В настоящее время довольно популярен вопрос о том, какой из двух Уолтеров хороший, а какой является олицетворением зла :) , причем статус "хорошего" обычно приписывают Уолли. Давайте наконец-то во всем разберемся.
С одной стороны маленький Уолтер довольно эгоистичен и желает счастья для СЕБЯ, но с другой стороны давайте вспомним фразу Винсента в SH3 "I’m just looking out for myself. Everyone does it" - т.е. маленький Уолли пытается обрести в первую очередь СВОЕ счастье, как и подавляющее большинство обычных людей - и, отчасти именно поэтому он больше связан с миром действительности, чем взрослый Уолтер - "альтруист". Соответственно, Уолли с одной стороны желает обрести Квартиру, но с другой стороны, более сильная (в сравнении с взрослым Уолтером) связь с миром людей рождает в нем противоречия - и он также пытается защитить единственного близкого ему ЧЕЛОВЕКА - Айлин Гэлвин.
Соответственно, взрослый Уолтер гораздо больше отстранился от мира - и ради пробуждения Матери готов даже принести в жертву любого - и Гэлвин не исключение (но вспомните разговор на лестнице - по поводу Айлин мы замечаем и во взрослом Уолтере тень сомнения!). Шрайбер говорит о нем "Now...he's become nothing more than an inhuman killing machine...", но прав ли журналист? Возможно, Уолтер и впрямь стал кровавым убийцей, возможно, он сам больше не считает себя человеком - но все, что он делает, он делает не для себя - может, "любовь" будет не самым верным словом, но он действительно любит Мать и Уолли - и готов пожертвовать всем, чтобы только сделать их счастливыми...
A game of turning white to black and black to white...
Так мы приходим к выводу, что персонажей SH и, в частности, Уолтера и Уолли нельзя поместить в простейшие традиционные рамки добра и зла, их убеждения, психология и внутренний мир слишком сложны и многообразны - и поэтому становиться невозможно разложить персонажей по полочкам и просто ткнуть пальцем "вот ты хороший, а ты плохой!" - практически все персонажи SH-серии имеют свои причины и веские основания для поступков (вспоминаем Алессу, Джеймса, Анжелу, Клаудию и т.д. и т.п.), т.ч. IMHO мы не в праве осуждать их и вешать какие-либо ярлыки.
р) Скрытый смысл "Машины Смерти"
В последней встрече с Уолтером в озере крови можно увидеть "Машину Смерти". Изначально ее придумал (и нарисовал) Уолтер в 6 лет. Обратите внимание на детский рисунок у квартиры 105 - мы видим, как в эту машину попал человек и его в буквальном смысле перемололо - т.е. эта мясорубка явилась следствием ненависти маленького Уолтера к людям и ее главным предназначением является их убивать. Эти жестокие фантазии нашли свое отражение и в подсознательном мире Уолтера - попадет ли Айлин в мясорубку, или Салливан все же не до конца уверен в своем решении принести Айлин в жертву, и девушке удастся избежать страшной участи?
Давайте обратим внимание на конструкцию "Машины Смерти": вокруг металлического ядра наподобие маятников вращаются несколько колец с острыми шипами - т.е. любой человек, рискнувший приблизится к ядру сильно пожалеет. На самом деле эта мясорубка символизирует самого Уолтера: мир отверг его и после этого ребенок начал ненавидеть людей, окружил себя такими же шипами, чтобы ни один человек не смог приблизиться к нему, не смог причинить ему боль. И внутри этой Машины Смерти ребенок (ядро) может наконец-то спрятаться от мира, но чтобы Машина заработала, ее нужно поместить в озеро крови (получается, что кольца движутся из-за "кровотечения" - т.е. мясорубка действует по принципу гидроэлектростанции. Это последствия детских фантазий на тему "водной тюрьмы"). Думаю, из вышенаписанного скрытый смысл "Машины Смерти" становится очевиден.
Кстати, если вам интересно, подобное "приспособление" мы уже видели в SH1(подробнее см. в анализе SH1).
