Государственное регулирование экономики в развитии страны преследует три цели:
1)минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
2)создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
3)обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
П. Самуэльсон выделяет четыре вида государственной деятельности:
1)Прямой контроль;
2)Общественное потребление;
3)Государственное производство;
4)Социальное обеспечение.
Их реализация должна опираться на три группы регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на ход экономического развития:
1)косвенные регуляторы (налоги, проценты за кредит, нормы амортизации, таможенные тарифы и т.д.);
2)бюджетные ассигнования;
3)регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты).
Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ можно разделить на следующие несколько:
1)административное (и правовое) регулирование;
2)прямое и косвенное экономическое регулирование.
К административным методам регулирования относятся разнообразные «меры» контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.
К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей - это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.
Методы прямого регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства.
Основной инструмент государственного регулирования экономики по мнению большинства экономистов это денежно-кредитная политика. Денежно - кредитная политика государства как основной инструмент регулирования должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета.
Основная цель экономической деятельности государства включает в себя: выработку общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовое обеспечение возникающих рыночных отношений; определение круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработку социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещение и пресечение нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защите его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентацию порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юридической ответственности за нарушение законодательства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.