Достаточно сложно однозначно оценить влияние глобализации мировой экономики на природу России. Экономическая глобализация воздействует как на природу, так и на технологические инновации и их распространение через несколько каналов: более свободные потоки капитала и способствующий этому инвестиционный климат, более либеральная международная торговля, улучшенные институциональные и коммуникационные связи и т.д. Результаты этих процессов могут быть как позитивными, так и негативными для окружающей среды и устойчивости развития страны.
Общие потоки капитала и прямые иностранные инвестиции, в частности, являются главными каналами, через которые глобализация воздействует на окружающую среду.
Так, с одной стороны, прямые иностранные инвестиции генерируют занятость, рост и благосостояние, которые делают возможными более значительные инвестиции в охрану природы, дают возможность уменьшить природоемкость и загрязнение на единицу конечного продукта благодаря более чистой технологии. С другой стороны, иностранные инвестиции могут вести к увеличению индустриального производства и, следовательно, увеличению уровней эксплуатации природных ресурсов и суммарных загрязнений, так же как и к росту производства и потребления неэкологичных товаров, таких как энергоресурсы, топливо для автомобилей и т.д.
Очевидно, что для транснациональных и иностранных компаний в России наиболее привлекательны природоэксплуатирующие отрасли и, прежде всего, энергетический сектор. Эти ресурсы - конкурентный товар, инвестиции в добычу нефти и газа дают быструю отдачу. Здесь иностранные компании могут быстро укрепить свои позиции в силу мощного инвестиционного потенциала и дефицита средств у многих российских компаний.
Принятый в стране закон о разделе продукции также может способствовать увеличению доли энергетического рынка, занимаемого иностранными компаниями. К плюсам этой ситуации нужно отнести привлечение в Россию новых ресурсосберегающих и более чистых технологий со стороны ТНК. Вместе с тем, в этом случае происходит закрепление сырьевого характера российской экономики, увеличение негативного воздействия на природу страны, что отрицательно скажется на ее глобальных экосистемных функциях. То есть даже при широком распространении ресурсосберегающих технологий и уменьшении природоемкости в отдельных производствах и регионах при сырьевой ориентации развития России суммарные объемы исчерпания ресурсов, загрязнения могут возрасти за счет эффекта масштаба.
К сожалению, современная рыночная экономика (а тем более переходная экономика) не может правильно оценить экологические выгоды и ущербы. Достаточно простая логика - если выгоды превышают затраты, то экономическое решение правильно - в данном случае не срабатывает по причинам «провалов» рынка в данной среде, его «близорукости» - достаточно небольшом временном горизонте для оценки эффективности принимаемых решений. Для экологических благ нужно просчитывать последствия на десятилетия, если не на столетия. Современная экономика не может адекватно учесть и включать в процесс принятия решений по крайней мере два фактора: полностью учитывать внешние эффекты (экстерналии), которые не компенсируются загрязнителем пострадавшей стороне, и занижение или отсутствие стоимостной оценки природы и ее функций. Как корректно учесть экстернальные издержки и экологические ущербы при добыче нефти и газа на шельфе Сахалина и Баренцевом море, в болотах и вечной мерзлоте Тюмени для страны, всего мира? В результате принимаются неправильные решения, неэффективно распределяются ресурсы.
Именно такая экологическая «ущербность» современной мировой модели экономики неоднократно подчеркивалась в документах ООН. Поэтому важным принципом, который сейчас все более широко распространяется в мире, в том числе при международных соглашениях, является принцип предосторожности - если существует угроза серьезных необратимых экологических нарушений, то вызывающие такие нарушения экономические действия (программы, проекты) лучше не предпринимать.
Другой важный канал экономической глобализации - либерализация международной торговли. Эффективность торговой политики России в сфере охраны природы и природопользования во многом будет зависеть от присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), способствующей интеграции страны в мировое хозяйство. Важной задачей ВТО является либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно таможенно-тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных тарифных пошлин, а также устранении количественных и других нетарифных барьеров в торговле. Условия присоединения к ВТО - это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров на основе взаимных уступок и взаимных условий. В связи с экологическими задачами и проблемами России целесообразно отстоять свое право на разумный протекционизм в отношении отраслей, обеспечивающих ресурсосберегающее и экологически устойчивое развитие экономики страны в переходный период и создать определенные ограничения на развитие сырьевых отраслей, прежде всего, в неосвоенных и экологически важных для биосферы планеты регионах.
Такое регулирование не противоречит принципам ВТО. Так, в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам содержится положение о том, что страна, находящаяся в процессе перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации. К несомненным плюсам более активного включения в международную торговлю следует отнести расширяющиеся возможности воздействия стран-импортеров на производственные процессы в России для их экологизации, перехода на ресурсосберегающие и чистые технологии. Отдельные положительные примеры такого воздействия уже есть в лесном секторе страны, где импортеры древесины предъявляют требования к устойчивому ведению экспортного лесного хозяйства.
В силу своих природных особенностей Россия играет важнейшую роль в мире с точки зрения сохранения глобальных общественных благ и оказывает существенные экологические услуги всей планете. Усиление этих позиций Росси в глобализирующемся мире должно происходить в рамках проведения ею активной политики перехода к устойчивому развитию экономики в условиях уменьшения нагрузки на собственную природу. Это будет важнейшей гарантией поддержания глобальных экосистемных функций России в меняющемся мире.
Природные
1. Девственные леса Коми
2. Озеро Байкал
3. Вулканы Камчатки
4. Золотые горы Алтая
5. Западный Кавказ
6. Центральный Сихотэ-Алинь
7. Убсунурская котловина (Россия/Монголия)
8. Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»
Культурные
1. Московский Кремль и Красная площадь
2. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
3. Погост Кижи
4. Исторический центр Новгорода и памятники окрестностей
5. Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше
6. Соловецкий исторический и культурный комплекс
7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавр в г. Сергиев Посад
8. Церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва)
9. Куршская коса (Россия/Литва)
10. Ансамбль Ферапонтова монастыря
11. Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля
12. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
13. Ансамбль Новодевичьего Монастыря
14. Исторический центр Ярославля
15. Геодезическая дуга Струве (Россия/Беларусь, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Швеция, Украина)
В тетради
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.