Тема 4.4. Анализ финансово – экономической деятельности организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1.Цели и задачи анализа.

2. Методы анализа.

3. Содержание анализа.

4. Структура и динамика бухгалтерского баланса

5. Абсолютные показатели финансовой устойчивости.

6. Относительные показатели финансовой устойчивости

7. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Цели и задачи анализа

Для достижения эффективной деятельности предприятия руководству необходимо уметь оценивать финансово-экономическое состояние, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:

· владеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;

· использовать методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;

· привлекать специалистов, которые могут реализовать данную методику на практике.

Финансово-экономическое состояние – важный критерий, определяющий конкурентоспособность предприятия. Данное состояние характеризуется размещением и использованием активов и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.

Главными задачами анализа финансово-экономического состояния предприятия являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:

1) идентификации финансово-экономического положения;

2) изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;

3) основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии;

4) внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.

Анализ финансово-экономического состояния – неотъемлемая часть финансового анализа, в основе которого, лежит анализ финансовой отчетности. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке. Изыскание финансовых источников развития предприятия, а также определение направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов финансовых ресурсов и другие подобные вопросы финансового менеджмента становятся ключевыми в условиях рыночной экономики. Успех в области финансового менеджмента во многом зависит от всесторонности, регулярности, тщательности изучения финансовой отчетности. При этом ведущее положение занимает анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Развитие хозяйственных связей между предприятиями, в том числе и на международном уровне, банковского и страхового бизнеса предполагает значительное повышение требований к объективности и обоснованности оценки финансово-экономического состояния как самого хозяйствующего субъекта, так и его контрагентов. Одной из предпосылок решения этой задачи выступает функционирование института аудиторства.

Аудит – это проверка на достоверность, полноту, соответствие действующему законодательству бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия, осуществляется на договорных началах независимым аудитором или аудиторской организацией.

Главными функциями аудита являются:

· проведение консалтинговой деятельности (консультационная помощь);

· проверка обоснованности бизнес-плана;

· проверка документов и документооборота;

· анализ финансово-экономического состояния;

· оценка торгово-производственной деятельности и ее финансовых результатов (характерно для внутреннего аудита) и др.

В результате проверки и анализа финансового состояния предприятия аудиторы в официальной форме представляют обоснованное заключение об итогах деятельности контролируемых экономических объектов за определенных период.

Субъектами анализа финансово-экономического состояния предприятия выступают в деятельности предприятия пользователи информации.

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.

Стратегические задачи финансовой политики предприятия следующие:

· максимизация прибыли предприятия;

· оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;

· обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

· достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

· создание эффективного механизма управления предприятием;

· использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств и др.

На основе полученных результатов анализа осуществляется выбор направлений финансовой политики.

Большое значение для предприятия имеют результаты анализа управленческих решений в инвестиционной, снабженческо-бытовой, ценовой областях, т.е. в стратегическом развитии предприятия.

Главная цель стратегии развития – устойчивое положение на рынке, основанное на эффективном распределении и использовании всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, земельных, интеллектуальных и т.п.). При этом ведущим методом управления ресурсами становится метод аналитической оценки и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Чтобы принимать эффективные и результативные решения в области технологий, финансов, сбыта, инвестиций и обновления производства, управляющему персоналу нужен постоянный и непрерывный мониторинг текущего положения предприятия. Анализ финансово-экономического состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и таким образом минимизировать усилия по проведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка. Для этого нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности.

К основным задачам анализа финансово-экономического состояния предприятия относятся:

· оценка динамики структуры и состава активов, их состояния и движения;

· оценка динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения;

· оценка платежеспособности предприятия и оценка ликвидности баланса;

· анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценка изменения ее уровня;

· оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.

