Оборотная сторона титульного листа РПУД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридическая Школа

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ОП   Заведующий (ая) кафедрой Конкурентного и предпринимательского права  
   
_____________      Коротких Н.Н.  (подпись)       (Ф.И.О. рук. ОП) ______________  Корчагин А.Г. (подпись)             
«______»_________________20____г «______»_________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Конкурентное право

Направление подготовки - 40.03.01 Юриспруденция

Форма подготовка очная/заочная

 

Курс 4/ 5 семестр 8/ 9

лекции 22 час./ 6 час.

практические занятия 44 час./ 8 час.

лабораторные работы не предусмотрены 

в том числе с использованием МАО лек. 0/ 0 час. /пр. 0/ 0 час. /лаб. не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 66/ 14 час.

в том числе с использованием МАО 0/ 0 час.

самостоятельная работа 42/ 121 час.

в том числе на подготовку к экзамену 36/ 9 час.

контрольные работы не предусмотрены

курсовая работа / курсовой проект не предусмотрен

зачет не предусмотрен

экзамен 8/ 9 семестр

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», утвержденного приказом ректора от 20.07.2017 г. № 12-13-1479 по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).

 

Рабочая программа обсуждена на заседании базовой кафедры конкурентного и предпринимательского права, протокол № 1 от «18» сентября 2017 г.

 

Заведующий базовой кафедрой конкурентного и предпринимательского права к.ю.н., профессор Корчагин А.Г.

Составитель (ли): к.ю.н., профессор Корчагин А.Г.

 

 

Оборотная сторона титульного листа РПУД

 

I . Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

                                                     (подпись)                        (И.О. Фамилия)

 

II . Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

                                                     (подпись)                        (И.О. Фамилия)

 

 



ABSTRACT

Master’s degree in 40.03.01 Jurisprudence

Study profile/ Specialization/ Master’s Program None

Course title: Competition Law

Basic part of Block, 4 credits

Instructor: Korchagin A.G.

At the beginning of the course a student should be able to:

- the ability to understand, use, generate and correctly express innovative ideas in Russian in discourses, publications, public discussions;

- ability to self-organization and self-education;

- the ability to solve standard tasks of professional activity on the basis of information and bibliographic culture using information and communication technologies and taking into account the basic requirements of information security;

- the ability to improve their professional competence;

- the ability to carry out professional activities based on a developed legal awareness, legal thinking and legal culture.

Learning outcomes:

PC-6 the ability to apply regulatory legal acts, implement the norms of substantive and procedural law in professional activities;

PC-14 the ability to identify, evaluate corruption behavior and to promote its suppression.

Course description: The purpose of mastering the discipline "Competition Law" is the development of students of high personal qualities, deep professional knowledge, skills and law enforcement skills in the field of antitrust laws and related relations.

The objectives of the discipline "Competition Law" are:

1) familiarization of students with the peculiarities of the legal status of the Federal Antimonopoly Service, changes in federal legislation relating to its organization and activities, current issues in the field of state regulation of the antimonopoly system;

2) formation of students' conviction in the need for strict compliance with the current legislation on antimonopoly regulation, its improvement in order to ensure the rights and legitimate interests of individuals and legal entities, the interests of society and the state;

3) orientation of the problem-analytical thinking of students to the scope of the FAS of the Russian Federation, in order to develop their ability not only to apply existing legal norms in specific life situations, but also critically analyze legislation, law-enforcement and judicial practice taking into account the knowledge gained during the years of study at the University and skills;

4) improvement of students' existing skills in working with regulatory legal acts, historical and other documents, and scientific and theoretical literature;

5) preparing the student for independent analytical, research work in the development of term papers and dissertations on various aspects of the regulation of Russia's antitrust relations;

6) preparing a student of civil law specialization for practical activities in the antitrust field, working in the FAS and related industries.

Main course literature:

1. Monopolisticheskaya deyatel'nost' khozyaystvuyushchikh sub"yektov : voprosy teorii i praktiki / T. I. Shaykheyev. [Kazan'] 2016. 98 s. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:805022&theme=FEFU  

2. Konkurentnoye pravo: Uchebnik [Elektronnyy resurs] / S.A. Puzyrevskiy, D.A. Gavrilov, D.I. Seregin; Otv. red. S.A. Puzyrevskiy. - M.: Norma: NITS INFRA-M, 2015. - 416 s. http://znanium.com/catalog/product/494620

3. Antimonopol'noye (konkurentnoye) pravo: uchebnik [Elektronnyy resurs] / K.A. Pisenko [i dr.]. M.: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet pravosudiya, 2015. 420 c. http://www.iprbookshop.ru/45216.html

4. Kommercheskoye (predprinimatel'skoye) pravo [Elektronnyy resurs]: Uchebnik / Popondopulo V.F., - 4-ye izd., pererab. i dop. - M.: Yur.Norma, NITS INFRA-M, 2015. - 608 s. http://znanium.com/catalog/product/488662

Form of final knowledge control: exam (8 /9 semester).

