Алгоритм действия при препарировании кариозных полостей ll класса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Этапы Содержание Критерии самоконтроля
1.Подготовка к препарированию Взять соответствующий наконечник, боры. Надеть наконечник на рукав, закрепить бор и проверить работу наконечника вне полости рта, надежность фиксации бора. Зеркалом отодвинуть мягкие ткани щеки или языка (для боковых зубов),или зафиксировать зуб большим и указательным пальцами левой руки (для фронтальных зубов). Взяв наконечник как писчее перо, подвести его к зубу, зафиксировать правую руку на подбородке пациента или зубном ряду. Поставить матрицу между зубами, зафиксировать.  
2.Раскрытие кариозной полости Шаровидные алмазные головки. Создание доступа к полости с жевательной поверхности. Нависающая эмаль удалена. Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала.
3.Расширение кариозной полости Фиссурные алмазные головки. Бор направлен параллельно дну кариозной полости. На стенках полости зондируется здоровый дентин. Придесневая стенка параллельна десневому краю.
4.Некрэктомия Шаровидные боры, экскаватор. Нет окрашивания при воздействии кариесдетектором.
5.Формирование элементов кариозной полости    
5.1.Боковые стенки Фиссурные боры, алмазные головки малого диаметра. Формируется боковой поверхностью бора. Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну.
5.2.Придесневая стенка Фиссурные боры, алмазные головки. Формируется торцевой поверхностью бора. Стенка параллельна десневому краю.
5.3.Дно кариозной полости Фиссурный бор малого диаметра. Формируется боковой поверхностью бора. Ровное вертикальное дно.
5.4.Создание дополнительной площадки Фиссурные, обратно конусные боры, алмазные головки. Ширина площадки равна ширине основной полости. Длина площадки равна 1/3-2/3 длины жевательной поверхности. Глубина – до 1-2 мм ниже дентинно-эмалевого соединения.
6.Финирование краев кариозной полости Алмазные головки конусовидной формы. Края эмали гладкие.

 

 

 Ситуационные задачи:

1. Пациентка Ф., 24года. Обратилась с жалобами на болевые ощущения, характерные для кариеса, в зубе 16. При визуальном и инструментальном осмотре зуба 16 кариозная полость не выявлена. На рентгенограмме обнаружена кариозная полость, расположенная на медиальной контактной поверхности 16.

Определите класс кариозной полости. Укажите последовательность этапов препарирования, качественные критерии их выполнения и особенности, характерные для данного класса.

Правильный ответ: 2 класс по Блэку.

- вскрытие полости (осуществляется на оклюзионную

- раскрытие полости (критерий качества - устранение всей безосновной эмали на всех стенках полости;)

- профилактическое расширение (критерий качества – иссечение всех интактных кариесчувствительных зон)

- некрэктомия (критерий качества – полное удаление всего патологически измененного дентина до здорового светло-желтого крепитирующего; особенность – некрэктомия проводится с особой тщательностью, в связи с незначительной толщиной твердых тканей в области пульпарной стенки она обрабатывается очень осторожно, ручными инструментами). Объективный критерий качества – дентин не окрашивается кариес-маркером ( время экспозиции раствора фуксина не более 10 секунд)

- формирование полости (критерий качества – сформированная полость должна быть резистентной и ретенционной; особенности – полость при прямом доступе формируется свободного дизайна, дополнительная площадка формируется при использовании материалов с макромеханической ретенцией, при неудовлетворительной гигиене полости рта, множественных кариозных полостях и наличии общесоматической патологии)

- обработка эмалевого края полости (критерии качества – эмаль по всему краю полости должна быть обработана финишными борами для устранения сколов и микротрещин, образовавшихся в процессе препарирования;

2. Пациент П., 35 лет. Обратился с жалобами на эстетический дефект зуба 24. При осмотре у пациента обнаружены единичные кариозные полости, на медиальной контактной поверхности зуба 24 - дефект, расположенный ниже контактного пункта, с незначительным разрушением окклюзионной поверхности коронки. Гигиена полости рта хорошая. Определите класс кариозной полости. Укажите последовательность этапов препарирования, качественные критерии их выполнения и особенности, характерные для данного класса.

Правильный ответ: 2 класс по Блэку.

- вскрытие (не проводится, т.к. видим входное отверстие кариозной полости)

- раскрытие кариозной полости (критерий качества – полное устранение нависающей эмали, отсутствие размягчения на эмалево-дентинной границе, отвесность стенок; особенность – раскрытие осуществляется инцизиальным доступом для максимального сохранения интактных тканей и сохранения контактного пункта)

- профилактическое расширение (особенность - в данном случае не проводится, учитывая возраст пациента, высокую кариесрезистентность и хорошую гигиену полости рта)

- некрэктомия (особенность – обязательно полное удаление всех пигментированных тканей, эстетическое значение расположенной полости, контроль кариес-маркер)

- формирование (особенность – дополнительная площадка на окклюзионной поверхности  в передней фиссуре, в виде желобка, до межбугоркового гребня)

- обработка эмалевого края (особенность – создание скоса на всю глубину эмали.).

