Производственный потенциал Российской Федерации: структура, особенности размещения, проблемы развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственная инфраструктура-это совокупность подразделений, не принимающих непосредственное участие в производстве основной продукции, выпускаемой предприятием, однако своей деятельностью способствующих устойчивой работе основных цехов, создавая для этого необходимые производственно-технические условия.

В качестве основного определяющего условия отнесения тех или иных отраслей и обьектов к производственной инфраструктуре следует считать особую форму деятельности, обеспечивающую бесперебойную работу основных отраслей. При этом отрасли инфраструктуры могут оказывать определенные виды услуг, а также производить определенные виды вещественно-натуральных продуктов.

К производственной инфраструктуре следует отнести:

· транспортное обслуживание

· энергетическое обеспечение( электроэнергетическое, водообеспечение, теплообеспечение)

· обеспечение связью

· материально-техническое обеспечение

· информационное обеспечение

· ремонтное обслуживание

· инструментальное обслуживание

С 1990г. основные производственные фонды уменьшаются. По отраслям: на долю промышленности и строительства приходится около 35 %, сельское хозяйство, транспорт, связь – около 20 % . Значительная часть производственных фондов физически и морально устарела. Степень износа основных фондов страны – около 40 %. Более 50 % - в промышленности, 40 % на транспорте и сельском хозяйстве. В целом, на долю производства товаров приходится 53 % стоимости основных фондов, и 47 % - основные фонды отраслей, производящих услуги.

Все больше повышается значение основных фондов производственной инфраструктуры (транспорт, дороги, материально-техническое снабжение, ремонт и складские помещения).

Территориальное размещение основных фондов: около 75 % всех основных фондов промышленности – в Европейской части России, ¼ - в восточных районах. Среди европейский регионов ведущее место занимают: центральные, поволжские, уральские. В восточных – западно-сибирские. Они концентрируют – 60 % всех фондов.

Таким образом, дислокация производственного аппарата противоположна размещению важнейших природных ресурсов, которые расположены, главным образом, на востоке и севере страны. Самый высокий удельный вес промышленности – Урал (40 %). Самый низкий – Северный Кавказ – около 27 %. В сельском хозяйстве самый высокий: Центральное черноземье – 25 %. Самый низкий – Европейский Север – около 7 %. Сибирь характеризуется высокой долей добывающей промышленности, а также более дорогими основными фондами – из-за высоких транспортных расходов и повышенных ставок заработной платы работников.

Недостаточное развитие отдельных отраслей производственной инфраструктуры оказывает сдерживающее влияние на развитие производства. Уровень развития отраслей производственной инфраструктуры отражает производственный потенциал, т.е. их возможности выполнить определенный объем работ пот обслуживанию базисных отраслей производства. Оценка уровня развития производственной инфраструктуры может быть осуществлена для различных иерархических уровней.

эффективность функционирования отраслей производственной инфраструктуры зависит от масштабов и темпов внедрения достижений научно-технического прогресса, установления оптимальных пропорций в развитии с базисными отраслями производства, уровня концентрации и специализации предприятий системы обслуживания. рационального распределения работ по обслуживанию между различными уровнями и рациональногтразмещения предприятий, оптимизации оганизационных форм обслуживания.

21Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.

Инвестиционный потенциал объединяет ресурсный, экономический, трудовой, финансовый и другие виды ресурсов, показатели которых отражают увеличение валового внутреннего продукта, в том числе на душу населения. Это влечет за собой возрастание материальных возможностей удовлетворения потребностей общества и граждан, а также обеспечения экономических интересов предпринимателей. Динамично развивающаяся экономика на основе инвестиций и эффективности обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Активным элементом инвестиционного потенциала является предпринимательский ресурс, формирующий инвестиционные продукты (товары) с использованием различных инструментов. Инвестиционный процесс должен носить системный характер

Для эффективной реализации инвестиционных проектов необходимо отработать механизм снижения рисков их реализации, в числе которых риск нежизнеспособности проекта, риски потери темпов из-за недостатков организации денежных потоков.

Производственная и предпринимательская стратегия предприятия позволяет выявить сегменты рынка и прогнозировать реальный потребительский спрос с учетом технико-технологических, региональных и отраслевых факторов, а также учитывать товарные, ценовые и сбытовые неожиданности. В этом аспекте возрастают государственные функции поддержки экономического и финансового потенциала и контроля за деятельностью субъектов рыночной инфраструктуры.

Системный подход к обоснованию промышленной инвестиционной политики в увязке с задачами социально-экономического развития страны, ресурсным и интеллектуальным потенциалом способен определять стратегические инновационные и инвестиционные приоритеты развития отраслей промышленности. В этой связи структурная перестройка должна базироваться на прогнозах формирования региональных товарных рынков, рекомендациях отраслевого и федерального звеньев государственного регулирования промышленного производства, эффективной работе маркетинговых служб предприятий.

При этом важно на товарных рынках обеспечить государственную поддержку прогрессивных изменений в цепочках спроса на товары и услуги, и трансформировать эти приоритеты по ступеням и технологическим циклам производства, увязывая технологические процессы и организационные формы производства с рыночной конъюнктурой. Такой подход поможет ускорить структурную перестройку российской обрабатывающей промышленности и сформировать инвестиционные приоритеты.

Приоритетным направлением остается поддержание и технологическое совершенствование промышленного потенциала, прежде всего, «несущих» отраслей машиностроения, промышленности стройматериалов. Для этого необходимо создание благоприятных финансово-кредитных условий, механизмов ускоренной амортизации во всех отраслях обрабатывающей промышленности в целях массового технического перевооружения производства на принципиально новой технологической основе.

Роль государства в формировании и реализации инвестиционного потенциала страны должна заключаться в обеспечении благоприятных возможностей и условий для осуществления инвестиционной деятельности через инвестиционную политику. Инвестиционная политика, в свою очередь, является залогом успешной экономической деятельности государства в целом.

В российской экономике сложившаяся модель инвестирования является деформированной и неэффективной.

Поэтому первоочередной задачей государства в проведении инвестиционной политики должно быть создание базовых организационно-экономических предпосылок инвестиционной деятельности таких как:

— разработка и реализация правового механизма защиты частных инвестиций и обеспечение государственными гарантиями иностранных инвестиций;

— восстановление системы валютного регулирования и валютного контроля, с целью предотвращения вывоза капитала;

— создание национальной инвестиционной базы в виде системы государственных и частных корпораций и фондов для финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов (с подключением к этой задаче кредитно-финансовых учреждений);

— внедрение и использование передовых технологий и «ноу-хау» в первую очередь в базовых (приоритетных) отраслях промышленности;

— обеспечение необходимых мер, для защиты интересов отечественных промышленных предприятий, ориентированных на международные рынки;

— разработка и реализация механизма трансформации сбережений населения в инвестиции (например, с помощью паевых инвестиционных фондов, инвестфондов, и т.д.);

— разработка адекватной кредитно-денежной политики, предусматривающей эмиссию достаточного количества денежной массы (обеспечение достаточной монетизации экономики);

— разработка целенаправленной амортизационной политики, направленной на восстановление основного капитала;

— пересмотр принципов налогообложения, с целью его упрощения и стимулирования научно — инновационной деятельности;

— повышение совокупного спроса за счет увеличения средней заработной платы, а также сокращения разницы в доходах богатейшей и беднейшей части населения;

— восстановление государственного регулирования экономики на основе использования индикативного планирования и программирования.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.