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Конкурентное право»

Дисциплина «Конкурентное право» разработана для студентов, обучающихся по направлению 40.03.01 Юриспруденция очной и заочной форм обучения.

Дисциплина «Конкурентное право» входит в обязательную дисциплину вариативной части учебного плана. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 час.

Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (22 час./ 6 час.), практические занятия (44 час./ 8 час.), самостоятельная работа (42 час./ 121 час.), в том числе на подготовку к экзамену (36 час./ 9 час.). Формой контроля является экзамен (8/ 9 семестр). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 8-м семестре/ на 5 курсе, в 9-м семестре.

Место дисциплины «Конкурентное право» определяется значением регулирования отношений в сфере защиты конкуренции. Данная дисциплина тесно связана и опирается на такие дисциплины как философия, экономика, теория государства и права, гражданское право, финансовое право, налоговое право, международное право.

Основной целью дисциплины «Конкурентное право» является развитие у студентов высоких личностных качеств, глубоких профессиональных знаний, умений и навыков правоприменения в сфере антимонопольного законодательства и смежных отношений.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

1) ознакомление студентов с особенностями правового положения Федеральной антимонопольной службы, изменениями федерального законодательства, касающимися его организации и деятельности, имеющимися в сфере государственного регулирования антимонопольной системы актуальными проблемами;

2) формирование у студентов убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения действующего законодательства о антимонопольном регулировании, его совершенствования в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства;

3) ориентация проблемно-аналитического мышления студентов на сферу деятельности ФАС РФ, с целью развития у них способности не только применять в конкретных жизненных ситуациях действующие правовые нормы, но и критически анализировать законодательство, правоприменительную и судебную практику с учетом полученных за годы обучения в Университете знаний и навыков;

4) совершенствование имеющихся у студентов навыков работы с нормативными правовыми актами, историческими и иными документами, научно-теоретической литературой;

5) подготовка студента к самостоятельной аналитической, исследовательской работе при разработке курсовых и дипломных работ по различным аспектам регулирования антимонопольных отношений России;

6) подготовка студента гражданско-правовой специализации к практической деятельности в антимонопольной сфере, работе в ФАС и в смежных отраслях.

Для успешного изучения дисциплины «Конкурентное право» у обучающихся должны быть сформированы следующие предварительные компетенции:

– способность понимать, использовать, порождать и грамотно излагать инновационные идеи на русском языке в рассуждениях, публикациях, общественных дискуссиях;

– способность к самоорганизации и самообразованию;

– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

– способность повышать уровень своей профессиональной компетентности;

– способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

В результате изучения данной дисциплины у обучающихся формируются следующие профессиональные компетенции (элементы компетенций).

Код и формулировка компетенции

Оценочные средства

Текущий контроль Промежуточная аттестация

Раздел I. Основные понятия и принципы конкурентного права (11 час./ 3 час.)

1.

Тема 1. Понятие конкурентного права

 

Тема 2. Источники конкурентного права

 

Тема 3. Субъекты конкурентного права

 

Тема 4. Доминирующее положение на товарном рынке

ПК-6

ПК-14

Знает УО-2 (коллоквиум)  

УО-1 (собеседование),

Вопросы к экзамену: № 1-32

Умеет   ПР-1 (тест) Владеет ПР-3 (эссе), ПР-11 (разноуровные задачи) ПР-11 (разноуровные задачи)

V. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

(электронные и печатные издания)

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов : вопросы теории и практики / Т. И. Шайхеев. [Казань] 2016. 98 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:805022&theme=FEFU

2. Конкурентное право: Учебник [Электронный ресурс] / С.А. Пузыревский, Д.А. Гаврилов, Д.И. Серегин; Отв. ред. С.А. Пузыревский. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 416 с. http://znanium.com/catalog/product/494620

3. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник [Электронный ресурс] / К.А. Писенко [и др.]. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 420 c. http://www.iprbookshop.ru/45216.html

4. Коммерческое (предпринимательское) право [Электронный ресурс]: Учебник / Попондопуло В.Ф., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с. http://znanium.com/catalog/product/488662

 

Дополнительная литература

(печатные и электронные издания)

 

1. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией [Электронный ресурс] / Никулина В.С. М.: Статут, 2015. 208 c. http://www.iprbookshop.ru/29347.html

2. Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (2-е издание переработанное и дополненное) [Электронный ресурс] / А.Н. Кайль [и др.]. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. 273 c. http://www.iprbookshop.ru/23271.html

