ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Методы: 1)формально-логические методы и приемы познания
Анализ
предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.

Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идет от теории к фактам, от общего к частному.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.


Проблемный метод

Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Типы проблемных ситуаций: явные(сформулированные до начала исследования) и неявные.

Гипотетический метод

Метод заключается в выдвижении научно-обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Доказательность гипотезы: док-во – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

Диалектический метод

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Осн.принципы: взаимосвязь и развитие. Категории: единичное и общее, часть и целое, причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Законы: взаимопереход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

5)системный метод( экономико-матем.моделирование, эконом.эксперименты)

Эконом.модель – формализованное описание эк.процесса или явления, структура к-го определяется как его объективными свойствами, так и субъективным условным характером исследования.


2. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ. КРИВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. В учебной экономической лите­ратуре часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потреб­ности в образовании, искусстве, развлечении и т. и.

Факторы производства, или ресуры.В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Разновидности ресурсов: природные, трудовые, материальные, финансовые. Возобновляемые, невозобновляемые.

Ресурсы (факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) – элементы, которые используются для производства благ, удовлетворяющих потребности. Ресурсы: ограничены, исчерпаемы, редки, невозобновимы.

К экономическим ресурсам относятся:
- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
-
трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
-
капитал
(в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
-
предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

Кривая производственных возможностей
При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. в экономике полной занятости, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации. В случае же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой трансформации, а, например, в точке Y. Общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производство и переместиться в точку S. Поэтому кривую трансформации в экономической теории часто называют границей производственных возможностей.

Построение кривой производственных возможностей:

1)в стране производятся только 2 товара

2) для производства – неизменные технологии

3)неизменное кол-во ресурсов

4)полное использование ресуров, максимальное произв-во товаров и услуг

Альтернативные издержки – выгода от наилучшей из нереализованных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек – вогнутая линия.(ресурсы не в полной мере приспособлены для альтернативного использования). В случае полной взаимозаменяемости ресурсов график кривой трансформации будет иметь линейный вид.







КРУГООБОРОТ БЛАГ И ДОХОДОВ

Экономический кругооборот - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

Простейшая модель экономического кругооборота представлена на схеме.
В этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов; 5) государство

Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.

Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.


В процессе кругооборота формируются два потока:
1) против часовой стрелки - поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке - поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

 

Как один из участников кругооборота государство выполняет следующие функции:
- собирает налоги;
- перераспределяет доходы посредством трансфертных платежей;
- выплачивает заработную плату работникам госсектора и госслужащим;
- покупает на рынках экономические ресурсы и продукты;
- выступает в роли производителя общественных и квазиобщественных благ, а также других товаров и услуг.









Типы экономических систем

 

 

Традиционная

   

Командная

    Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства

 

   

Рыночная

   

Смешанная

 

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства

 

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

 

ГЕНЕЗИС РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рынок – форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Такэе важны конкуренция и свободное ценообразование. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки(издержки эксплуатации экономической системы) определяют условия и границы рыночной деятельности. Трансакционные издержки: издержки поиска инф-ции, издержки заключения хоз договора, издержки измерения, издержки спцификации и защиты права собственности, издержки оппуртунистического поведения.

Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами.

Генезис рыночных отношений: натур.хоз-во(только для собственных нужд)—появление излишков, начало торговли, натур.обмен(бартер) – появление какого-л эквивалента – централизованный рынок – деньги как всеобщий эквивалент

 

 

МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия

Можно выделить три основные модели рыночной экономики:
Либеральная (американская). Модель наиболее полно реализует идеи экономического либерализма. Личный успех, расчет прежде всего на свои силы - основа такой модели. Здесь меньше доля социальных расходов государства. Малый вес гос. собственности и роли государства, всемирное поощрение предпринимательства, дифференциация общества.
Социально-ориентированная модель (европейская, корпоративная). Наиболее полно эта модель реализована в Германии. В близких формах она реализована в таких странах, как Швеция, Дания, Голландия, Австрия, Бельгия, Франция и др. Эти страны преимущественно однородные по национальному составу, с довольно развитым чувством национальной общности, свойственным их гражданам. Здесь большую роль играет приоритет нации, общенациональных интересов. В этих странах более значительна степень социальной защиты населения государством, высокий вес государства в экономике, государство вмешивается в процесс ценообразования. регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы
Японская модель. Высокий уровень государственного воздействия, планирование, разный уровень зарплат, социальная направленность модели. сохранение национальных традиций. отставание уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда




Эластичность Спроса

Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.

