Теория промышленного штандорта Вебера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной труд немецкого экономиста и социолога А. Вебера "О размещении промышленности: чистая территория штандорта" был опубликован в 1909 г. Ученый поставил перед собой дачу создать общую "чистую" теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия.

Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.

А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, "которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте". В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки. Однако первый из них — разницув ценах на используемые материалы — можно, как считает Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он рассматривает как некоторую "объединенную агломерационную силу", или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация.

Дальнейший анализ ведется последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Модель пространственной организации хозяйства Леша

В своем главном труде "Пространственная организация хозяйства" (1940) этот экономист модифицировал идеи В.Кристаллера и пришел к выводу, что производственные предприятия и организации сферы услуг для обслуживання покупателей своей зоны (правильного шестиугольника) должны быть размещены в вершинах (углах) кристаллеровой (гексагональной) решетки. Единственным критерием оптимального размещения он считал получение максимального значения чистой прибыли.

Концепция А Леша предусматривала необходимость учета особенностей налоговой системы, конкуренции, государственных границ, влияния технического прогресса и др.

Главным, по его мнению, является не оптимальность размещения предприятий, а рынок и прибыль. По этой теории, "под динамическим углом зрения выгодного размещения вовсе не бывает, поскольку предсказать будущее невозможнои майбутнє неможливо".

Большое значение А Леш оказывал рынкам сбыта продукции, реальной конкуренции, используя геометрическую модель "конуса спроса" и ряд уравнений для определения зависимости количества потребленного товара и расстояния перевозки его в центральный район..

Значение теории А Леша в том, что в его трудах рассматривается как основная теория пространственной экономики, в которой учение о "штандорте" связано с экономическим районированием, внешней торговлей и другим мы факторами, а развитие промышленности - с проблемами развития других отраслей хозяйства. Самым большим его достижением считается разработка принципиальных основ концепции пространственной равновесия.

Теория абсолютных и сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Риккардо

Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.