3. Международное коммерческое (торговое) право [Электронный ресурс]: учебный комплект/ Шаблова Е.Г., Жевняк О.В. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. 95 c. http://www.iprbookshop.ru/66166.html

4. Антимонопольный контроль в банковской сфере [Электронный ресурс]: правовое регулирование и судебная практика / Хохлов Д.В. М.: Статут, 2013. 192 c. www.iprbookshop.ru/29119.html

И программного обеспечения

Место расположения компьютерной техники, на котором установлено программное обеспечение, количество рабочих мест Перечень программного обеспечения
Компьютерный класс Юридической школы ДВФУ, ауд. D 574, 25 мест Microsoft Office Professional Plus 2013 – офисный пакет, включающий программное обеспечение для работы с различными типами документов (текстами, электронными таблицами, базами данных и др.); 7Zip 16.04 - свободный файловый архиватор с высокой степенью сжатия данных; Adobe Acrobat XI Pro – пакет программ для создания и просмотра электронных публикаций в формате PDF; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;  Справочно-правовая система «Гарант»

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными видами занятий при изучении дисциплины «Конкурентное право» являются лекционные занятия и практические занятия.

Лекционные занятия акцентированы на наиболее важных теоретических и проблемных вопросах конкурентного права, призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов, содействовать дальнейшему развитию их аналитического мышления, выработке собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Практические (семинарские) занятия призваны ориентировать студентов не только на приобретение новых знаний, но и совершенствование профессиональных компетенций.

Особо значимой для профессиональной подготовки студентов является самостоятельная работа по курсу. В нее входит: подготовка к практическим занятиям, подготовка эссе, решение практических (ситуационных) задач, подготовка к экзамену.

Для более глубокой проработки вопросов каждой темы дисциплины занятия студенту рекомендуется использовать рекомендованные источники в списке нормативного материала, судебной практики и литературы: учебные пособия, нормативные акты, а также следить за изменениями законодательства и анализировать судебную практику, связанную с применением норм конкурентного права.

Практические занятия проводятся с группой и строятся в виде собеседования преподавателя с обучающимися по каждому вопросу плана. При изучении курса необходимо прорабатывать темы в той последовательности, в которой они даны в программе и планах практических занятий. Проработку каждого из вопросов целесообразно начинать со знакомства с содержанием соответствующего раздела программы курса и обращения к обозначенным в списке литературы источникам.

Методы проверки знаний студентов:

1. Коллоквиум (УО-2) – средство контроля усвоения учебного материала организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

2. Тестирование (ПР-1), которое позволяет проверить наличие у студентов сформировавшегося понятийного аппарата. Поскольку при тестировании от студента требуется выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, преимуществом этого метода является также простота оценки результатов. Решение заданий в форме тестов представляет собой определенный тренинг, который способствует активизации мышления и закрепления в памяти студентов юридических понятий и терминов и другой информации.

3. Написание эссе (ПР-3) по теоретическим и практическим проблемам законодательства в области конкурентного права с обобщением материалов российской и местной судебной практики, практики органов государственной власти. 

4. Решение ситуационных задач (ПР-11), которое показывает степень формирования у студентов практических навыков. Решение задач является традиционным и важнейшим методом проведения практических занятий, поэтому следует более детально остановиться на рассмотрении основных подходов к решению задач.

В зависимости от изучаемой темы преподаватель предлагает студентам для решения задачи (казусы), составляемые в основном из специально обработанных судебных дел.

В процессе решения задач осваиваются алгоритмы юридического мышления, без овладения которыми невозможно успешное решение практических проблем. Эти алгоритмы включают в себя:

1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения;

2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения);

3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики;

4) толкование правовых норм, подлежащих применению;

5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию;

6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде;

7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось.

Условия задач включают все фактические обстоятельства, необходимые для вынесения определенного решения по спорному вопросу, сформулированному в тексте задачи. Решение задачи необходимо записывать в тетрадь, предназначенную для внесения подобного рода записей. При решении задачи ее условие переписывать не нужно; достаточно указать номер задачи, а затем сформулировать свои ответы на поставленные в задаче вопросы.

В ответе на поставленный в задаче вопрос (вопросы) необходимо дать обоснованную оценку предложенной ситуации с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. При этом выводы должны быть мотивированы со ссылкой на нормативный акт с указанием его полного наименования, раздела, статьи, пункта или параграфа. При решении задач недопустимо ограничиваться однозначным ответом "да" или "нет".

Формой итогового контроля знаний студентов выступает экзамен (7/ 9 семестр).