Этот коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%.

Значения эластичности спроса:

- Абсолютно эластичный 1<…< бесконечность.

- Эластичный 1<…

- Абсолютно неэластичный =0

- Неэластичный 0<…<1

- Единичной эластичности =1

Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1% - спрос эластичный. Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный.

Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос.

Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности.

Эластичность спроса выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль.
Эластичность спроса бывает:
1
) по цене.
Эта величина показывает, как изменился спрос при изменении цены товара. Заметим, что величина эластичности товара, близкая к нулю, характерна для товаров первой необходимости. Здесь спрос – величина постоянная (хлеб, картофель и т. д.).
ED=(Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/P1, где Q-кол-во товара, Р-цена
2) по доходу.
Здесь различают товары низкой категории (при отрицательной эластичности) и нормальные товары (при эластичности положительной). При росте дохода предпочтения потребителя резко меняются, он подсознательно старается приобрести более дорогой товар;
3) перекрестная
показывает, насколько изменится спрос на один тип товара при изменении цены на другой. Существуют альтернативные товары (сливочное масло и маргарин) и товары, дополняющие друг друга (автомобиль и бензин).

Если цена на масло увеличится, то увеличится спрос на маргарин. При росте цены на бензин, спрос на автомобили соответственно уменьшится.

Эластичность предложения
Степень изменения объема предложения в зависимости от изме­нения цены характеризует эластичность предложения по цене. Ме­рой этого изменения является коэффициент эластичности предло­жения, который рассчитывается как отношение объема предложе­ния (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:


где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных прдприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы.

Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия. График эластичности редложения так же, только зеркально.


P
-цена, Q-предложение(d 4 эластичный спрос, d 3 не эластичный)
0-абсолютная неэластичность; 0-1-неэластичный; 1-единичная эластичность; 1-бесконечность-эластичность; бесконечность - абсолютная эластичность.

 

12.ПОТРЕБНОСТИ И СПРОС. ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС. ЗАКОН СПРОСА.
Потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности. Все, что человек делает, он делает исходя из своих потребностей. Потребности: безграничны, неутолимы, постоянно растут, меняются по мере изменения человека.
Виды (по Маслоу): первичные (физиологические потребности, потребность в безопасности) и вторичные – приобретенные (социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самореализации).
Спрос – это желание и способность покупателя приобрести какое-либо количество товара или услуг по данной цене в данное время.
Объем спроса – количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, доходов покупателей и их вкусов.
Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. При прочих равных условиях потребитель купит больше товаров по меньшей цене.
 Исключения из закона спроса: эффект Гиффена (снижение цены приводит к уменьшению спроса, a повышение цены-к увеличению спроса – малоценные товары, не имеющие заменителей(чай,хлеб,картофель)); эффект Сноба (потребители сокращают спрос на товар при понижении цены на него, из-за его легкодоступности); эффект Веблена (покупатель приобретает больше товаров при повышении цены на них из-за престижных соображений – предметы роскоши)

 

Различают ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос:
К ценовым факторам относятся:
эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
Эффект дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар.
Эффект замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее покупателя приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров.
Закон убывающей полезности – это процесс уменьшения полезности или удовлетворения покупателя с приобретением каждой последующей единицы продукта.