2. Методы анализа

Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

 

Виды анализа Понятие
Анализ абсолютных показателей Изучение данных, представленных в бухгалтерской отчетности: определяется состав имущества предприятия, структура финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, оценивается размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и др.
Горизонтальный (временной) анализ Сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста).
Вертикальный (структурный) анализ Проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
Трендовый (динамический) анализ Основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя без учета случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда проводится перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей Расчет соотношений между относительными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение их взаимосвязей.

 

Известны десятки относительных показателей, но для удобства пользования они объединены в несколько групп:

· ликвидности;

· платежеспособности;

· финансовой устойчивости;

· интенсивности использования ресурсов;

· деловой активности;

· характеристика структуры имущества.

Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность.

Анализ финансово-экономической состояния предприятия в основном базируется на финансовой (внешней) бухгалтерской отчетности предприятия.

 

3. Содержание анализа

Анализ финансово-экономического состояния предприятия по данным внешней финансовой отчетности является классическим способом анализа. Его проведение включает следующие этапы:

1. Сбор информации и оценка ее достоверности, отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени.

2. Преобразование типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму.

3. Характеристика структуры отчета (вертикальный анализ) и изменения показателей (горизонтальный анализ).

4. Расчеты и группировка показателей по основным направлениям анализа.

5. Выявление и изменение групп показателей за исследуемый период.

6. Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.

7. Подготовка заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия.

8. Выявление «узких мест» и поиск резервов.

9. Разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия.

Структура анализа финансово-экономического состояния предприятия состоит из оценки пяти основных блок-параметров:

1. Состава и структуры баланса.

2. Финансовой устойчивости предприятия.

3. Ликвидности и платежеспособности предприятия.

4. Рентабельности.

5. Деловой активности.

Эти блоки представляют собой структуру анализа, на основании которого производятся расчеты и группировка показателей, дающих наиболее точную и объективную картину текущего экономического состояния предприятия.

 

4. Структура и динамика бухгалтерского баланса

Анализ финансово-экономического состояния предприятия начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.

Бухгалтерский баланс – это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на определенный момент времени, отражающая стоимость имущества предприятия и стоимость источников финансирования. Бухгалтерский баланс – способ отражения в денежной форме состояния, размещения, использования средств предприятия по их отношению к источникам финансирования. По форме баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой, поэтому важнейшим внешним признаком правильного бухгалтерского баланса является соблюдение принципа равновесия сторон.

В рыночной экономике бухгалтерский баланс – основной источник информации, с помощью которого широкий круг пользователей может:

· ознакомиться с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта;

· определить состоятельность предприятия: сумеет ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и др.

· определить конечный финансовый результат работы предприятия и др.

Строение бухгалтерского баланса таково, что основные части баланса (актив и пассив) и их статьи сгруппированы определенным образом. Это необходимо для выполнения аналитических исследований и оценки структуры актива и пассива.

Под активами понимают имущество (ресурсы предприятия), в которое инвестированы деньги. Статьи актива располагают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму.

Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.

1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы (патенты, авторские права, лицензии)
Основные средства (имущество, здания, оборудование, земля)
Капиталовложения (незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения)

2. Оборотные активы

Запасы товарно-материальных ценностей и затраты: а) хранящееся для реализации; б) находящееся в процессе производства для реализации; в) постоянно расходующееся на производство продукции);
Дебиторская задолженность
Краткосрочные финансовые вложения (капиталовложения в ценные бумаги, инвестиции)
Денежные средства.

Пассив бухгалтерского баланса отражает источники финансирования средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их принадлежности и назначению. Пассив показывает:

· величину средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия;

· степень участия в создании имущества организации.

Пассив – это обязательства за полученные ценности или требования на полученные предприятием ресурсы (активы).

1. Юридические принадлежности

Собственный капитал
Заемный капитал

2. Срочности возврата обязательств

Средства длительного пользования
Средства краткосрочного пользования
Обязательства перед собственниками

Каждая группа пассивы функционально связана с определенной частью актива баланса.