С) Уолтер и Пуповина
Одним из самых отчетливых младенческих воспоминаний Уолтера стала пуповина - он думал, что именно этот "magic cord" связывал его с Квартирой, но потом не выдержал и оборвался, разлучив ребенка с Матерью ("There once was a baby and a mother who were connected by a magical cord. But one day the cord was cut, and the mother went to sleep. The baby was left all alone") - т.е. ребенок должен был испытывать ненависть к оборвавшейся пуповине, но ведь это также символ связи с Матерью.
Настоящую пуповину забрал себе Фрэнк Сандерленд, но, тем не менее, воспоминания о "magical cord" продолжили жить в подсознании Салливана - и Пуповина даже начала жить своей жизнью в его мире!
С одной стороны, она больше похожа на уродливого червя ("greedy worm") - видимо, это последствие убеждения ребенка, что разлучение с Матерью произошло по вине незадачливой Пуповины, с другой - она не является монстром и не приносит вреда ни Салливану, ни Генри, ни Айлин (мм... неагрессивный монстр - где-то мы это уже слышали - в SH3).
т) "Зародыш"
Обратите внимание на огромное существо в последней битве с Салливаном. Эта битва происходит в "утробе Матери" (вспоминаем заставку с Генри перед битвой), а существо, в буквальном смысле ПРИКОВАННОЕ к утробе Матери - это и есть Уолтер-Зародыш, Бог подсознательного мира Салливана и отражение его самого сильного желания, желания всей жизни, на психоэнергии которого держится целый мир - желания воссоединения с любящей Матерью, вернуться в Материнскую утробу. Суждено ли этому желанию осуществиться? И принесет ли это счастье Уолтеру?
---
Если вы все еще думаете , что в конце мы видим Мать Уолтера, (почему-то так и хочется сказать "тогда мы идем к вам!!") то вспомните следующее:
--Когда вы наносите удар УОЛТЕРУ, Зародыш испытывает боль;
--Налицо мужское телосложение Бога,
--А также Crimson Tome "you must bury part of the Conjurer's mother's flesh within the CONJURER'S TRUE BODY" - т.е. ЭТО ИМЕННО исполнительно ритуала - САМ УОЛТЕР!
---
Несмотря на то, что Зародыш в принципе антропоморфен, что-то нечеловеческое все же заметно в его внешности и поведении, что-то демоническое, вселяющее ужас (а также вспоминается нечеловеческий рев) Это последствие того, что Уолтер считал себя НЕ человеком, а Сыном Квартиры. Соответственно, в Crimson Tome сказано, что это ИСТИННОЕ ТЕЛО УОЛТЕРА ("CONJURER'S true body") - т.к. это его истинное (наиболее сильное) самоосознание, самовосприятие.
(значение последней битвы см. в анализе SH4 the Room)
У) Идейный анализ
Через всю историю Салливана лейтмотивом проходит идея "не-бытия": мы видим, что ребенок, проведший все детство в заключении, в "не-свободе" отстраняется от мира. И что же получается, когда он обретает свободу? Уолтер оказался неподготовленным к миру людей и его основным желанием стало желание отгородиться от этого мира - т.е. маленький ребенок уже не может приобщиться к миру - и, как результат, сам же запирает себя в новую тюрьму - так Уолтер мечтал о Квартире, умиротворении, достигаемом через отрешение от внешнего мира и заключение самого себя в клетку ("Mom! Let me in!"). На первый взгляд может показаться, что подобные идеи противоречат самой сущности человека и являются проявлением тенденций к саморазрушению (а.к.а. Танатос), но на самом деле по ходу сюжета мы понимаем, что это стремление разума к стабильности. Ребенок, уже привыкший к заключению (его насильно приучили к этому! - т.е. нельзя отрицать роли общества в формировании личности ребенка), не может приспособиться к новому порядку, не может принять свободу ни в какой форме (т.к. она переворачивает всю его жизнь и систему ценностей) и по инерции продолжает стремиться к привычной "не-свободе" (конечно, понятия "свобода" и "несвобода" весьма относительны, но, надеюсь, все понимают разницу между этими общепринятыми понятиями). Точно также, один раз поверив в Квартиру, Уолтер уже не мог принять правду - т.к. она разрушила бы все, во что он верил - и по инерции до самого конца продолжал верить в свою вымышленную Мать.