К неценовым факторам относятся: изменение вкусов и предпочтений потребителей, изменение количества покупателей, изменение в доходах населения, изменение цен на альтернативные товары, изменение в ожиданиях потребителя, изменение структуры населения.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

13. ПРОИЗВОДСТВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Производство
– процесс создания экономических благ и услуг.
Предложение
— совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке и которые могут или намерены продать производители.
Объем предложения
– количество товара, которое продавцы продают за некоторый период. Объем предложения зависит от цены товаров, прежде всего от цен ресурсов, используемых в производстве товаров.
Закон предложения:
при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественном выражении изменяется в прямой зависимости от их цены. При прочих равных условиях производитель произведет больше товара по большей цене.

Факторы изменения предложения:
Ценовой фактор

Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей.
Неценовые факторы изменения предложения
цены на ресурсы; уровень технологии производства; вывод на рынок новых фирм; цены на взаимозаменяемые товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;

14. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. МГНОВЕННОЕ, КРАТКОСРОЧНОЕ И ДОЛГОСРОЧНОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ

Равновесная цена — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

На изменение рыночной цены влияют:

возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;

избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.

Если предложение превышает спрос, то – излишек товаров. Если спрос превышает предложение – то дефицит товаров.

МЕХАНИЗМ МГНОВЕННОГО РАВНОВЕСИЯ
Предположим, спрос на какой-то продукт резко увеличился, к чему производство не было готово. Оно не может моментально расширить предложение, а если и может, то в минимальном количестве. Следовательно, в этом случае предложение останется неизменным, фиксированным. На рис. 10.10 кривая предложения (П1 ) принимает вертикальное положение — П2, тем самым подчеркивая неизменное предложение товара в новых условиях.






























Рис. 10.10 Мгновенное равновесие

Как видим, из-за несовпадения между спросом и предложением равновесная цена (Цk), соответствующая пересечению кривой предложения (П1 ) и кривой спроса (С1 ) в точке К, нарушается. Это связано с тем, что по данной цене в изменившихся условиях желает приобрести данный товар значительно возросшее число покупателей. Однако предложение осталось на прежнем уровне. Возник дисбаланс между платежеспособным спросом и предлагаемым объемом товара. Устранение этого дисбаланса и восстановление нового равновесия на рынке происходит путем повышения цены на данный товар. Резкий рост цен «отсек» тот контингент покупателей, который готов был заплатить обычную цену (Цk), но не может или не желает совершать покупки по новой цене (Цm). Это и зафиксировано на рис. 10.10 перемещением кривой спроса из положения С1 в положение С2. Установилась новая цена равновесия (Цm), соответствующая мгновенно изменившейся рыночной ситуации.

МЕХАНИЗМ КРАТКОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
Теперь проанализируем ситуацию, когда товаропроизводители имеют возможность мобилизовать дополнительные переменные факторы (рис. 10.11). Предположим, увеличились цены на определенный продукт. Более высокие цены по сравнению с прежними стимулируют товаропроизводителей организовать сверхурочные работы, работу в выходные дни, перенести работникам отпуска на более поздний период. При этом предприниматель во всех случаях повысит денежное вознаграждение за труд — заработную плату, так как высокая цена позволяет не только перекрыть дополнительные затраты, но и получить дополнительную прибыль.


Рис. 10.11. Краткосрочное равновесие.

Повышение цены до уровня Цm, вызванное ростом спроса, будет подталкивать товаропроизводителей к расширению выпуска товара и содействовать росту его предложения до размера n. Кривая предложения займет положение П3 . Таким образом, благодаря своевременной реакции товаропроизводителей на возросший спрос, установилась новая равновесная цена Цn, в соответствии с которой количество предлагаемого товара стало соответствовать количеству спрашиваемого товара — n. Кривая С2 осталась на прежнем месте, так как увеличение предложения вызвало понижение цены с уровня Цm до уровня Цn

МЕХАНИЗМ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
В условиях, когда цена продолжает удерживаться на относительно высоком уровне, несмотря на усилия предпринимателей в области использования краткосрочных факторов, в данную отрасль устремятся новые капиталы. Это приведет к техническому переоснащению, расширению производственных мощностей и значительному увеличению выпуска продукции, т.е. ее предложения.
Обратимся к рис. 10.12. Предположим, что точка N на пересечении кривых спроса и предложения отражала краткосрочное равновесие между количеством спрашиваемого и предлагаемого товара по цене, равной Цn. Ее высокий уровень вызывает рост капиталовложений. Задействование капитала и других ресурсов вызывает увеличение предложения. Этот рост предложения на графике отражен смещением кривой предложения из положения П3 в положение П4.