5. Абсолютные показатели финансовой устойчивости

В ходе производственной деятельности на предприятии идет постоянное формирование (пополнение) запасов товарно-материальных ценностей. Для этого используются как собственные оборотные средства, так и заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы). Анализируя соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости.

Для полного отражения разных видов источников (собственных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов) в формировании запасов и затрат используются следующие показатели:

1. Наличие собственных оборотных средств – это разница величины источников собственных средств и величины основных средств и вложений (внеоборотных активов):

Ес = Ис – F,

где

Ес – наличие собственных оборотных средств;

Ис – источники собственных средств (итог разд. IV «Капитал и резервы»);

F – основные средства и вложения (итог разд. I баланса «Внеоборотные активы»).

2. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат – это сумма собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов:

Ет = Ес + Кт = (Ис + Кт) – F,

где

Ет - наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат;

Кт - долгосрочные кредиты и заемные средства (итог разд. V баланса «Долгосрочные пассивы»).

3. Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат – это сумма собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов:

Е = Ет + Кt = (Ис + Кт + Kt) – F,

где

E - общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат;

Кt – краткосрочные кредиты и займы (итог разд. IV баланса «Долгосрочные пассивы»).

6. Относительные показатели финансовой устойчивости

Одна из основных характеристик финансово-экономического состояния предприятия – степень зависимости от кредиторов и инвесторов. Владельцы предприятия заинтересованы в минимизации собственного капитала и в максимизации заемного капитала в финансовой структуре организации. Заемщики оценивают устойчивость предприятия по уровню собственного капитала и вероятности банкротства.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств и анализируется с помощью системы финансовых коэффициентов. Информационной базой для расчета таких коэффициентов являются абсолютные показатели актива и пассива бухгалтерского баланса.

Анализ проводится посредством расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами, а также изучения динамики их изменения за определенный период.

Базисными величинами могут быть:

· значения показателей за прошлый период;

· среднеотраслевые значения показателей;

· значения показателей конкурентов;

· теоретически обоснованные или установленные с помощью экспертного опроса оптимальные или критические значения относительных показателей.

Оценка финансовой устойчивости предприятия проводится с помощью достаточно большого количества относительных финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости предприятия

Коэффициент Что показывает Как рассчитывается
1 2 3
1.Коффициент автономии Показывает долю собственных средств а общей сумме всех средств предприятия Ка = Ис/ В где Ис - общая сумма всех средств предприятия В - источник собственных средств.
2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств Кз/c = Кт +Кt/ Ис где Кт +Кt - собственные оборотные средства
3.Коэффициент обеспеченности собственными средствами Наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Ко=Ес/Ra=(Ис-F)/Ra где Ес - собственные оборотные средств Ra - общая величина оборо-тных средств предприятия
4. Коэффициент маневренности Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников Км = Ес/Ис
5. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств Сколько внеоборотных средств приходится на 1 руб. оборотных активов Км/и = Rа/F где F - внеоборотные активы
6. Коэффициент имущества производственного назначения Долю имущества производственного назначения в общей стоимости всех средств предприятия Кп.им = Z+F/B где Z+F - сумма внеоборотных и производственных запасов В - итог баланса
7. Коэффициент прогноза банкротства Доля чистых оборотных активов в стоимости всех средств предприятия Кпб = Ra –Kt/В где Ra–Kt - разность оборотных средств и краткосрочных пассивов

 

7. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

В условиях массовой неплатежеспособности и применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практика они тесно взаимосвязаны между собой.

Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит к его банкротству. Основаниями для признания предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течении нескольких месяцев своих обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему финансовые или имущественные претензии.

Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которая нацелена на минимизацию финансовых обязательств, что образно иллюстрируется американской поговоркой: «Оборот – это суета, прибыль – это здравый смысл, денежные средства – это реальность». Иными словами, прибыль – долгосрочная цель, но в краткосрочном плане даже прибыльное предприятие может обанкротится из-за отсутствия денежных средств.

