Состав ВКР
Содержание:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Эскизы
- Образ
- Макеты
Содержание.
Введение………………………………………………………………………… 4
Глава I. История изделий религиозного характера – оклад Казанской иконы Божьей Матери….…………………………...................................... 5-14
1.1Энциклопедическая справка…………………………………………………. 6
1.2 Историческая справка………………………………………………….…..… 7
1.3 Религиозно-бытовые традиции иконописи на Руси из Византии........... 8-12
1.3.1 Византийский орнамент……………………………………………….. 8
1.3.2 Роспись Византийских икон…………………………………….…… 10
1.3.3 Византийские иконы в ювелирном деле…….………….................... 12
1.4 «Сакральное ядро» русской православной культуры……………………. 13
1.5 Актуальность в наше время………………………………………………… 14
Глава II . Проектирование по тематике ВКР – оклад Казанской иконы Божьей Матери…………………………………………………………...… 15-21
2.1 Образ Казанской иконы Божьей Матери………………………………….. 15
2.2 Стиль изделия……………………………………………………………….. 17
2.3 Описание проекта…………………………………………………………… 18
2.4 Целевая аудитория………………………………………………………….. 19
2.5 Ассоциации………………………….………………………………………. 20
2.6 Обзор проектов……………………………………………………………… 21
Глава III . Материалы и технологии по теме ВКР – оклад Казанской иконы Божьей Матери…………………………………………………….. 22-23
3.1 Материалы…….……………………………………………………………. 22
3.2 Технологии………….…................................................................................ 23
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список литературы…………….……………………………………………. 25
Приложение…………………………………………………………………… 27
Введение.
Данная работа посвящена изделиям религиозного характера - оклад иконы. Исследование этого материала на современном этапе позволяет развить традиционные представления об истории византийского наследия в России.
Актуальность темы исследования определяется значительной ролью, которую играют древнейшие византийские иконы как в истории мировой христианской культуры, искусства и православной церкви, так и в истории России. Представление о роли и месте византийских икон в русской истории и культуре во многом расплывчато и приблизительно..
Цель – проектирование ювелирное изделия утилитарного назначения оклад иконы в византийском стиле. Задачи заключаются в комплексной разработке связанных с византийскими иконами в России:
· провести систематический анализ доступных источников по византийской иконописи в России
· выявить религиозно-бытовые традиции иконопочитания на Руси из Византии;
· выяснить религиозное определения иконы на Руси.
Глава I. История изделий религиозного характера – оклад иконы.
1.1Энциклопедическая справка.
1. Оклад[1] , -а; м. Металлическое покрытие, украшающее икону; риза. Золотой Образ в серебряном окладе. Окла́дный, -ая, -ое. О-ое серебро. О-ое убранство иконы. О-ое тиснение.
2. Оклад[2] - декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Оклады выполнялись из золота, серебра, золочёной или серебрёной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Древнейшие книжные оклады из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические - с IX-X вв. Оклады на иконах были распространены преимущественно в странах православного культа. Ранние русские оклады (один из древнейших образцов - оклады иконы "Пётр и Павел", XI-XII вв., Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) закрывали лишь фон и поля иконы; с последней четверти XVII в. распространяются глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов и оставляющие открытыми только лики и руки иконных образов.
3. Оклад[3] - декоративное покрытие на иконе или книжном переплете из тонких листов золота, серебра, золоченой и серебреной меди. Оклады украшались чеканкой, чернью, эмалью, жемчугом, камнями и т. д.
4. Оклад[4], -а, м. Тонкое металлическое покрытие на иконе (оставляющее открытым только изображение лица и рук), риза (во 2 знач.), а также такое покрытие на старинном книжном переплете. Золоченый о. Серебряный о; Образа в дорогих окладах. н прил. складный, -ая, -ое.
5. Оклад[5], -а, м. Тонкое металлическое покрытие на иконе.
1.2 Историческая справка.
Ри́за, или окла́д[6] (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.
Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывались одежда, фон и надписи. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые, а басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.
Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.
Византийский орнамент.
Орна́мент[7] (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Важное место в истории орнамента принадлежит византийскому искусству.
Многоцветный византийский орнамент с простыми силуэтами и разумным построением, в котором пространство исходного фона значительно свободнее, чем у азиатских мастеров. Византийскому рисунку характерна насыщенность тонов, которые попросту противостоят друг другу на базовом фоне.