К экзамену по дисциплине «Конкурентное право» необходимо начинать готовиться с первого занятия (лекции, практического занятия). В подготовку входит повторение пройденного материала. Для упрощения процесса подготовки рекомендуем подготовить и записать ответы на вопросы, а также отметить наиболее трудные, которые вызывают сложности при подготовке.

Во время подготовки к экзамену студенту необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по данному курсу, так и по другим смежным дисциплинам (теория государства и права, гражданское право, предпринимательское право и пр.).

О степени готовности студента к экзамену свидетельствует свободное владение терминологией дисциплины, знание специалистов в области конкурентного права и их основных трудов, умение ориентироваться в основных дискуссионных вопросах дисциплины.

Экзамен проводится в форме устного опроса – собеседования (УО-1).

Собеседование (УО-1) – средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Устный опрос (собеседование) проходит по билетам (не менее два вопроса в билете) с предварительной подготовкой студентов (не более 40 минут). Также в ходе проверки практических навыков освоения дисциплины «Конкурентное право» студентам необходимо решить практическую задачу по программе данного курса (на ее решение отводится до 40 минут).

 

VII. мАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование оборудованных помещений для проведения учебных занятий по дисциплине и помещений для самостоятельной работы Перечень основного оборудования
Учебный кабинет (Мультимедийная аудитория) 690922, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, Кампус ДВФУ Корпус 20, ауд. D333, D334. D335, D336, D340, D348, D434, D435, D438, D442, D443, D446, D589 Экран проекционный ScreenLine Trim White Ice, 50 см. размер рабочей области236х147 см; Мультимедийный проектор, Mitsubishi EW330U,3000 ANSI Lumen,1280x800; Сетевая видеокамераMultipix MP-HD718; Акустическая система Extron SI 3CT LP (пара); Врезной интерфейс TLS TAM 201 Standart III; Документ-камера Avervision CP355AF; Усилитель мощности Extron XPA 2001-100v; Микрофонная радиосистема Sennheiser EW 122 G3; Цифровой аудиопроцессор, Extron DMP 44 LC; Расширение для контроллера управления Extron IPL T CR48; Сетевой контроллер управления Extron IPL T S4; Матричный коммутатор DVI 4x4. Extron DXP 44 DVI PRO; Усилитель-распределитель DVI сигнала, Extron DVI DA2; ЖК-панель 47М, Ful HD, LG M4716CCBA; Кодек видеоконференцсвязи LifeSizeExpress 220-Codeconly-Non-AES
Компьютерный класс Юридической школы ДВФУ, ауд. D 574, 25 мест Microsoft Office Professional Plus 2013 – офисный пакет, включающий программное обеспечение для работы с различными типами документов (текстами, электронными таблицами, базами данных и др.); 7Zip 16.04 - свободный файловый архиватор с высокой степенью сжатия данных; Adobe Acrobat XI Pro – пакет программ для создания и просмотра электронных публикаций в формате PDF; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;  Справочно-правовая система «Гарант»
Читальные залы Научной библиотеки ДВФУ с открытым доступом к фонду (корпус А - уровень 10) Моноблок HP РгоОпе 400 All-in-One 19,5 (1600x900), Core i3-4150T, 4GB DDR3-1600 (1x4GB), 1TB HDD 7200 SATA, DVD+/-RW,GigEth,Wi-Fi,ВТ,usb kbd/mse,Win7Pro (64-bit)+Win8.1Pro(64-bit),1-1-1 Wty Скорость доступа в Интернет 500 Мбит/сек.

В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДВФУ все здания оборудованы пандусами, лифтами, подъемниками, специализированными местами, оснащенными туалетными комнатами, табличками информационно-навигационной поддержки.


Приложение 1

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 




ЮРИДИЧЕСКАЯ ШколА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Конкурентное право»

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Форма подготовки очная/ заочная

 

Владивосток

2017

План-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине

№ п/п Дата/сроки выполнения Вид самостоятельной работы Примерные нормы времени на выполнение Форма контроля
1. В течение семестра Подготовка к практическим занятиям 2 ч./ 38 ч. УО-2 (коллоквиум)
2. В течение семестра Решение практических (ситуационных) задач 2 ч./ 37 ч. ПР-11 (разноуровневые задачи)
3. В течение семестра Подготовка эссе   2 ч./ 38 ч. ПР-3 (эссе)
4. В течение семестра Подготовка к экзамену 36 ч./ 9 ч. Экзамен в виде УО-1 (собеседование)

 

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

   В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо ознакомиться с темой практического занятия, изучить соответствующие нормативные акты, судебную практику и прочесть на выбор несколько источников из рекомендуемой дополнительной литературы.

   Выступление студентов на практических занятиях представляет собеседования преподавателя с обучающимися (УО-2 – коллоквиум) с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. Необходимо обработать изученный материал и выделить важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.