Мы видим, что при невозможности достижения желаемой стабильности (при "не-удовлетворении" желания стабильности), ассоциируемой с состоянием "не-свободы", желание только усиливается (как недостижимая мечта - "I wanna hide , but I can't hide") и со временем подменяется желанием "не-бытия": в какой-то мере, ребенок всю жизнь был зачарован своим "не-бытием" (в каком-то плане даже своей смертью - т.е. прослеживаются скрытые суицидальные тенденции). Обычно люди, одержимые идеей ухода из мира склонны представлять свою смерть - т.е. непосредственно момент оставления мира, но в Салливаноское желание погрузиться в "не-бытие" имеет несколько иной характер - в совокупности с инфантильностью и ностальгическим желанием возвращения в прошлое ("I want to go back to that time... Things were so good then..") ребенок стал ассоциировать "не-бытие" со временем, предшествующем его рождению, временем, когда его еще "не-было" в этом мире (на ум приходят "Другие берега" Набокова). Т.е. желание смерти подменяется желанием "родиться обратно" - но, несмотря на внешнее различие, мы понимаем, что это просто иная сторона суицидальных тенденций, развившаяся в том числе и от неприятия и нежелания понимать характер суицидальности заветных желаний.
Таким образом, желание стабильности, по природе своей не являющееся саморазрушительным, а НАОБОРОТ (по идее) ведущим к стабильности, при "не-удовлетворении" развивается и становится саморазрушительным. Т.е. слишком сильное стремление к стабильности и умиротворению перерастает в желание саморазрушения, ухода от действительности, желание "не-бытия". Стоит отметить ярко выраженную в образе Салливана логическую связь "Умиротворение - 'не-бытие' ". Подобное можно наблюдать и в названии его родного города. В Silent Hill'е царит чувство умиротворения (см. Часть 3), но в то же время "Безмолвный Холм" означает "могила\гробница\захоронение" - т.е. опять же мы встречаем смерть и "не-бытие".
Фактически, стремление Уолтера к саморазрушению (неосознанное, конечно же!) ассоциировалось с понятием и образом матери (согласно убеждениям ребенка о достижении состояния "не-бытия") и стало основной идеей его жизни - и в конце концов привело к трагическим последствиям. Даже оказавшись в тюрьме, в желаемой ранее клетке (т.е. удовлетворение раннего желания "не-свободы"), маньяк все еще стремился уйти из мира. И попал в очередную клетку - мир своих заблуждений, своего подсознания - т.е. он уже ушел от мира людей, но ему оказывается мало и этого - и Салливан даже в своем мире продолжает стремиться к умиротворению. И по иронии Судьбы именно на этом желании обретения Матери, желании умиротворения, желании "не-бытия" держится его подсознательный мир - и Салливан обречен вечно существовать в этом замкнутом круге...
Особенно символично, когда в своем мире он убивает себя в Квартире: желание умиротворения + неосознанное желание "не-бытия"\смерти + ассоциация умиротворения с матерью + ассоциация матери с Квартирой = самоубийство в Квартире. Кстати, обратите внимание на интереснейшую взаимосвязь: Салливан воскрешает Квартиру, чтобы самому погрузиться в вечный сон - в какой-то мере это символизирует, что он возвращает своей Матери данную ему когда-то жизнь, принесшую Салливану лишь страдания... Жертвуя собой, возвращает Мать к жизни в другом мире - может, в нем она будет счастлива?..
В противовес стремлениям Уолтера выступает Генри Таунсенд - он наоборот желает "свободы", желает вырваться из клетки Салливана - но, по иронии Судьбы, каждый раз лишь оказывается в новой клетке - и это желание "свободы" и "бытия" в конце концов приводит Генри в одну Материнскую утробу с Уолтером. Перед последней битвой, когда на первый взгляд столь различные персонажи наконец встречаются, мы понимаем, что у них гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд...
Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.