Основные отличительные особенности византийского орнамента:
• утонченность и пышность, узор становится необыкновенно декоративным
• композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагонали;
• причудливая узорчатость;
• присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга и наполнены христианской символикой.
Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели, в коллекциях одежды и аксессуаров, в украшениях. В интерьерах в византийском стиле большое значение отводится мозаике. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. В современных интерьерах роль мозаики исполняет кафельная плитка, которой декорируют не только ванные комнаты, но и пространства жилых комнат, и даже ступени лестниц.
Роспись Византийских икон.
И́конопись [8](от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Богословие иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии, складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям.
Различное понимание иконы в Западной и Восточной традиции привело в конечном итоге к разным направлениям развития искусства в целом: оказав огромнейшее влияние на искусство Западной Европы (особенно Италии), иконопись в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь Христианства — Православие.
Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс» X — первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс» раннего XIV века.
Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.
Актуальность в наше время.
Актуальность исследования. Осмысление духовной ситуации в современном российском обществе, выявление проблемы человека в ее глобальном, космическом масштабе, затрагивает множество модальностей бытия. В результате разрушения духовно-нравственных ценностей Россия переживает многоуровневый кризис, выход из которого нам представляется невозможным без изучения и осмысления духовного опыта наших предков, который сконцентрирован в памятниках культового искусства.
Стиль изделия.
Данная работа выполнена в Византийском стиле. Византийское искусство[10] — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства
Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль (émail champlevé) и перегородочную эмаль (émail cloisoné). В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся таким образом перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления. Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.
Описание проекта.
Особенность данной конструкции в том, что оклад лишен прямых углов, а волнистые углы повторяют контур иконы. Это придаёт индивидуальность, как особенная черта. Отойти от канона в сторону актуальность, отличный художественный штрих. Несмотря на значительную древность традиции применения энкаустического метода в иконописи и замечательные технические характеристики, о которых будет сказано ниже, в первую очередь мне кажется наиболее важным то, что использование этой древней живописной техники дает современому иконописцу новые, широкие возможности в решении основной художественной задачи по созданию иконного образа. Один из самых древних живописных методов оказывается сейчас, по моему мнению, одним из самых актуальных и адекватно отвечающим нашим духовным и художественным поискам в области церковного изобразительного искусства.
Целевая аудитория
Женщины и мужчины среднего возраста достаточно обеспечены, приобретающие иконы для себя или в подарок (розница или мелкий опт). Лучше «стимулировать» к покупке в более мягкой форме, например через подарок, который приятно получить любому верующему к празднику.
Ассоциации.
Данная тематика мне близка, так как меня крестили в Богоявленско-Анастасинском монастыре[11]. Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь — женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь, расположенный в Костроме на улице Симановского (Богоявленской). В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых. Монастырю присуще красный цвет – это как раз отразить в закрепке на окладе.
Обзор аналогов.
Православные иконы[12] [13]- изделия и услуги художников-профессионалов, мастеров декоративно-прикладного искусства и ремесленных мастерских Центрального региона России. Практически все художники - члены Союза Художников России. Количество участников: на сегодня 39.
География проекта: Россия - Великий Новгород, Санкт-Петербург, Владимир, Вологда, Иваново, Калуга, Кострома, Москва, Нижний Новгород, Палех, Ростов, Рыбинск, Рязань, Тверь, Тутаев, Череповец, Ярославль. Украина - Киев.
Доставка : Белгород, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Калуга, Киев, Киров, Кострома, Курск, Липецк, Минск, Москва, Нижний Новгород, Орел, Палех, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Питер, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Санкт-Петербург, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тула, Тутаев, Ульяновск, Ярославль и другие.
Каталог икон: Иконы Божьей Матери, Казанская икона, Владимирская икона, икона Троица, икона Николая Чудотворца, икона Христа, икона Георгия Победоносца, именные иконы святых и многие другие. Каталог икон представлен иконами, выполненными в традиционной иконописной технике. На заказ иконы святых могут быть написаны в живописном стиле.
Каталог икон содержит иконы святых, на которые нанесен декор, включающий: серебро 925 или 960 пробы, золочение и поделочные камни (при необходимости можно поставить как полудрагоценные, так и драгоценные камни). Каталог икон содержит в основном православные иконы святых, но также представлены в небольшом количестве католические иконы святых.
Материалы.
Технологии.
В данной работе использовано техники такие как: эмаль[14], скань [15], закрепка[16].