   Время выступления студента определяется преподавателем, но не может быть больше 15 минут.

   Примерные темы для обсуждения на коллоквиуме и критерии оценки устного ответа по курсу « Конкурентное право » приведены в Приложении 2.

Методические рекомендации по решению задач

Для правильного решения задач по конкретной теме студент должен предварительно изучить действующее законодательство, иной нормативно-правовой материал по теме, относящийся как к конкурентному праву, так и к другим отраслям права, соответствующие постановления Пленумов Верховного Суда РФ, лекционный и учебный материалы.

Условия задач включают все фактические обстоятельства, необходимые для вынесения определенного решения по спорному вопросу, сформулированному в тексте задачи. Решение задачи необходимо записывать в тетрадь, предназначенную для внесения подобного рода записей. При решении задачи ее условие переписывать не нужно, достаточно указать номер задачи, а затем сформулировать свои ответы на поставленные в задаче вопросы.

В ответе на поставленный в задаче вопрос (вопросы) необходимо дать обоснованную оценку предложенной ситуации с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. При этом выводы должны быть мотивированы со ссылкой на нормативный акт с указанием его полного наименования, раздела, статьи, пункта или параграфа. При решении задач недопустимо ограничиваться однозначным ответом "да" или "нет".

Решение практических (ситуационных) задач оформляется в письменном виде и сдается на проверку преподавателю.

Примерный перечень практических (ситуационных) задач:

Задача 1.

ООО «Романтика», являющееся владельцем автозаправочной станции (розничная продажа нефтепродуктов), обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении ОАО «Энергия» Федерального закона «О защите конкуренции».

Из заявления следовало, что ОАО «Энергия» повысило отпускные цены на дизельное топливо в полтора раза. При этом, по мнению заявителя, указанная цена является монопольно высокой. Одновременно ООО «Романтика» указало, что для дочернего общества ОАО «Энергия» (ООО «Энергия розница») цены на дизельное топливо остались неизменными, в результате чего разница в закупочной цене указанного товара ООО «Романтика» и ООО «Энергия розница» составила полтора раза.

По результатам анализа товарного рынка антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО «Энергия» занимает коллективное доминирующее положение на оптовом рынке дизельного топлива вместе с ОАО «Микойл» и ОАО «Транснефть».

Что такое доминирующее положение хозяйствующего субъекта и каковы критерии его установления?

Какое решение должен принять антимонопольный орган в указанной ситуации?

Имеет ли значение тот факт, что ОАО «Энергия» занимает коллективное доминирующее положение?

Какие формы злоупотребления доминирующим положением могут быть установлены в данном случае?

Каким образом определяется факт установления монопольно высокой цены?

Задача 2.

В антимонопольный орган поступило заявление некоммерческой организации «Академия тренинга» (далее - НО «Академия тренинга») о недобросовестной конкуренции со стороны автономной некоммерческой организации «Западная академия тренинга».

Было установлено, что НО «Академия тренинга» зарегистрировано в качестве юридического лица в 1998 году. Основными видами деятельности

НО «Академия Тренинга» являются: создание оригинальных тренинговых программ различного назначения; обучение и развитие персонала в организациях; подготовка специалистов в области тренинга и т.д. НО проводило свои образовательные программы по всей территории России. За время своей деятельности НО «Академия Тренинга» приобрело широкую известность среди покупателей во всех регионах России, что подтверждается письмами компаний, которые с ней сотрудничали.

В 2011 году в г. Москве была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Западная Академия Тренинга». В качестве сокращенного наименования в свидетельстве о государственной регистрации указывается АНО «Академия Тренинга». АНО осуществляет модульное обучение тренеров, проводит открытые семинары и тренинги и т.д..

Из объяснений руководителя АНО «Академия Тренинга» следовало, что на момент регистрации Организации он знал о существовании НО «Академия Тренинга».

По мнению заявителя, деятельность АНО «Академия Тренинга» способна нанести ущерб НО «Академия тренинга», а также направлена на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, так как при использовании сокращенного наименования АНО «Академия Тренинга» потребители вводятся в заблуждение относительно организатора тренингов.

Что такое недобросовестная конкуренция и каковы ее признаки?

Имеет ли место в данном случае недобросовестная конкуренция и если имеет, то в какой форме?

Какое решение должен принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления НО «Академия тренинга»?

Задача 3.

ЗАО «Империал» решило приобрести 14 процентов акций ОАО «Стандарт». При этом размер активов ЗАО «Империал» и лиц, входящих в его группу составляет 6,5 млрд. руб. Размер активов ОАО «Стандарт» составляет 1 млрд. руб. Дочернее общество ЗАО «Империал» - ООО «Империал плюс» владеет 15 процентов акций ОАО «Стандарт».