Для оценки платежеспособности и ликвидности могут быть использованы следующие основные приемы:

- структурный анализ изменений активных и пассивных платежей баланса, т.е. анализ ликвидности баланса;

- расчет финансовых коэффициентов ликвидности;

- анализ движения денежных средств за отчетный период.

При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами главная цель анализа движения денежных потоков – оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов и платежей.

Вопросы для самоконтроля:

1Что такое финансово-экономическое состояние?

2 Что такое аудит, его функции?

3 Методы анализа

4 Этапы анализ финансово-экономического состояния предприятия

5 Структура и динамика бухгалтерского баланса

6 Абсолютные показатели финансовой устойчивости

7 Относительные показатели финансовой устойчивости

8 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

 

 


 


Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)

План:

1.Планирование. Основные принципы планирования.

2.Виды планирования.

3.Методы разработки планов.

4.Бизнес – план.

 

1. Основные принципы планирования.

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Построение и использование планов, программ – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Основные и необходимые элементы построения плана:

1) определение перспектив развития;

2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;

3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.

Планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют:

· предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;

· более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

· обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;

· целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

· своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

· повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

· обеспечивать координацию действий на предприятии;

· стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;

· совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Любой план производства должен строиться на базе ряда научных принципов, которые предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии.

Основные принципы планирования:

1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия.

При этом выделяют цели:

· хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

· производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;

· научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

· социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;

· экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии являются:

· объем продаж товарной массы;

· прибыль и доля на рынке.

2.Виды планирования.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планирование охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

3.Методы разработки планов.

К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

1. Нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов.

Суть нормативного метода заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

2. Балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов.

При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

· материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);

· трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

· финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

· комплексные (баланс производственной мощности).

3. Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам).

При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:

· технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

· совершенствование организации производства и труда;

· изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

· рыночные (инфляция);

· особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

4. Экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

5. Интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

6. Факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

7. Матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

Планы предприятия включают следующие основные разделы:

o маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;

o производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;

o план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;

o план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих, и источников ее обеспечения;

o план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;

o план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

o план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;

o финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;

o план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;

o план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

Показатели, применяемые в планировании, подразделяются:

· по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;

· по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);

· по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).

По содержанию, характеру задач и способам их решения выделяется технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Технико-экономическое планирование определяет, направляет и организует все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия в части основных направлений развития, объемов производства, потребности в ресурсах, определения конечных результатов. Технико-экономическое планирование составляет основу оперативно-производственного планирования , которое заключается в календарной увязке производственного процесса, выполняемого в подразделениях предприятия вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности циклов обработки и сборки.

Оперативное планирование (детальная разработка планов) соединяет:

1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:

- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;

- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества.

Различают также:

1) межцеховое оперативное планирование, обеспечивает скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций цехов;

2) внутрицеховое оперативное планирование - осуществляет распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.

Бюджетирование – это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов. Это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

1) обеспечение текущего планирования;

2) обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

3) обоснование затрат предприятия;

4) создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

5) исполнение требований законов и контрактов.

Бюджетирование, по своей сути, есть объединение технологий планирования, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайший период.

Бюджет – это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров. Бюджеты позволяют осуществлять три основные управленческие задачи:

1) прогнозировать финансовое состояние, потребность в финансовых ресурсах, финансовые итоги;

2) сравнивать запланированные и фактически полученные результаты;

3) оценивать и анализировать выявленные отклонения, чтобы своевременно реагировать на них.

Система бюджетов показывает, как функционирует предприятие, какова структура создаваемой им стоимости; где деньги зарабатываются, как они тратятся, как перетекают из одного центра ответственности в другой; сколько стоят услуги подразделений внутри компании. Бюджетирование служит инструментом выполнения стратегии предприятия. Оно позволяет согласовывать стратегические цели компании с планами их достижения и обеспечивает реализацию этих планов, связывая их с оперативными процессами.

