособность гипноза, эмоционального подъема, музыки и др. Механизм возникновения утомления при умственной деятельности во многом аналогичен развитию данного состояния при физической работе.
Наиболее эффективными мероприятиями профилактики утомления являются организация рационального трудового процесса, режима труда и отдыха, создание условий для быстрого овладения трудовыми навыками. Организация рационального трудового процесса заключается прежде всего в построении рабочих движений. Движения должны быть плавными, без резкой смены темпа и направления, что сопровождается менее напряженной работой коры большого мозга. Необходимо устранять лишние движения. Большую роль в рационализации трудового процесса играет ритмичность. Ритмичная трудовая деятельность способствует образованию временных связей, закрепляющихся в динамический стереотип, она менее утомительна, чем аритмичная. Упражнение и тренировка также являются важными условиями быстрого формирования трудовых навыков и предупреждения утомления. В результате тренировки снижаются энергетические затраты при мышечной работе, в мышцах повышается содержание гликогена и креатинфос-фата. В процессе упражнения образуется устойчивый двигательный стереотип, при котором устраняются лишние движения, скованность. Движения становятся точными, легкими, автоматизированными. Организация рационального режима труда и отдыха предусматривает определенное чередование работы и перерывов, что имеет огромное значение для повышения работоспособности и предупреждения утомления. В рациональную организацию труда и отдыха входит и активный отдых, т. е. смена работающих мышц для повышения работоспособности. В условиях производства этот отдых включается в трудовые процессы в виде специально разработанного комплекса физических упражнений (гимнастика перед началом работы и физкультурные паузы во время работы).
56.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию в детских дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.2660-10).
Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами: — здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей; — расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов; — выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих. При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы: — групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая . группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом); — обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка); — создание благоприятного воздушно-теплового режима; — обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка; — достаточное озеленение земельного участка; — правильная организация рационального питания детей. В СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений. В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с. 57.Принципы рационального питания.
В отличие от других факторов окружающей среды пища является сложным, многокомпонентным фактором. В зависимости от свойств и состава пища по-разному влияет на организм. С её помощью можно изменить функцию и трофику тканей, органов и систем организма в сторону их усиления или ослабления. Возможность улучшения здоровья посредством питания на любом этапе онтогенетического развития является общепризнанной и показанной. Ещё И.П. Павлов отмечал, что существенная связь живого организма с окружающей его природой осуществляется через известные химические вещества, которые должны поступать в состав данного организма с пищей.
Тесная связь организма с окружающей средой через пищу проявляется в обмене веществ и энергии (метаболизм). Оптимальность этой связи зависит от биологических, экологических (природно-исторических) и социально-экономических факторов. Пища, являясь первой жизненной необходимостью организма, источником различных пищевых и вкусовых веществ, необходимых для обеспечения гомеостаза и поддержания жизненных функций на высоком уровне при различных условиях труда и быта, при определённых условиях, может быть причиной и фактором передачи различных заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. К числу алиментарно-зависимых заболеваний можно отнести такие широко известные болезни как ожирение, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет и многие другие заболевания. Несмотря на то, что для каждого из этих заболеваний существует определенная наследственная предрасположенность, но она реализуется и может быть ускорена на фоне действия алиментарного фактора. В развитии практически всех заболеваний можно проследить большее или меньшее влияние различных алиментарных факторов. Проблемы питания и здоровья, питания и болезни тесно взаимосвязаны и их решение лежит в основе первичной и вторичной алиментарной профилактики различных заболеваний. В этой связи, рациональное питание следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни и продления периода жизнедеятельности. Соблюдение законов рационального питания ведет к повышению устойчивости организма, на который оказывают влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на оптимальном уровне в различных условиях его жизнедеятельности. Рациональным называется питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие физиологические потребности организма и обеспечивающие при этом необходимый уровень обмена веществ. В литературе кроме термина «рациональное питание» можно встретить его синонимы – «правильное», «научно обоснованное», «оптимальное», «сбалансированное», «адекватное питание». Все эти термины равнозначны по содержанию. Современные теоретические представления о количественной и качественной характеристике рационального питания получили свое отражение в теории сбалансированного питания (А.А. Покровский, 1964). Согласно этой теории, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма возможно не только при условии снабжения его необходимым количеством энергии и отдельными пищевыми веществами, но и при соблюдении достаточно строгих взаимоотношений между нутриентами, каждому из которых принадлежит специфическая роль в обмене веществ. Важно подчеркнуть, что рациональное питание для каждого человека не является некой постоянной величиной. Напротив, рациональное питание – величина переменная, она изменяется с возрастом, зависит от пола, этнической принадлежности человека, уровня физической и психоэмоциональной активности, состояния здоровья, внешних факторов. При составлении полноценного рациона питания следует учесть, что приблизительно 40% продуктов должны быть животного происхождения, объем пищи должен дать чувство насыщения. Разработаны нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для разных групп населения, СанПиН.
Рациональное питание базируется на теории сбалансированного и адекватного питания.
В рациональном питании необходимо учитывать принципы разделения продуктов по их ценности для организма:
. Продукты максимального ограничения - пищевой жир, сахар, сладости, прохладительные напитки, чипсы, колбасные изделия и продукты быстрого питания.
Рис. 1. Рациональное питание
Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.