Что такое экономическая концентрация?

Требуется ли согласие антимонопольного органа на приобретение ЗАО «Империал» акций ОАО «Стандарт»?

Изменится ли вывод, если предположить, что ЗАО «Империал» и продавец акций ОАО «Стандарт» входят в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции»?

Примерные темы и критерии оценки эссе приведены в Приложении 2.

 

Методические рекомендации для подготовки к экзамену

К экзамену по дисциплине «Конкурентное право» необходимо начинать готовиться с первого занятия (лекции, практического задачи). В подготовку входит повторение пройденного материала. Для упрощения процесса подготовки рекомендуем подготовить и записать ответы на вопросы, а также отметить наиболее трудные, которые вызывают сложности при подготовке.

Во время подготовки к экзамену студенту необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по данному курсу, так и по другим смежным дисциплинам (теория государства и права, гражданское право, предпринимательское право и пр.).

О степени готовности студента к экзамену свидетельствует свободное владение терминологией дисциплины, знание известных российских и зарубежных специалистов в области конкурентного права и их основных трудов, умение ориентироваться в основных дискуссионных вопросах дисциплины.

Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине « Конкурентное право», а также критерии оценки устного ответа на экзамене приведены в Приложении 2.

Приложение 2

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 



Название Школы (ФИЛИАЛА)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине «Конкурентное право»

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Форма подготовки очная/ заочная

 

Владивосток

2017

Оценочные средства

Текущий контроль Промежуточная аттестация

Раздел I. Основные понятия и принципы конкурентного права (11 час./ 3 час.)

1.

Тема 1. Понятие конкурентного права

 

Тема 2. Источники конкурентного права

 

Тема 3. Субъекты конкурентного права

 

Тема 4. Доминирующее положение на товарном рынке

ПК-6

ПК-14

Знает УО-2 (коллоквиум)  

УО-1 (собеседование),

Вопросы к экзамену: № 1-32

Умеет   ПР-1 (тест) Владеет ПР-3 (эссе), ПР-11 (разноуровные задачи) ПР-11 (разноуровные задачи)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущая аттестация студентов по дисциплине «Конкурентное право» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Конкурентное право» проводится в форме контрольных мероприятий (коллоквиум, тестирование, написание эссе, решение ситуационных задач) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.

Методы проверки знаний студентов:

1. Коллоквиум (УО-2) – средство контроля усвоения учебного материала организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

2. Тестирование (ПР-1), которое позволяет проверить наличие у студентов сформировавшегося понятийного аппарата. Поскольку при тестировании от студента требуется выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, преимуществом этого метода является также простота оценки результатов. Решение заданий в форме тестов представляет собой определенный тренинг, который способствует активизации мышления и закрепления в памяти студентов юридических понятий и терминов и другой информации.

3. Написание эссе (ПР-3) по теоретическим и практическим проблемам законодательства в области конкурентного права с обобщением материалов российской и местной судебной практики, практики органов государственной власти. 

4. Решение ситуационных задач (ПР-11), которое показывает степень формирования у студентов практических навыков.

Объектами оценивания выступают:

- учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

- степень усвоения теоретических знаний;

- уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

- результаты самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Конкурентное право» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в виде экзамена.

Экзаменационные билеты утверждаются на заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. В билете должно содержаться не более двух вопросов.

Экзамен проводится в форме устного опроса – собеседования (УО-1).

Собеседование (УО-1) – средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Устный опрос (собеседование) проходит по билетам (не менее два вопроса в билете) с предварительной подготовкой студентов (не более 40 минут). Также в ходе проверки практических навыков освоения дисциплины «Конкурентное право» студентам необходимо решить практическую задачу по программе данного курса (на ее решение отводится до 40 минут).

Примерный перечень практических задач для экзамена

Задача 1.

Индивидуальный предприниматель Иванов В.А. обратился в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Газсервис», отказавшего в заключении договора поставки газа для осуществления производственной деятельности.

Как установлено антимонопольным органом, ОАО «Газсервис» занимает доминирующее положение на рынке природного газа в границах субъекта РФ, в котором осуществляет производственную деятельность Иванов В.А. На обращение ИП в адрес ОАО «Газсервис», которое поступило 10 июня 2012 г. Общество ответило 10 августа 2012 о том, что обращение рассматривается и о результатах Общество сообщит дополнительно.

При этом в течение последующих трех месяцев (до ноября 2012 года) решения о заключении договора поставки газа так и не было принято.

На запрос антимонопольного органа Общество сообщило, что в связи с нахождением в настоящее время специалиста договорного отдела Павловой И.С. в отпуске по уходу за ребенком, оформить заключение договора поставки газа не представляется возможным.