Эмаль — тонкое стекловидноепокрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка. В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Закрепка камней в ювелирных изделиях — процесс очень сложный, который подразумевает установку камня в гнездо или оправу в предварительно отлитом украшении. Смысл этого процесса заключается в должной подготовке места посадки камня, чтобы после этого он не только правильно стоял, но и украшение было удобным в эксплуатации.
Заключение.
Столь многообразный материал по истории ранней византийской иконописи в России и широкие хронологические рамки этой истории. Как уже говорилось, основной материал - это привозные произведения. В самостоятельном разделе рассматриваются памятники византийских иконописи. Во-первых, потому, что трудно разграничить произведения собственно греческие и русские, гораздо правильнее рассматривать их как создания греко-русской художественной среды, что освобождает нас от необходимости ставить все точки над «i». Во-вторых, по договоренности с коллегами - специалистами по древнерусскому искусству я не включаю эти памятники в состав собственно византийских икон. Материалу историческому и источниковедческому посвящена объемная специальная глава. Представляется целесообразным выделить в самостоятельную главу проблемы стиля и художественных центров византийского мира и Руси.
Список литературы.
1. Айналов Д. В., 1900 Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900.
2. Беручашвили Н. История монографий о коллекции перегородчатых эмалей А. В. Звенигородского. — Тбилиси, 2015.
3. Герчук Ю. Я. Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков. — СПб.: Коло, 2014.
4. Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.
5. Илларионова Л. И. Книга А. В. Звенигородского «Византийские эмали» — пример служения науке и благотворительности // Румянцевские чтения - 2012: материалы Всероссийской научной конференции (17-18 апреля 2012 г.). — М.: Пашков дом, 2012. — С. 253-259.
6. Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX — начало XX века. — СПб.: Искусство—СПБ, 2007. — 256 с.
7. Клокова Г. С. — Русская иконопись
8. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999.
9. Салтыков А. А. — Иконоведение
10. Сеславинский М., Тараканова О. Книги для гурманов: библиофильские издания конца XIX — начала XX века. — М.: Белый город, 2010.
11. Сингаевский В. Н. — Православные иконы
12. Стасов В. В. История книги А. В. Звенигородского. — СПб., 1898.
13. Стародубцев О. В. Русское церковное искусство X-XX веков. М.: Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007.
14. Успенский Л.А.- Богословие иконы
15. Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
16. Черняев А. Ф. — Золото Древней Руси. Основа золотых пропорций
17. Шеко Е. Д. , Сухарев М. И. — Основы иконописного рисунка
18. Шмитъ Ф. И. — Искусство древней Руси
19. Шнейдер И.В. , Федоров П.А. — Изложение техники иконописи
20. Языкова И. К. — Богословие иконы
Приложение.
[1] http://endic.ru/
[2] https://dic.academic.ru/dic.nsf/
[3] http://slovari.299.ru/
[4] http://slovari.299.ru/
[5] http://www.classes.ru/
[6] https://ru.m.wikipedia.org/
[7] https://www.roskosh-jewel.ru/blog/
[8] https://ru.m.wikipedia.org/
[9] http://www.pravoslavie.ru/
[10] https://ru.m.wikipedia.org/
[11] https://ru.m.wikipedia.org/
[12] http://www.podarki-ru.ru/
[13] http://www.abramovjew.com/
[14] https://ru.m.wikipedia.org/
[15] https://ru.m.wikipedia.org/
[16] https://ru.m.wikipedia.org/
Состав ВКР
Содержание:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Эскизы
- Образ
- Макеты
Содержание.
Введение………………………………………………………………………… 4
Глава I. История изделий религиозного характера – оклад Казанской иконы Божьей Матери….…………………………...................................... 5-14
1.1Энциклопедическая справка…………………………………………………. 6
1.2 Историческая справка………………………………………………….…..… 7
1.3 Религиозно-бытовые традиции иконописи на Руси из Византии........... 8-12
1.3.1 Византийский орнамент……………………………………………….. 8
1.3.2 Роспись Византийских икон…………………………………….…… 10
1.3.3 Византийские иконы в ювелирном деле…….………….................... 12
1.4 «Сакральное ядро» русской православной культуры……………………. 13
1.5 Актуальность в наше время………………………………………………… 14
Глава II . Проектирование по тематике ВКР – оклад Казанской иконы Божьей Матери…………………………………………………………...… 15-21
2.1 Образ Казанской иконы Божьей Матери………………………………….. 15
2.2 Стиль изделия……………………………………………………………….. 17
2.3 Описание проекта…………………………………………………………… 18
2.4 Целевая аудитория………………………………………………………….. 19
2.5 Ассоциации………………………….………………………………………. 20
2.6 Обзор проектов……………………………………………………………… 21
Глава III . Материалы и технологии по теме ВКР – оклад Казанской иконы Божьей Матери…………………………………………………….. 22-23
3.1 Материалы…….……………………………………………………………. 22
3.2 Технологии………….…................................................................................ 23
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список литературы…………….……………………………………………. 25
Приложение…………………………………………………………………… 27
Введение.