Главными инструментами бюджетного управления являются три основных бюджета:

а) бюджет доходов и расходов;

б) бюджет движения денежных средств;

в) прогнозный баланс.

Все итоговые формы заполняются на основании операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства и др.).

Бюджет доходов и расходов помогает управлять операционной эффективностью. В нем планируются прибыль, рентабельность, производительность. По информации об исполнении этого бюджета можно судить об эффективности предприятия в целом и отдельных направлений бизнеса.

Бюджет движения денежных средств отражает входящие и исходящие денежные потоки и показывает платежеспособность предприятия: хватает ли ему денег на текущую деятельность, остаются ли средства на развитие.

Прогнозный баланс отражает стоимость имущества, которым владеет предприятие (активы), и источники средств для формирования этого имущества (пассивы). Баланс показывает, как изменяется капитал компании, его структура, за счет каких источников финансирования компания живет.

Если предприятие ведет несколько видов бизнеса, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, каждый бизнес должен иметь собственные бюджеты. Это необходимо для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности по каждому направлению и обеспечить эффективное управление. Иначе может оказаться, что один вид бизнеса (или один продукт) живет за счет другого бизнеса (продукта).

4. Бизнес-план

Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является Бизнес-план.

Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

· расчётов;

· технико-экономических обоснований;

· совокупность экономических показателей;

· описание мер и действий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.

Существуют различные цели инвестирования и соответственно цели составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:

1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

3. Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4. Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

6. Бизнес-план развития региона - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.

Функции бизнес- плана:

1. Обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности.

2. Планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса.

3. Привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.

При оценке эффективности бизнес- планов различают:

1) коммерческую или финансовую эффективность;

2) бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета;

3) социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта.

Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, руководитель проекта должен выполнить следующие работы:

1) проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;

2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;

3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;

4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки;

5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;

6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.

Наиболее часто в литературе встречается мнение специалистов, что типовой бизнес-план должен содержать, как минимум, следующие разделы:

1. Резюме (обзорный раздел).

2. Общее описание компании-инициатора инвестиционного проекта.

3. Продукция и услуги.

4. План маркетинга.

5. План производства

6. Управление и организация.

7. Капитал и юридическая форма компании.

8. Финансовый план.

9. Оценка рисков и страхование

10. Анализ чувствительности проекта

11. Охрана окружающей среды

12. Приложения.

Резюме (краткие выводы).

Это решающая часть вашего бизнес-плана, для многих бизнес-планов это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором, после чего бизнес-план будет отложен в сторону. Значит "резюме" оказалось неубедительным и не заинтересовало инвестора. Краткие выводы дают возможность понять базовые идеи и перспективы вашего бизнеса быстро и решить, стоит ли тратить дополнительное время на чтение вашего плана. Следовательно, цель резюме заинтересовать и даже "соблазнить" потенциального инвестора.

Здесь на 1-2 страницах предельно просто и лаконично должна быть изложена сущность вашего проекта: что вы собираетесь делать, чем ваш будущий продукт (услуга) будет отличаться от продукции конкурентов и почему потребители заинтересуются им, каких затрат (инвестиций) потребует реализация вашего проекта и источники их получения. Здесь обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж (в ближайшие 3-5 лет), выручке, прибыли, уровне рентабельности и, наконец, срок, в течение которого вы сможете гарантированно вернуть все одолженные средства (или другими словами, срок окупаемости капитальных вложений).

Общее описание компании-инициатора проекта.

В нем необходимо описать:

юридический статус компании, состав аффилированных лиц компании,

была ли компания государственной, когда она была приватизирована и каким способом,

состав руководителей компании,

основные виды деятельности и характер компании (без детализации; более детально эта информация будет изложена в последующих разделах),

профиль компании: является ли компания производственной, торговой или она действует или будет действовать в сфере услуг,

где расположена компания,

отличия данного предприятия от других компаний,

каковы цели данного бизнеса,

стадия развития данного бизнеса,

что и как компания намерена предлагать своим клиентам,

в каких географических пределах компания намерена развиваться.

