Г. В. Ф. Гегель (1770—1831)— создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом). Философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Философии духа.
Гегель выделяет следующие формы (этапы) самопознания духа: 1) Субъективный дух – дух, как он осуществляется в рамках конкретного единичного индивида. По Гегелю, в форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию. Потому, что свобода, о которой говорит Гегель, - это, прежде всего не свобода от, а свобода для: свобода полного самоосуществления и самораскрытия духа; становления собой. А человеческая сущность, то есть сущность духа, наедине с собой не может быть обретена. 2) Объективный дух, - дух, вышедший за пределы человеческой единичности; сфера интерсубъективного (межчеловеческого), социального. Гегель выделяет следующие формы объективного духа: а) Семья – некое непосредственное единство индивидов, основанное на любви, симпатии и т. д. б) Общество. Непосредственных связей (как в семье) здесь уже не существует, каждый индивид атомарен. Сознание общности существует только в некоем абстрактном виде: это в лучшем случае уважение к правам и интересам другого. в) Государство. Это высшая форма самореализации объективного духа, согласно Гегелю. Государство синтезирует то, что есть в обществе и то, что есть в семье. В форме государства самосознание народа становится чем-то конкретным. 3) Абсолютный дух преодолевает как ограниченность единичных сознаний, так и отчужденность, свойственную Объективному духу. Формами Абсолютного духа, согласно Гегелю, являются искусство, религия и философия. а) Искусство, согласно Гегелю, не отображение природы, не копирование, а форма самопознания (самореализации) духа. В искусстве дух лучше познал себя, чем в природе. Поэтому в цветке, нарисованном на картине, больше истины и, следовательно, бытия, чем в цветке, растущем в лесу. Камень, из которого вытесали статую, в большей степени есть, чем камень, лежащий на дороге.Но искусство, согласно Гегелю, не вполне совершенный вид самопознания духа. Во-первых, потому, что оно связано с природным материалом, который остается внутренне чужд придаваемой ему форме. Во-вторых, потому, что оно связано с чувством (в искусстве дух переживает, а не мыслит сам себя). В искусстве, пишет Гегель, дух познает самого себя посредством чувственного созерцания. б) Религия. В форме религиозного сознания дух постигает, что он – единое и что он – не природа, что он – нечто принципиально отличное от всякой вещности. В религии, согласно Гегелю, дух познает себя посредством представления. При этом Гегель выделяет христианство, так как христианство понимает Абсолют как Субъекта (Личность). Но в форме религиозного представления духу еще кое-чего не хватает для адекватного познания себя: ему еще нужно схватить себя в процессе становления, в движении. В представлении той или иной религии Бог все еще слишком похож на вещь, а дух, как считает Гегель, - это нечто противоположное вещи (чистая деятельность). в) Философия. В философии дух познает самого себя посредством чистого понятия. Под «философией» мы, вообще-то здесь должны понимать не любую, а именно «правильную» (гегелевскую) философию. Претензия философа Гегеля говорить, излагать истину с точки зрения Абсолютного духа в некоторых случаях может вызвать иронию. Но пойдем дальше. У Гегеля, все же, есть некоторые причины и право помещать свою систему на вершину лестницы самопознания Абсолютного духа, потому, что логика, разработанная Гегелем, составляющая основу его системы, является действительно принципиально отличной от всего, что было раньше.
Гегель создает новую логику, диалектическую, логику, в которой понятия движутся.
Самое ценное философское достижение Гегеля — диалектика, диалектический метод.
Диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии
Принципы диалектик:
1.движение идет от низших форм к высшим
2.Диалектический метод Гегеля основан на всеобщности противоречий
3.Диалектический метод предполагает преобразование существующей действительности
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.
Волюнтаризм А. Шопенгауэра.
Учение немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860) называют волюнтаризмом, так как, по его мнению, первоначалом и правящей миром силой является воля. Это некая бессознательная вселенская сила, не имеющая никаких разумных целей, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Говоря современным языком, мировая воля – это энергия. В человеке, как и в других живых существах, она проявляется как воля к жизни. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле, бессознательная воля к жизни делает его своим рабом, так как заставляет нас жить, во что бы то ни стало, цепляться за жизнь, даже если она тяжела или даже невыносима. Воля заставляет человека стремиться к неразумным целям. Прежде всего, она заставляет желать материальных ценностей: богатства, власти, славы и т.п. Но, если даже человеку удается чего-то достичь, счастья ему это не приносит, он испытывает разочарование, ощущая неважность достигнутого, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется короткая человеческая жизнь. В обществе царит борьба и жёсткая конкуренция. Мир наполнен злом, бессмысленностью и несчастьем, он наихудший из возможных. Свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом. Пессимизм (от лат. «pessimus» - наихудшее)– это склонность во всём видеть только плохое, неверие в лучшее будущее.
Таким образом, воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Человек должен выйти из-под власти бессознательной воли к жизни, научиться жить действительно разумно, контролировать свои желания, воспитать равнодушие к страданиям, сострадание к другим. Для этого он должен возвыситься над уровнем обыденного существования, понять общее устройство мира. Средствами постижения мира и самосовершенствования являются занятия философией и искусством.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 389.