Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фридрих Ницше (1844—1900)

По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.

Согласно Ницше, дух:

– это выносливость;

– отвага и свобода;

– утверждение своей воли.

Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:

– что человек есть нечто, что должно преодолеть;

– все существа создавали нечто, что выше их;

– люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.

Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».

Ницшевский сверхчеловек – это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей

 

Философия Фейербаха

Первоначально Фейербах (1804-1872) был последователем Гегеля. Однако в 1839-1841гг. Фейербах порывает с философией Гегеля и переходит на позиции материализма. Фейербах рассматривает материю как бесконечную природу. Материя существует в своих формах бытия – пространстве, времени и движении. Человек – часть природы.

Фейербах называл свою философию антропологической, т.е. в центре философии находится человек. Однако человек трактовался им как чисто биологическое существо. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего — природа, тело, чувственность и потребности. Идеализм надлежит отвергнуть, ибо он упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога.

Религия как проблема проходит через все творчество Фейербаха. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной идее. Религия не может быть отвергнута философией, её следует понять. Понять религию можно лишь тогда, когда будет понято: «То, что человек думает о Боге, — это осознание человеком самого себя». Свойства, приписываемые богу – разум, любовь, всемогущество – по сути человеч.качества. Истина религии — в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека.

Итак, по Фейербаху, религия — это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, — таков его Бог. Отсюда вывод Фейербаха: скрытое ядро теологии есть антропология.

Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность — человека.

Философия Фейербаха во многом была похожа на франц.материализм 18в. и обладала теми же осн.ограниченностями. Однако механицизм, как сведение всех форм движения к чистой механике, им оказался преодоленным. Подвергнув яркой критике идеализм Гегеля, Фейербах также упустил суть диалектического метода. Материализм Фейербаха остался материализмом «внизу», в объяснении природы, когда «вверху», в объяснении общества по-прежнему сохранялся идеализм.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 321.