Являются ли указанные действия (бездействие) ОАО «Газсервис» злоупотреблением доминирующим положением?

Какие формы злоупотребления доминирующим положением могут иметь место в данном случае?

Какое решение должен принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления ИП Иванова В.А.?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика антиконкурентных соглашений: основания классификации и виды.

2. Картель как наиболее опасная форма антиконкурентного соглашения.

3. Вертикальные соглашения: особенности квалификации и критерии допустимости. Запреты в отношении вертикальных соглашений.

4. Иные соглашения, ограничивающие конкуренцию на товарном рынке.

5. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

6. Критерии допустимости соглашений и согласованных действий.

7. Особенности контроля ограничивающих конкуренцию соглашений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции.

2. Формы недобросовестной конкуренции:

·  распространение ложных, неточных или искаженных сведений; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

· введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности;

· незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей охраняемую законом тайну.

3. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительных прав.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной и муниципальной власти.

2. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием органов государственной и муниципальной власти.

3. Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка предоставления преференций.

 

Занятие 9. Антимонопольные требования к торгам.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие торгов и случаи обязательного проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Антимонопольные требования, предъявляемые к торгам и запросам котировок цен на товары.

3. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

4. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями.

5. Особенности закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

6. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

7. Правовые последствия нарушения антимонопольных требований к торгам.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие экономической концентрации. Сфера применения антимонопольного законодательства в отношении сделок (действий) экономической концентрации.

2. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

3. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

4. Особенности контроля экономической концентрации сделок с акциями финансовых организаций.

5. Особенности контроля за сделками и инвестициями субъекта естественной монополии.

6. Уведомительный контроль сделок (действий) экономической концентрации.

7. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений о совершении сделок (иных действий), подлежащих государственному контролю.

8. Правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий) экономической концентрации или его уведомления.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Полномочия антимонопольного органа в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства.

2. Проведение антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

3. Правовые институты предупреждения и предостережения и их роль в антимонопольном регулировании.

4. Порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства.

5. Предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и контроль их исполнения.

6. Предписания о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

7. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

3. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

4. Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Международные договоры в рамках Единого экономического пространства в сфере защиты конкуренции.

2. Законодательство о конкуренции стран Единого экономического пространства: основные сходства и различия.

3. Единые принципы и правила конкуренции, контролируемые Евразийской экономической комиссией. Критерии отнесения рынка к трансграничному.

4. Правовой статус Евразийской экономической комиссии и ее полномочия в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции.

5. Порядок проведения Евразийской экономической комиссией расследований и рассмотрения дел о нарушении единых правил конкуренции.

6. Ответственность за нарушение единых правил конкуренции.

Примерные темы эссе

1. Понятие и общая характеристика конкурентного права.

2. Предмет регулирования конкурентного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых конкурентным правом.

3. Метод правового регулирования отношений, входящих в предмет конкурентного права.

4. Понятие и классификация принципов конкурентного права.

5. Понятие и общая характеристика источников конкурентного права. Особенности классификации источников конкурентного права (антимонопольного законодательства).

6. Значение постановлений высших судебных органов в применении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

7. Понятие и общая характеристика субъектов конкурентного права.

8. Хозяйствующий субъект и его правовой статус. Общая характеристика хозяйствующих субъектов.

9. Группа лиц. Основания и порядок образования группы лиц в конкурентном праве.

10. Понятие и критерии установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

11. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

12. Монопольно высокая и монопольно низкая цена как форма злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

13. Общая характеристика антиконкурентных соглашений: основания классификации и виды.

14. Картель как наиболее опасная форма антиконкурентного соглашения.

15. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

16. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции.

17. Формы недобросовестной конкуренции.

18. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительных прав.

19. Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной и муниципальной власти.

20. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием органов государственной и муниципальной власти.

21. Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка.

Критерии оценки эссе

- оценка «зачтено» ставится студенту, если: эссе характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения поставленной проблемы; студент умеет выражать аргументированное мнение по сформулированной проблеме, точно определяя ее содержание и составляющие; студент не только умеет изложить смысл прочитанной литературы, но и обладает навыками ее анализа; студент владеет навыками самостоятельной исследовательской работы по теме исследования; эссе основано на действующем законодательстве, не содержит фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы; эссе снабжено необходимым библиографическим аппаратом и оформлено с соблюдением требований ГОСТа к письменным работам студентов.

