Этапы, основные идеи и представители русской философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса. Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: — процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация(процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозно церковного влияния) общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в. Следом появилось два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: — славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); — западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России. Характерные черты:— антропоцентризм(воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания);— гуманизм;— религиозный характер;— возникновение русского космизма(течение в основе которого лежит космос) (мистического, теологического).

Этапы развития и представители русской философии

- период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник);

- период борьбы против монголо-татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного государства (Сергий Радонежский, Максимилиан Грек, Андрей Курбский); - философия XVIII века (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев);

философия XIX века: – декабристская (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер и др.); - историческая (П.Я. Чаадаев); - западников (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский); - славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы); - монархическая (Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев); - религиозная (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой); - революционно-демократическая (Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин); - марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин); - либерального направления (В.С. Соловьев);

философия XX века: - религиозная (П.А. Флоренский, С.Л. Франк), - естественнонаучная (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.), - социально-политическая (И.И. Мечников, М.М. Ковалевский), - советская (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А. Богданов, А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили, В. Асмус, Ю. Лотман, П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин и др.), - русского зарубежья (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и др.)

Классический позитивизм.  

Позитивизм - направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия.

В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX—XX столетий. Единственным источником истинного действительного знания объявляются конкретные науки.

Оформившись в особое направление в 30-х гг. XIX в. в трудах французского мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм прошел три основных этапа в своем развитии:

1. Классический позитивизм

Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер

Конт Огюст (1798—1857)— французский философ, «Курс позитивной философии»

Он полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам.

Позитивное в его трактовке — это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утверждениям и представлениям, которые часто имеют хождение в обыденном сознании и метафизических рассуждениях.

Применял принцип историцизма: «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей».

В этой связи он выделяет три основных стадии интеллектуальной эволюции человечества:

1 – теологическая: человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов.

2 – метафизическая: сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами

3 – научная: человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.

При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Природа позитивной философии - признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам

Свойства положительной философии:

1. изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума.

2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности.

3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

4. ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Джон Стюарт Милль (1806—1873) - философ, экономист и общественного деятель. Труд «Система логики»

Разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Индукция — единственно допустимый прием познания. Она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики. Она, с точки зрения Милля, должна устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.

Отрицал дедукцию как метод получения новых знаний.

Единственный источник - опыт, предметом которого являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.

В «Системе логики» содержится интуитивистская трактовка логики как всеобщей методологии наук.

Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология.

Спенсер Герберт (1820—1903) «Система синтетической философии»

Учение о всеобщей эволюции, опиравшейся особенно на эволюционные идеи Ч. Дарвина.

Философия отличается от частных наук только степенью обобщенности знания. Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.

Спенсер говорит об эволюции Вселенной.

Характеристики эволюции:

1.переход от менее связанной формы к более связанной.

2.переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию.

3.переход от неопределенного к определенному.

Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения.

Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных. Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам - языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса.

Философия Спенсера внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию - что следует признать его важным достижением.

Концепция научного познания 0. Конта, Дж.С. Милля, Г. Спенсера

Из традиционного набора функций науки — объяснение, описание и предвидение — О. Конт исключил объяснение.

Научное познание, согласно Миллю, должно ориентироваться на экономное описание ощущений, которое несовместимо с метафизическим постулированием различных субстанций в качестве основы явлений.

Спенсер различал два уровня бытия — «непознаваемое» и «познаваемое». Сфера «непознаваемого» — это предмет не науки, а религии.

Позитивистский подход к проблеме систематизации знания и классификации наук

Иерархия наук в классификации Сен-Симона и Конта выстраивалась следующим образом: вначале математика с механикой, затем науки о неорганической природе (астрономия, физика, химия), потом науки об органической природе (к которой Конт относил и общество) — биология и социология.

Г. Спенсер предложил несколько иную классификацию. В основе его классификации лежит разделение наук на конкретные, абстрактно-конкретные и абстрактные. Науки, изучающие формы, в которых нам даны явления, — это абстрактные науки, к которым принадлежит логика и математика. Открытием законов одного вида силы занимаются абстрактно-конкретные науки, к которым относятся механика, физика и химия. Науки, изучающие явления в целом, Спенсер

называл конкретными и относил к ним астрономию, геологию, биологию, психологию и социологию

Логический позитивизм.

Логический позитивизм — направление философии, основывающееся на том, что для познания устройства мира требуются наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, то есть познание через разум. Логический позитивизм утверждает, что мир можно познать, но для этого необходимо стать наблюдателем и поэтому его ещё называют логическим эмпиризмом.

Одним из его основателей является Дэвид Юм, который отвергал метафизику, в частности такие вопросы, как существование Бога и бессмертие души. Это было вызвано тем, что эти идеи невозможно проследить, найти источник. Его теория была поддержана и развита Венским кружком —сообщество учёных при кафедре индуктивных наук, собиравшихся в Вене в 20–30 годы XX века.

Из манифеста Венского кружка: "Первоначальной причиной мира есть бессознательное… Существует энтелехия, которая является основой жизни существ, то мы не должны говорить: "То, что вы говорите, ошибочно", а должны скорее спросить: "Что вы имеете в виду под этими предложениями?" По-видимому, существует чёткое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными, если мы берём в том смысле, в котором использует их метафизик".

На смену аристотельской классической логики пришла математическая логика, послужившая материалом для строительства новой единой науки. Успехи, которых достигли в логике, убедили всех в силе мышления, заставляли верить в то, что произойдёт слияние наук с преобладанием в них физики, математики и биологии. В связи с этим возникло понятие "позитивизм" в данном направлении.

Для реализации задуманного необходимо было разработать систему критериев оценки качества теоретического вывода. Начался отбор научного знания, которое было пригодно для создания единой науки, при этом философия и метафизика были сразу же отвергнуты, как ненаучные. Затем содержательность знаний начали заменять формальностью, убирая

мистификацию обыденного сознания. Благодаря этим изменениям, наука попыталась восстановить единое знание о мире.

На развитие данного философского направления оказали сильное влияние Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн. Мах ввёл концепции редукционизма и феноменолизма. Людвиг Винштейн в своё работе "Логико-философский трактат" выделил основные положения логического позитивизма:

1. Язык является границей мышления.

2. Существует только мир событий и фактов, которые описываются естественными науками.

3. Предложение является картиной мира, поскольку имеет одну и ту же логическую форму. "Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения".

4. Сложные предложения состоят из элементарных, которые соотносятся с определёнными фактами.

5. Высшее невозможно выразить. Это означает, что религию, эстетику, этику нельзя познавать через факты.

Основные тезисы логического позитивизма:

* Философскую проблему можно решить с помощью логического языка, на котором проблема формулируется, а потому логика играет важную роль в философии.

* Эмпирической проверке должна быть доступна любая значимая теория.

Направление логического позитивизма получило широкое распространение в Европе, Великобритании, США. Он дал развитие аналитической философии, оказал влияние на философский язык и был доминирующим в период после Первой мировой войны и началом холодной войны. Благодаря идеям данного направления, получило развитие в социологии эмпирическая социология Нейрата.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 340.