Описание продукции.

В нем описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. При спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, т.к. потребитель ждет новых усовершенствованных товаров.

В этом разделе дается подробное описание будущего продукта, товара или услуги, которые вы хотите предложить покупателям (потребителям). Здесь вы излагаете свою «главную идею».

При разработке данного раздела требуется предельно четко ответить на ряд вопросов:

- Какие потребности призван удовлетворить ваш продукт (или услуга)?

- Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг), предоставляемых другими компаниями, и отдавать ему предпочтение?

- Почему вы выбрали этот продукт (услугу) и этот рынок, чем они привлекательны для вас?

- Каков жизненный цикл товара или, другими словами, как скоро он устареет?

План маркетинга.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес будет воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товара. План маркетинга может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка.

Этот раздел должен быть написан в доступной форме. Работая над ним, следует помнить, что инвестора и/или кредитора в первую очередь интересует жизнеспособность проекта, т.е., говоря другими словами, сможет ли данное предприятие добиться успеха на рынке. Поэтому необходимо убедительно показать, что предлагаемая продукция или услуги имеют рынок сбыта. Особое внимание следует уделить анализу конкурентоспособности данного предприятия.

При этом следует иметь в виду, что степень проработанности и подробности маркетингового раздела бизнес-плана зависят прежде всего от того, является ли предприятие начинающим или расширяет свою деятельность, а также предполагается ли организация производства новых видов продуктов и услуг. Менее подробным может быть план маркетинга компании, незначительно расширяющей свое присутствие на рынке.

В данном разделе необходимо собрать следующую информацию о своих конкурентах:

1) является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся или давно существующей,

2) какова конкурентоспособность товара (услуги) на рынке,

3) много ли внимания конкуренты уделяют рекламе своих товаров,

4) каков уровень цен на товары (услуги) конкурентов,

5) каков имидж фирм - конкурентов,

6) какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в данный момент времени,

7) каких действий можно ожидать от них в дальнейшем.

Вам необходимо выделить и подробно рассмотреть следующие составляющие маркетинговой стратегии:

Выбор рынков: определите, на какие рынки вы хотите поставлять свой продукт

Производственная политика: какие товары или услуги Вы хотите предложить рынку.

Распределение и товародвижение: опишите каналы распределения, которые вы намерены использовать, чтобы довести Ваш товар до рынка и конечного потребителя. Будете ли вы товар продавать через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации.

План сбыта: опишите, как вы будете управлять сбытом вашей продукции и методы продвижения, которые вы намерены применить. Назовите планируемые методы продаж.

Объемы продаж: определите объемы продаж, которые вы планируете достичь для каждого продукта (услуги) на каждом рынке и какими методами вы будете добиваться роста объемов продаж (за счет расширения рынков сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей).

Уровень прибыльности: назовите уровень прибыльности, который вы хотите достичь, или в котором нуждаетесь (другими словами, назовите максимально необходимый и желаемый размер прибыльности).

Реклама: как будет организована реклама, сколько средств собираетесь на это выделить.

Сервис: как будет организована служба сервиса (для высокотехничных изделий), сколько это будет стоить, и будет ли такая служба прибыльной.

Связь с общественностью: как будете добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности?

Ценовая политика: охарактеризуйте уровень цен на каждом из возможных рынков.

План производства.

В нем должно быть описано, каким образом планируется производство продукции и оказание услуг, в том числе:

- общий подход к организации производства,

- какие источники сырья и материалов предполагается использовать,

- какие технологические процессы будут использоваться

- какое оборудование, в каком количестве и с какими характеристиками необходимо,

- каковы требования к трудовым ресурсам (производственный персонал, инженерно-технический персонал, административный персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий - и на 4-5 лет.