- оценка «не зачтено» ставится студенту, если: эссе представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст использованной литературы без ее анализа, авторского комментария; выделение проблем, пробелов, противоречий; не раскрыта структура и теоретические составляющие темы; использовано недействующее законодательство; допущено три или более трех ошибок в смысловом содержании раскрываемой проблемы, в оформлении эссе.

Примерный комплект ситуационных задач

Задача 1.

В антимонопольный орган поступило заявление компании «БКБ» о признаках недобросовестной конкуренции в распространявшейся на телевидении рекламе проигрывателя DVD-дисков «Санрайз» с утверждениями «Первая в мире система DVD плюс караоке, способная воспроизводить DVD, караоке и MP3 диски».

Согласно представленным документам компания «БКБ» значительно раньше поставляет на российский рынок проигрыватели DVD дисков, способные воспроизводить DVD диски, а также имеющие функцию «караоке».

По запросу антимонопольного органа компания «Санрайз» не представила документов, свидетельствующих о выпуске, продажах рекламируемого проигрывателя DVD дисков ранее, чем были осуществлены на территории России продажи проигрывателя DVD-дисков компании «БКБ».

Раскройте понятие недобросовестной конкуренции и укажите ее основные признаки?

Имеют в данном случае место признаки недобросовестной конкуренции и если имеют, то в какой форме?

Какое решение должен принять антимонопольный орган?

Задача 2.

ЗАО «Аэропорт», являющийся субъектом естественной монополии в сфере аэропортовых услуг, решил заключить договор купли-продажи части аэровокзального комплекса с ЗАО «Полет».

Стоимость продаваемой части аэровокзального комплекса составляет 500 млн. руб. При этом балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов (с учетом продаваемой части аэровокзального комплекса) составляет 2 млрд. руб.

Какие сделки продажи имущества подлежат антимонопольному контролю?

Требует ли указанная сделка предварительного согласования с антимонопольным органом и на основании какого федерального закона?

Какое решение принимает антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайств о совершении сделок экономической концентрации?

Критерии оценки решения практической задачи (в том числе и для самостоятельной работы)

100-86 баллов выставляется, если студент выразил своё мнение по сформулированной задаче, аргументировал ее, точно определив ее содержание и составляющие. Продемонстрировано знание и владение навыком самостоятельной исследовательской работы по теме исследования. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы задачи, нет.

85-76 баллов – решение студента характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения; допущено не более 1 ошибки при объяснении смысла или содержания проблемы задачи. Продемонстрированы исследовательские умения и навыки. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы задачи, нет.

75-61 балл – проведен достаточно самостоятельный анализ основных этапов и смысловых составляющих задачи. Привлечены основные источники по рассматриваемой теме. Допущено не более 2 ошибок в смысле или содержании проблемы задачи.

 60-50 баллов – если решение задачи представляет собой незаконченный анализ основной проблемы. Допущено три или более трех ошибок смыслового содержание раскрываемой проблемы задачи.

 

 

 

 

 

Юридическая Школа

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ОП   Заведующий (ая) кафедрой Конкурентного и предпринимательского права  
   
_____________      Коротких Н.Н.  (подпись)       (Ф.И.О. рук. ОП) ______________  Корчагин А.Г. (подпись)             
«______»_________________20____г «______»_________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Конкурентное право

Направление подготовки - 40.03.01 Юриспруденция

Форма подготовка очная/заочная

 

Курс 4/ 5 семестр 8/ 9

лекции 22 час./ 6 час.

практические занятия 44 час./ 8 час.

лабораторные работы не предусмотрены 

в том числе с использованием МАО лек. 0/ 0 час. /пр. 0/ 0 час. /лаб. не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 66/ 14 час.

в том числе с использованием МАО 0/ 0 час.

самостоятельная работа 42/ 121 час.

в том числе на подготовку к экзамену 36/ 9 час.

контрольные работы не предусмотрены

курсовая работа / курсовой проект не предусмотрен

зачет не предусмотрен

экзамен 8/ 9 семестр

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», утвержденного приказом ректора от 20.07.2017 г. № 12-13-1479 по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).

 

Рабочая программа обсуждена на заседании базовой кафедры конкурентного и предпринимательского права, протокол № 1 от «18» сентября 2017 г.

 

Заведующий базовой кафедрой конкурентного и предпринимательского права к.ю.н., профессор Корчагин А.Г.

Составитель (ли): к.ю.н., профессор Корчагин А.Г.

 

 

Оборотная сторона титульного листа РПУД

 

I . Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

                                                     (подпись)                        (И.О. Фамилия)

 

II . Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

                                                     (подпись)                        (И.О. Фамилия)

 

 



ABSTRACT

Master’s degree in 40.03.01 Jurisprudence

Study profile/ Specialization/ Master’s Program None

Course title: Competition Law

Дата: 2019-03-05, просмотров: 374.