  1. Пациент Т., 18 лет. Обратился с жалобами, характерными для кариеса – боль от химических раздражителей без последействия – на щечной поверхности зуба 46. При осмотре вестибулярной поверхности зуба 46 обнаружена кариозная полость в области слепой ямки. У пациента неудовлетворительная гигиена полости рта и множественные кариозные полости в пришеечных областях других зубов. Определите класс кариозной полости. Укажите последовательность этапов препарирования, качественные критерии их выполнения и особенности, характерные для данного класса.

 

Правильный ответ: 1 класс кариозных полостей по Блэку.

- - вскрытие (не проводится, т.к. видим входное отверстие кариозной полости)

- раскрытие кариозной полости (особенность –удаление нависающих краев эмали)

- профилактическое расширение (критерий качества – расширение до боковых граней коронки и уровня экватора особенность – в данном случае обязательно проводится в виду того, что у пациента низкая кариесрезистентность, неудовлетворительная гигиена полости рта и молодой возраст, а, следовательно, высокий риск развития рецидива кариеса рядом с пломбой)

- некрэктомия (особенность –глубина кариозной полости и, следовательно, близость пульпы, поэтому некрэктомия проводится очень осторожно, желательно ручными инструментами)

- формирование (критерий качества – полость формируется  свободного дизайна очертаний круглая, овальная, с отвесными стенками)

- обработка эмалевого края (особенность – создание скоса на вестибулярной стенке на всю глубину эмали).

 

ü   Алгоритмы практических манипуляций

Этапы:

1. Подготовка рабочего места                                                                                                            - 5 мин

2. Демонстрация преподавателем техники и особенностей  препарирования кариозных полостей 1-го, 2-го классов. Препарирование полости под вкладку                 - 25 мин.

3. Самостоятельная работа по освоению навыков техники и особенностей  препарирования кариозных полостей 1-го, 2-го. Классов. Препарирование полости под вкладку на муляжах                                                                          - 75 мин.

4.Уборка рабочего места                                                                                                                    - 5 мин.

ü Темы рефератов.

1. Этапы препарирования кариозных полостей 1-го класса. Цели, критерии качества.

2. Этапы препарирования кариозных полостей 2 -го класса. Цели, критерии качества. Особенности выполнения всех этапов в зависимости от характера течения кариеса

3. Контактный пункт. Виды, значение, восстановление.

4. Принципы препарирования кариозных полостей.

5. Герметизация фиссур. Методика проведения

6. Применение вкладок в полостях 1-го и 2-го классов.

 

Темы УИРС.

 

1.Выбор тактики препарирования кариозной полости 1-го класса с учетом кариес резистентности и свойств пломбировочных материалов.

2. Выбор тактики препарирования кариозной полости 2-го класса с учетом кариес резистентности и свойств пломбировочных материалов

3. Варианты тактики препарирования кариозных полостей. «Метод биологической целесообразности». Метод «профилактического расширения». Метод микропрепарирования.

4.Минимально инвазивная терапия- коцепция, цель,принципы.

5. Атравматичное восстановительное лечение кариеса.

 

ü Формы отработки практического занятия.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку на теоретической либо практической части занятия, отрабатывает тему занятия устно и практические навыки во время индивидуальной отработки преподавателя. Студент, пропустивший практическое занятие, также отрабатывает теоретическую и практическую части занятия во время индивидуальной отработки у преподавателя, предварительно написав реферат по теме пропущенного занятия.

 

Список литературы:

 

Основная литература

1. Пропедевтическая стоматология. Под редакцией профессора Э.А. Базикяна –

Учебник для медицинских ВУЗов – М. «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

2. Пропедевтическая стоматология. – М.М. Пожарицкая, Т.Г.Симакова.

– М. «Медицина». – 2004. – 304с.

Дополнительная литература

1. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: Учебное пособие /И.Я.Поюровская.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 192с.

2. Базикян Э.А. Стоматологический инструментарий: Цветной атлас. /Э.А.Базикян. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 168с.

 

. Периодические издания

№№ Наименование Краткая характеристика
1 Стоматология Журнал выходит 6 раз в год. В журнале публикуются результаты оригинальных исследований, обзорные и общетеоретические статьи по стоматологии.

 

 

Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных).

№№ Наименование ресурса Краткая характеристика
1 Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/defaultx.asp Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций.
2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/ Обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов, к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Система создана по заказу Федерального агентства по образованию.
3 Правовая система «Консультант Плюс» Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правое обеспечение, статьи.ентовС

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 354.