В описании технологического процесса необходимо отразить следующие аспекты данного проекта:

1) требуемая производственная мощность;

2) потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

3) потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

4) потребность и условия поставки сырья, материалов и комплектующих;

5) контроль качества и дисциплины поставок;

6) требования к источникам энергии и их доступность;

7) подготовка производства;

8) контроль качества продукции.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамики на дальнейшую перспективу. В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды.

Управление и организация.

Описание организации и перспектив ее развития в ближайшие годы. Какие именно специалисты (профиль, образование, опыт работы, уровень заработной платы) необходимы для успешного ведения дел. Организационная структура предприятия.

Целесообразно в этом разделе оговорить вопросы оплаты труда руководящего персонала, взаимосвязь уровня заработной платы и результатов производственной деятельности. Потребность предприятия в различных категориях работников, общее число служащих компании (как это число соотносится с количеством выпускаемой продукции). Система найма рабочих и служащих на предприятие. Описание должностных обязанностей работников, требования к качеству их работы.

Капитал и юридическая форма.

Этот раздел фактически распадается на две части. В первой части (юридический план) речь идет о выборе формы собственности и юридического статуса для нового предприятия и обосновании этого выбора.

Вторая часть раздела должна содержать рассмотрение потребности в капитале (инвестициях), источников этих инвестиций, уже имеющихся к моменту составления бизнес-плана, и тех, к которым планируется прибегнуть в будущем. Следует указать, какие ресурсы планирует вложить или уже вложил инициатор проекта, а также привести обобщенные сведения о расходовании средств по направлениям деятельности в процессе реализации проекта.

Необходимо изложить план получения средств: сколько необходимо средств для реализации данного проекта; источники получения средств; ожидаемый срок возврата вложенных средств и получения инвесторами прибыли.

Для обоснования потребности в средствах дается краткое описание стоимости проекта по категориям:

· новые закупки (земля, помещения и сооружения, включая транспортирование, страхование, установку и строительство);

· улучшение инфраструктуры;

· увеличение оборотных средств (начальные расходы, дополнительные запасы сырья и готовых изделий, новые административные расходы и расходы на маркетинг и сбыт);

· непредвиденные расходы проекта (15-20% суммы первых трех категорий расходов).

Если предприятие планирует покупку оборудования, необходимо дополнительно указать его количество, тип, изготовителя оборудования, а также у кого и на каких условиях оно будет приобретено.

Особое внимание следует уделить источникам, за счет которых будет осуществляться финансирование проекта.

Финансовый план.

Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения (календарный план) работ в рамках проекта. В разделе должны присутствовать следующие документы:

1) прогноз объемов реализации;

2) план движения денежных средств (т.н. «кэш-фло»). «Кэш-фло» показывает, есть ли (или будет) у компании наличность, чтобы платить по счетам;

3) план прибылей и убытков (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль);

4) прогнозные балансы предприятия;

5) расчет и график достижения безубыточности (показывает уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства).

Оценка рисков и страхование.

Оценка риска представляет собой один из наиболее сложных и наименее точных элементов финансового анализа. Потребуется, как можно точнее определить все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем.

Традиционно рассматриваются:

1. Рыночный риск (например, будет ли в будущем существовать рынок, будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать бизнесу).

2. Риск конкурирующих технологий (сможет ли конкурент разработать технологию, которая сделает вашу устаревшей; может ли какая-либо новая технология помешать предприятию успешно выполнить намеченное).

3. Риск завершения или технический риск (достаточно ли надежны предлагаемый проект, технология или предмет деятельности, чтобы все сработало так, как намечается).

4. Внешний риск.

5. Внутренний риск (достаточно ли персонала, чтобы предприятие могло нормально функционировать).

6. Политический риск (есть, или ожидается, какое-либо правительственное постановление, которое может помешать успеху; будут ли получены, когда это потребуется, обязательные разрешения специальных органов, например, управления по охране окружающей среды, здравоохранительных органов).

7. Ресурсный риск.

8. Риск капитальных вложений (сможет ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства существенно повлиять на объем инвестиций).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.