Данная работа посвящена изделиям религиозного характера - оклад иконы. Исследование этого материала на современном этапе позволяет развить традиционные представления об истории византийского наследия в России.
Актуальность темы исследования определяется значительной ролью, которую играют древнейшие византийские иконы как в истории мировой христианской культуры, искусства и православной церкви, так и в истории России. Представление о роли и месте византийских икон в русской истории и культуре во многом расплывчато и приблизительно..
Цель – проектирование ювелирное изделия утилитарного назначения оклад иконы в византийском стиле. Задачи заключаются в комплексной разработке связанных с византийскими иконами в России:
· провести систематический анализ доступных источников по византийской иконописи в России
· выявить религиозно-бытовые традиции иконопочитания на Руси из Византии;
· выяснить религиозное определения иконы на Руси.
Глава I. История изделий религиозного характера – оклад иконы.
1.1Энциклопедическая справка.
1. Оклад[1] , -а; м. Металлическое покрытие, украшающее икону; риза. Золотой Образ в серебряном окладе. Окла́дный, -ая, -ое. О-ое серебро. О-ое убранство иконы. О-ое тиснение.
2. Оклад[2] - декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Оклады выполнялись из золота, серебра, золочёной или серебрёной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Древнейшие книжные оклады из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические - с IX-X вв. Оклады на иконах были распространены преимущественно в странах православного культа. Ранние русские оклады (один из древнейших образцов - оклады иконы "Пётр и Павел", XI-XII вв., Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) закрывали лишь фон и поля иконы; с последней четверти XVII в. распространяются глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов и оставляющие открытыми только лики и руки иконных образов.
3. Оклад[3] - декоративное покрытие на иконе или книжном переплете из тонких листов золота, серебра, золоченой и серебреной меди. Оклады украшались чеканкой, чернью, эмалью, жемчугом, камнями и т. д.
4. Оклад[4], -а, м. Тонкое металлическое покрытие на иконе (оставляющее открытым только изображение лица и рук), риза (во 2 знач.), а также такое покрытие на старинном книжном переплете. Золоченый о. Серебряный о; Образа в дорогих окладах. н прил. складный, -ая, -ое.
5. Оклад[5], -а, м. Тонкое металлическое покрытие на иконе.
1.2 Историческая справка.
Ри́за, или окла́д[6] (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.
Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывались одежда, фон и надписи. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые, а басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.
Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.
Религиозно-бытовые традиции иконопочитания на Руси из Византии.
Византийский орнамент.
Орна́мент[7] (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Важное место в истории орнамента принадлежит византийскому искусству.
Многоцветный византийский орнамент с простыми силуэтами и разумным построением, в котором пространство исходного фона значительно свободнее, чем у азиатских мастеров. Византийскому рисунку характерна насыщенность тонов, которые попросту противостоят друг другу на базовом фоне.
Основные отличительные особенности византийского орнамента:
• утонченность и пышность, узор становится необыкновенно декоративным
• композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагонали;
• причудливая узорчатость;
• присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга и наполнены христианской символикой.
Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели, в коллекциях одежды и аксессуаров, в украшениях. В интерьерах в византийском стиле большое значение отводится мозаике. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. В современных интерьерах роль мозаики исполняет кафельная плитка, которой декорируют не только ванные комнаты, но и пространства жилых комнат, и даже ступени лестниц.
Роспись Византийских икон.
И́конопись [8](от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Богословие иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии, складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям.
Различное понимание иконы в Западной и Восточной традиции привело в конечном итоге к разным направлениям развития искусства в целом: оказав огромнейшее влияние на искусство Западной Европы (особенно Италии), иконопись в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь Христианства — Православие.
Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс» X — первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс» раннего XIV века.
Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.