Византийские иконы в ювелирном деле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали. Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты. Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что «смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня». Изделия, выполненные в такой технике, вызывали восхищение и зависть у правителей соседних с Византией стран и являлись драгоценными подарками для них от византийских императоров (например, корона Мономаха и корона святого Иштвана).

Перегородчатая эмаль в Византии известна с VI века. Византийские историки описывают престол собора Святой Софии (VI век), указывая на его орнаменты в технике эмали. Также и многие двери собора были эмалированы. Расцветом искусства византийской эмали стал XI век (например, Пала д'Оро, корона Мономаха). Изделия этого периода отличает наиболее тонкий слой эмали, чистота и прозрачность красок, а также особая шлифовка, которая придаёт блеск поверхности.

Техника эмали нашла в Византии себе обширное применение при изготовлении не только драгоценной церковной утвари — потиров, других священных сосудов, дарохранительниц, ковчежцев для мощей, окладов на богослужебные книги, небольших икон, крестов и прочего, — но и различных ювелирных изделий светского характера (известно о столовой посуде императора Юстиниана с эмалевыми изображениями его побед). В Византии эмали употреблялись почти исключительно для украшения золотых вещей.

Из Византии искусство эмали распространилось, с одной стороны, в Грузию и Русь домонгольского периода, а с другой — в Западную Европу, где, начиная с XI века, это мастерство процветало особенно на Рейне (в Кёльне, Трире и других местах) и во Франции, в Лиможе.  При этом на западе ювелиры отдали предпочтение более простой технологии выемчатой эмали. К периоду заката Византийской империи (XIV—XV века) эмали уже не отличались прозрачными и яркими красками.

Сакральное ядро» русской православной культуры.

Русская икона дает нам высочайшие образцы отношения к человека к Богу, а значит, и к истории, к культуре, к обществу в целом. Судьба древнерусской иконы печальна. На ней, как и на многих памятниках зодчества, прикладного искусства религиозно - обрядового значения I 3 отразились события 1917 года и последующих десятилетий воинствующего атеизма. Ранее серьезное влияние на русскую икону, как и на русскую культуру, оказал процесс европеизации и секуляризации русской жизни и русского искусства в эпоху Петра Великого. Однако воздействие икон на русского человека осталось столь серьезным, что продолжает, на наш взгляд, играть немалую роль в формировании национального архетипа.

Русская классическая икона дает нам высочайшие образцы отношения человека не только к Богу, но и к истории, к культуре, к обществу, к миру внутри себя самого и вокруг нас. Трагична судьба древнерусской иконописи. На ней, как и на многих памятниках зодчества, прикладного искусства религиозно-обрядового значения, печально сказались события 1917 г. и последующих десятилетий. Ранее серьезное влияние на русскую икону оказали реформы Петра I и процесс европеизации русской жизни и русского искусства.

 

Актуальность в наше время.

Актуальность исследования. Осмысление духовной ситуации в современном российском обществе, выявление проблемы человека в ее глобальном, космическом масштабе, затрагивает множество модальностей бытия. В результате разрушения духовно-нравственных ценностей Россия переживает многоуровневый кризис, выход из которого нам представляется невозможным без изучения и осмысления духовного опыта наших предков, который сконцентрирован в памятниках культового искусства.


 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.