Эластичность Спроса
Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.
Этот коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%.
Значения эластичности спроса:
- Абсолютно эластичный 1<…< бесконечность.
- Эластичный 1<…
- Абсолютно неэластичный =0
- Неэластичный 0<…<1
- Единичной эластичности =1
Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1% - спрос эластичный. Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный.
Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос.
Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности.
Эластичность спроса выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль.
Эластичность спроса бывает:
1) по цене. Эта величина показывает, как изменился спрос при изменении цены товара. Заметим, что величина эластичности товара, близкая к нулю, характерна для товаров первой необходимости. Здесь спрос – величина постоянная (хлеб, картофель и т. д.).
ED=(Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/P1, где Q-кол-во товара, Р-цена
2) по доходу. Здесь различают товары низкой категории (при отрицательной эластичности) и нормальные товары (при эластичности положительной). При росте дохода предпочтения потребителя резко меняются, он подсознательно старается приобрести более дорогой товар;
3) перекрестная показывает, насколько изменится спрос на один тип товара при изменении цены на другой. Существуют альтернативные товары (сливочное масло и маргарин) и товары, дополняющие друг друга (автомобиль и бензин).
Если цена на масло увеличится, то увеличится спрос на маргарин. При росте цены на бензин, спрос на автомобили соответственно уменьшится.
Эластичность предложения
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.
Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных прдприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия. График эластичности редложения так же, только зеркально.
P-цена, Q-предложение(d 4 эластичный спрос, d 3 не эластичный)
0-абсолютная неэластичность; 0-1-неэластичный; 1-единичная эластичность; 1-бесконечность-эластичность; бесконечность - абсолютная эластичность.
12.ПОТРЕБНОСТИ И СПРОС. ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС. ЗАКОН СПРОСА.
Потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности. Все, что человек делает, он делает исходя из своих потребностей. Потребности: безграничны, неутолимы, постоянно растут, меняются по мере изменения человека.
Виды (по Маслоу): первичные (физиологические потребности, потребность в безопасности) и вторичные – приобретенные (социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самореализации).
Спрос – это желание и способность покупателя приобрести какое-либо количество товара или услуг по данной цене в данное время.
Объем спроса – количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, доходов покупателей и их вкусов.
Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. При прочих равных условиях потребитель купит больше товаров по меньшей цене.
Исключения из закона спроса: эффект Гиффена (снижение цены приводит к уменьшению спроса, a повышение цены-к увеличению спроса – малоценные товары, не имеющие заменителей(чай,хлеб,картофель)); эффект Сноба (потребители сокращают спрос на товар при понижении цены на него, из-за его легкодоступности); эффект Веблена (покупатель приобретает больше товаров при повышении цены на них из-за престижных соображений – предметы роскоши)
Различают ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос:
К ценовым факторам относятся:
эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
Эффект дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар.
Эффект замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее покупателя приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров.
Закон убывающей полезности – это процесс уменьшения полезности или удовлетворения покупателя с приобретением каждой последующей единицы продукта.
К неценовым факторам относятся: изменение вкусов и предпочтений потребителей, изменение количества покупателей, изменение в доходах населения, изменение цен на альтернативные товары, изменение в ожиданиях потребителя, изменение структуры населения.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).
13. ПРОИЗВОДСТВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Производство – процесс создания экономических благ и услуг.
Предложение — совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке и которые могут или намерены продать производители.
Объем предложения – количество товара, которое продавцы продают за некоторый период. Объем предложения зависит от цены товаров, прежде всего от цен ресурсов, используемых в производстве товаров.
Закон предложения: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественном выражении изменяется в прямой зависимости от их цены. При прочих равных условиях производитель произведет больше товара по большей цене.
Факторы изменения предложения:
Ценовой фактор
Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей.
Неценовые факторы изменения предложения
цены на ресурсы; уровень технологии производства; вывод на рынок новых фирм; цены на взаимозаменяемые товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
14. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. МГНОВЕННОЕ, КРАТКОСРОЧНОЕ И ДОЛГОСРОЧНОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ
Равновесная цена — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
На изменение рыночной цены влияют:
возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;
избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.
Если предложение превышает спрос, то – излишек товаров. Если спрос превышает предложение – то дефицит товаров.
МЕХАНИЗМ МГНОВЕННОГО РАВНОВЕСИЯ
Предположим, спрос на какой-то продукт резко увеличился, к чему производство не было готово. Оно не может моментально расширить предложение, а если и может, то в минимальном количестве. Следовательно, в этом случае предложение останется неизменным, фиксированным. На рис. 10.10 кривая предложения (П1 ) принимает вертикальное положение — П2, тем самым подчеркивая неизменное предложение товара в новых условиях.
Рис. 10.10 Мгновенное равновесие
Как видим, из-за несовпадения между спросом и предложением равновесная цена (Цk), соответствующая пересечению кривой предложения (П1 ) и кривой спроса (С1 ) в точке К, нарушается. Это связано с тем, что по данной цене в изменившихся условиях желает приобрести данный товар значительно возросшее число покупателей. Однако предложение осталось на прежнем уровне. Возник дисбаланс между платежеспособным спросом и предлагаемым объемом товара. Устранение этого дисбаланса и восстановление нового равновесия на рынке происходит путем повышения цены на данный товар. Резкий рост цен «отсек» тот контингент покупателей, который готов был заплатить обычную цену (Цk), но не может или не желает совершать покупки по новой цене (Цm). Это и зафиксировано на рис. 10.10 перемещением кривой спроса из положения С1 в положение С2. Установилась новая цена равновесия (Цm), соответствующая мгновенно изменившейся рыночной ситуации.
