Рене Декарт и его роль в философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ. Сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Источником познания и критерием его истинности признавал разум (мышление). Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из наличия в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Декарт отталкивался от «принципа очевидности», при котором всякое знание должно быть проверено, а все суждения, принятые на веру (например, обычаи, примеры как традиционные формы передачи знаний) не принимаются в расчет. По Декарту, научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до него оно было лишь собранием случайных истин. Самое первое достоверное суждение, по Декарту, – мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно. Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который «вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей…» Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию, «вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и… стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам…» По Декарту, мир – механизм, наука о нем – механика, а процесс познания есть конструирование определенного варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод, в основу которого легли следующие правила: начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные высказывания; действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений). Для этого нужны интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

 

Рационализм Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) — последователь Рене Декарта и яркий представитель европейского рационализма.

Он противопоставлял дуализму Декарта принцип монизма. Основное положение его метафизики состоит в том, что есть только одна субстанция – Бог или природа, атрибутами которой являются мышление и протяжение. Субстанция и ее атрибуты бесконечны и существуют с необходимостью, а все конечные вещи представляют собой лишь модусы (акциденции) субстанции – ее случайные, преходящие состояния, без следа исчезающие в субстанции.

*Дуализм- философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал- духа и материи, идеального и материального.

Монизм- философское направление, согласно которому в основе мира лежит одно начало- материальное или духовное.

Спиноза считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма (учения о полном единстве Творца и Мира), Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу.

*Пантеизм- это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) сопоставляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Идея субстанции занимает центральное место в философской системе Спинозы. Его философствование гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина; это есть такая действующая причина, которая, действуя, производит не что-то иное, а только себя саму и именно поэтому не может быть и мыслиться несуществующей. Это и есть субстанция. Она существует исключительно благодаря себе самой и может быть понята только из себя самой, а не из других вещей. Все ее определения вызваны ею самой, а потому сами по себе бесконечны и свободны, т.е. субстанциальны.

По его мнению, субстанция уподобляется Богу. Субстанция формируется атрибутами. Атрибуты, т. е. свойства единой субстанции многочисленны, но из них человек познаёт только те, которые он находит в самом себе, а именно – мышление и протяженность. Они бесконечны и, несмотря на свою противоположность, ничуть не ограничивают друг друга. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая. Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют. Мышление как атрибут есть не субъективное, человеческое мышление, а бесконечное, субстанциальное мышление – вечная сущность или природа всякого конечного, в т.ч. и человеческого мышления. Равным образом и протяженность как атрибут есть определенная сущность всякого явления протяженности, бесконечная субстанциальная природа любого конечного тела.

Конечные, преходящие состояния бесконечной, вечной субстанции Спиноза именует модусами: «Под модусом я разумею состояние субстанции, т.е. то, что существует в ином и постигается через это иное». Они и не могут быть познаны сами по себе, а только через всеобщее понятие субстанции и ее особенные атрибуты, мышление и протяженность. В связи с этим Спиноза различает природу порождающую и природу порожденную, которые для него едины. Так он определяет различие между Богом и миром.

Так как протяженность и мышление у Спинозы – не две отдельных субстанции, как у Декарта, а лишь атрибуты единой субстанции, то тело и дух, также две стороны одного и того же целого. Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа есть не что иное, как идея тела, а тело или движение – предмет, соответствующий известной идее. Всякой идее соответствует что-нибудь телесное; всякое тело существует и мыслится как идея.

Из разумного взгляда на природу вещей с необходимостью возникает высшее состояние человеческой души – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, свои аффекты, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

На этом пути, по Спинозе, открывается возможность спасения человека не только от бед и несчастий, подстерегающих на каждом шагу, но и от самой смерти. И хотя путь к спасению труден, его все же можно пройти. Нужно только научиться смотреть на все происходящее с точки зрения вечности, т.е., по завету Спинозы, не смеяться, не плакать, но и не отворачиваться, а понимать.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 389.