 



Рис. 10.12. Долгосрочное равновесие.

Таким образом, постепенное насыщение рынка данного товара приведет к снижению цены и новое длительное равновесие установится в точке Т, которой будет соответствовать «нормальная цена», или цена долгосрочного равновесия Ц t. . Что касается кривой спроса, то она остается в прежнем положении (С2 ), соответствующем краткосрочному равновесию. Неизменность положения кривой спроса обусловлена тем, что здесь устанавливается функциональная зависимость между спросом и ценой, в которой спрос выступает в качестве зависимой переменной от цены (независимой переменной). Рост величины спроса (скольжение по кривой спроса из точки N в точку Т) связан с понижением цены, вызван наращиванием предложения данного товара. Одновременно провоцирование расширения спроса связано с понижением цены, поэтому не происходит смещение кривой спроса.

ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ
В соответствии с проведенным анализом механизмов равновесия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного действия рыночных сил попытаемся интегрировать их в единый процесс, совместив выявленные тенденции в едином графическом изображении (рис. 10.13).


Рис. 10.13. Совмещение графиков мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия

Итак, первоначальная точка длительного равновесия К соответствовала стабильной «нормальной цене». Следующий этап — резкий всплеск спроса при оставшемся неизменном предложении (что выражено перемещением кривой предложения из положения П1 в положение П2 ) обусловил увеличение цены с уровня Цk до уровня Цm. Как видим, данное перемещение связано со смещением кривой спроса из положения С1 в положение С2.

Высокая цена (Цm) способствовала вовлечению в производственную деятельность временных переменных факторов, что вызвало увеличение предложения товара с m до n.Данный рост предложения вызвал понижение цены с уровня ЦМ до уровня ЦN. Результатом снижения цены явилось увеличение спроса с товара m до n. Кривая спроса С2 остается в неизменном положении, что свидетельствует о сохранении тенденции на увеличение спроса под воздействием снижения цены.

Наконец, сохранение относительно высокой цены (Цn) по сравнению с первоначальной «нормальной» ценой (Цk) подтолкнуло предпринимателей к инвестициям, использованию фактора долговременного действия. Расширение производственных мощностей позволило предложить на рынок товар в количестве t, что вызвало снижение цены на него с уровня Цnдо уровня ЦТ. Кривая С2 остается в прежнем положении, выражая тем самым функциональную зависимость спроса от динамики изменения цен под воздействием изменения предложения товара.

15. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ИХ ПРИЗНАКИ
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все ас­пекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, возможность входа на рынок новых фирм и выхода из него, рыночная власть отдельного покупателя или продавца, доступность информации ля принятия экономических решений и т. п.

 


Модели рынка и их характерные признаки:
• Совершенная конкуренция
— на рынке множество продавцов и покупателей, для продажи предлагаются одинаковые и однородные товары и услуги, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к рынку, покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить с рынка. равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.Недостатки: удовлетворение потребностей происходит из расчета платежеспособности покупателя, совершенная конкуренция приводит к унификации и стандартизации товаров, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ. Достоинства: позволяет распределить ресурсы так, чтобы максимально удовлетворить потребности; заставляет фирму производить продукцию с минимальными издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
•Несовершенная конкуренция
– вид конкуренции, при котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
•Чистая монополия
— тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;
• Монополистическая конкуренция
— тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж. невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.

• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).