МЕХАНИЗМ КРАТКОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
Теперь проанализируем ситуацию, когда товаропроизводители имеют возможность мобилизовать дополнительные переменные факторы (рис. 10.11). Предположим, увеличились цены на определенный продукт. Более высокие цены по сравнению с прежними стимулируют товаропроизводителей организовать сверхурочные работы, работу в выходные дни, перенести работникам отпуска на более поздний период. При этом предприниматель во всех случаях повысит денежное вознаграждение за труд — заработную плату, так как высокая цена позволяет не только перекрыть дополнительные затраты, но и получить дополнительную прибыль.
Рис. 10.11. Краткосрочное равновесие.
Повышение цены до уровня Цm, вызванное ростом спроса, будет подталкивать товаропроизводителей к расширению выпуска товара и содействовать росту его предложения до размера n. Кривая предложения займет положение П3 . Таким образом, благодаря своевременной реакции товаропроизводителей на возросший спрос, установилась новая равновесная цена Цn, в соответствии с которой количество предлагаемого товара стало соответствовать количеству спрашиваемого товара — n. Кривая С2 осталась на прежнем месте, так как увеличение предложения вызвало понижение цены с уровня Цm до уровня Цn
МЕХАНИЗМ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
В условиях, когда цена продолжает удерживаться на относительно высоком уровне, несмотря на усилия предпринимателей в области использования краткосрочных факторов, в данную отрасль устремятся новые капиталы. Это приведет к техническому переоснащению, расширению производственных мощностей и значительному увеличению выпуска продукции, т.е. ее предложения.
Обратимся к рис. 10.12. Предположим, что точка N на пересечении кривых спроса и предложения отражала краткосрочное равновесие между количеством спрашиваемого и предлагаемого товара по цене, равной Цn. Ее высокий уровень вызывает рост капиталовложений. Задействование капитала и других ресурсов вызывает увеличение предложения. Этот рост предложения на графике отражен смещением кривой предложения из положения П3 в положение П4.
Рис. 10.12. Долгосрочное равновесие.
Таким образом, постепенное насыщение рынка данного товара приведет к снижению цены и новое длительное равновесие установится в точке Т, которой будет соответствовать «нормальная цена», или цена долгосрочного равновесия Ц t. . Что касается кривой спроса, то она остается в прежнем положении (С2 ), соответствующем краткосрочному равновесию. Неизменность положения кривой спроса обусловлена тем, что здесь устанавливается функциональная зависимость между спросом и ценой, в которой спрос выступает в качестве зависимой переменной от цены (независимой переменной). Рост величины спроса (скольжение по кривой спроса из точки N в точку Т) связан с понижением цены, вызван наращиванием предложения данного товара. Одновременно провоцирование расширения спроса связано с понижением цены, поэтому не происходит смещение кривой спроса.
ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ
В соответствии с проведенным анализом механизмов равновесия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного действия рыночных сил попытаемся интегрировать их в единый процесс, совместив выявленные тенденции в едином графическом изображении (рис. 10.13).
Рис. 10.13. Совмещение графиков мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия
Итак, первоначальная точка длительного равновесия К соответствовала стабильной «нормальной цене». Следующий этап — резкий всплеск спроса при оставшемся неизменном предложении (что выражено перемещением кривой предложения из положения П1 в положение П2 ) обусловил увеличение цены с уровня Цk до уровня Цm. Как видим, данное перемещение связано со смещением кривой спроса из положения С1 в положение С2.
Высокая цена (Цm) способствовала вовлечению в производственную деятельность временных переменных факторов, что вызвало увеличение предложения товара с m до n.Данный рост предложения вызвал понижение цены с уровня ЦМ до уровня ЦN. Результатом снижения цены явилось увеличение спроса с товара m до n. Кривая спроса С2 остается в неизменном положении, что свидетельствует о сохранении тенденции на увеличение спроса под воздействием снижения цены.
Наконец, сохранение относительно высокой цены (Цn) по сравнению с первоначальной «нормальной» ценой (Цk) подтолкнуло предпринимателей к инвестициям, использованию фактора долговременного действия. Расширение производственных мощностей позволило предложить на рынок товар в количестве t, что вызвало снижение цены на него с уровня Цnдо уровня ЦТ. Кривая С2 остается в прежнем положении, выражая тем самым функциональную зависимость спроса от динамики изменения цен под воздействием изменения предложения товара.
15. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ ПРИЗНАКИ
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, возможность входа на рынок новых фирм и выхода из него, рыночная власть отдельного покупателя или продавца, доступность информации ля принятия экономических решений и т. п.
Модели рынка и их характерные признаки:
• Совершенная конкуренция — на рынке множество продавцов и покупателей, для продажи предлагаются одинаковые и однородные товары и услуги, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к рынку, покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить с рынка. равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.Недостатки: удовлетворение потребностей происходит из расчета платежеспособности покупателя, совершенная конкуренция приводит к унификации и стандартизации товаров, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ. Достоинства: позволяет распределить ресурсы так, чтобы максимально удовлетворить потребности; заставляет фирму производить продукцию с минимальными издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
•Несовершенная конкуренция – вид конкуренции, при котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
•Чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж. невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.