ВНП: СПОСОБЫ ПОДСЧЕТА

ВНП можно рассчитать одним из двух методов:

1) Метод конечного использования (по расходам): суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

ВНП=потребительские расходы (С) + валовый инвестиционные расходы (I) + гос. закупки (G) +чистый экспорт (X)

Потребление – это совокупность товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами. В инвестиции включается стоимость товаров, приобретаемых для будущего использования. Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация

Государственные закупки – это общая стоимость товаров и услуг, приобретаемых государственными органами (военное снаряжение, строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и гос. аппарата управления и пр.). Чистый экспорт отражает результаты торговли с другими странами, разность стоимостных объемов экспорта и импорта товаров и услуг.

2) Распределительный метод (по доходам): суммируются все виды факторных доходов, а также амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес. ВНП = зарплата (w) + арендная плата (R)+ процентные платежи (r) + доходы собственников + прибыль корпораций (P) + косвенные налоги (T) + амортизация (d);

Существует связь между показателями ВВП и ВНП: в открытой экономике ВНП отличается от ВВП величиной чистых факторных доходов из-за рубежа: ВНП=ВВП+ЧФД .ЧФД из-за рубежа – это разница между доходами граждан данной страны, полученными за рубежом и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны.


34. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ АD- АS.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между:

-ресурсами и их использованием

-факторами производства и результатами их использования

-совокупным производством и совокупным потреблением

-совокупным предложением и совокупным спросом

-материально-вещественными и финансовыми потоками

Идеальное равновесие – достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Достижение равновесия предполагает соблюдение следующих условий:

-все индивиды должны найти на рынке предметы потребления

-все предприниматели должны найти на рынке факторы производства

-весь продукт прошлого года должен быть реализован

-кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия

Реальное равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Частичное равновесие – равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства.

Полное равновесие – одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическая модель АD- АS.

На этом графике представлены 3 варианта возможного макроэкономического равновесия, т. е. такого состояния, когда национальный доход = совокупным расходам, т. е. произведенный национальный продукт полностью реализован. Точка Е1 – это равновесие при неполной занятости без инфляции. Точка Е2 – это равновесие при небольшом повышении уровне цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 – равновесие в условиях полной занятости (Y*), но с инфляцией. Y – реальный ВВП, Р – уровень цен. Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит.

Увеличение уровня совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национальной продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности (равновесие в точке Е1)

Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению как реального объема ВНП, так и уровня цен, т. е. экономика приближается к состоянию полной занятости (равновесие в точке Е2)

Увеличение совокупного спроса на классическом отрезке приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости», т. к. ресурсы исчерпаны (равновесие в точке Е3)


Формы политики:

-мягкая (направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и понижение процентной ставки)-на спаде

-жесткая (носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции)-на подъеме

-пассивная (выступает в том случае, когда изменение денежных параметров является следствием дискреционной(гибкой) фискальной политики, т.е. является вынужденным)

-активная (государство воздействует на денежные параметры с целью вывести экономику из кризиса)

Кредитно денежная политика пользуется способами: косвенными (экономическими) и прямыми (административными)

«Политика дорогих денег» (на подъеме)

-повышение учетной ставки

-повышение нормы обязательных резервов

-продажа государством ценных бумаг

«Политика дешевых денег» (на спаде)

-снижает учетную ставку;
-сокращает резервную норму;

покупает государственные ценные бумаги

 

45. ДЕНЬГИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом и универсальной мерой экономических благ, т.е. всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров. . Деньги играют важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денежного обращения. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг на рынках.

Функции денег:

-мера стоимости (способность соизмерять стоимость товаров и услуг)

-средство платежа

-средство обращения (обмен, способность обеспечивать покупку товаров и услуг, a также уплату долгов)

-средство накопления и сбережения (способность приобретать товары в будущем)

-мировые деньги

-удовлетворение потребностей – основная функция

 

Денежная масса – совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).

М0=наличные деньги в обращении;
М1=М0 +чеки, вклады до востребования, банковские дебетовые карты;
М2 = М1 + срочные вклады;
М3=М2 + сберегательные вклады;
L = М3 + ценные бумаги

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.

Денежный рынок – это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки – цену денег.






См.вопрос 44

ВИДЫ НАЛОГОВ:

1. По степени переложения:

Прямые налоги - малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем.

2. По объекту обложения:

Налоги с дохода - налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода.                                            

Налоги с потребления – налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные.                                                                                     

Налоги с использованием ресурсов (рентные) – налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей среды.

3. Федеральные налоги: НДС, Акцизы, Подоходный налог и т. д

Региональные налоги: налог на имущество предприятий, лесной налог и т. д

Местные налоги: земельный налог,налог на рекламу,налог на содержание жилого фонда

Можно выделить три системы налогообложения:

1.  Пропорциональный налог — сумма налога пропорциональна доходам работников.

2.  Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход.

3. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

Наименование принципа

Его сущность  

Принцип спра­ведливости

Равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода  
Принцип опреде­ленности и точ­ности налогов

Размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам

Принцип удобст­ва взимания на­логов для нало­гоплательщиков

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложе­ния

Принцип эконо­мичности (эф­фективности)

Необходимость соблюдения условий, при ко­торых: — разрыв между расходами по сбору и орга­низации налогообложения и самими налого­выми поступлениями должен быть наиболь­шим; — тяжесть налогообложения не должна под­рывать возможность продолжения производ­ства и лишать государство в последующем налоговых поступлений

Принцип обяза­тельности

Неизбежность осуществления платежа

       

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума, т. е. максимальны налоговые поступления

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Методы: 1)формально-логические методы и приемы познания
Анализ
предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.

Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идет от теории к фактам, от общего к частному.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.


Проблемный метод

Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Типы проблемных ситуаций: явные(сформулированные до начала исследования) и неявные.

Гипотетический метод

Метод заключается в выдвижении научно-обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Доказательность гипотезы: док-во – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

Диалектический метод

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Осн.принципы: взаимосвязь и развитие. Категории: единичное и общее, часть и целое, причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Законы: взаимопереход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

5)системный метод( экономико-матем.моделирование, эконом.эксперименты)

Эконом.модель – формализованное описание эк.процесса или явления, структура к-го определяется как его объективными свойствами, так и субъективным условным характером исследования.


2. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ. КРИВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. В учебной экономической лите­ратуре часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потреб­ности в образовании, искусстве, развлечении и т. и.

Факторы производства, или ресуры.В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Разновидности ресурсов: природные, трудовые, материальные, финансовые. Возобновляемые, невозобновляемые.

Ресурсы (факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) – элементы, которые используются для производства благ, удовлетворяющих потребности. Ресурсы: ограничены, исчерпаемы, редки, невозобновимы.

К экономическим ресурсам относятся:
- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
-
трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
-
капитал
(в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
-
предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

Кривая производственных возможностей
При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. в экономике полной занятости, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации. В случае же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой трансформации, а, например, в точке Y. Общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производство и переместиться в точку S. Поэтому кривую трансформации в экономической теории часто называют границей производственных возможностей.

Построение кривой производственных возможностей:

1)в стране производятся только 2 товара

2) для производства – неизменные технологии

3)неизменное кол-во ресурсов

4)полное использование ресуров, максимальное произв-во товаров и услуг

Альтернативные издержки – выгода от наилучшей из нереализованных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек – вогнутая линия.(ресурсы не в полной мере приспособлены для альтернативного использования). В случае полной взаимозаменяемости ресурсов график кривой трансформации будет иметь линейный вид.







КРУГООБОРОТ БЛАГ И ДОХОДОВ

Экономический кругооборот - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

Простейшая модель экономического кругооборота представлена на схеме.
В этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов; 5) государство

Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.

Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.


В процессе кругооборота формируются два потока:
1) против часовой стрелки - поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке - поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

 

Как один из участников кругооборота государство выполняет следующие функции:
- собирает налоги;
- перераспределяет доходы посредством трансфертных платежей;
- выплачивает заработную плату работникам госсектора и госслужащим;
- покупает на рынках экономические ресурсы и продукты;
- выступает в роли производителя общественных и квазиобщественных благ, а также других товаров и услуг.









Дата: 2019-03-05, просмотров: 319.