Общекультурные компетенции (ОК)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОК -№1

способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Иметь представление об организации работы стоматологической поликлиники, кабинета, о вербальных и невербальных методах установления контакта с коллегами, пациентами Правильно понимать деонтологические  принципы должностные обязанности врача- стоматолога. Пороговый уровень: Знать (Зн.): Обязанности врача - стоматолога, принципы врачебной этики, деонтологии. С.2.Зн.8 Уметь (Ум.): С.2 Ум.1 – пользоваться учебной, научной, научно- популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; Владеть (Вл.): С.2Вл.3 – медицинским и стоматологическим инструментарием

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК -№18

Способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур

Иметь представление об инструментах для препарирования твердых тканей зубов. - самостоятельно определить класс кариозной полости,  - выбрать необходимые боры для препарирования кариозной полости с учетом этапа препарирования Правильно выполнять этапы препарирования кариозных полостей в зависимости от класса Пороговый уровень: Знать (Зн.):- этапы препарирования кариозных полостей, - принципы препарирования кариозных полостей ПК-18, Зн.40 Владеть (Вл.): Вл.-4. - информацией о методах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки; Вл.-7.-информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов во избежание инфицирования врача и пациента. –методикой препарирования полостей 1, 2-го классов по Блэку. Освоить технику препарирования кариозных полостей 1, 2-го классов на муляжах.   - ПК-18, Зн 47- классификации кариозных полостей по Блэку, - этапы препарирования, последовательности этапов. – стоматологические инструменты и аппаратуру.                      Уметь (Ум.): ПК-18, Ум.33– работать стоматологическими инструментами, наконечниками,борами , и аппаратурой Владеть (Вл.): ПК-18, Вл.9 мануальными навыками в консервативной стоматологии. -провести: инвазивную и неинвазивную герметизацию фиссур. - провести препарировния кариозной полости под вкладку на муляже -на муляже  отпрепарировать кариозные полости 1, 2-го классов

 

5. Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента

.

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
1 Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос, входной тестовый контроль   45 мин
2 Демонстрация преподавателем техники препарирования кариозных полостей 1, 2-го классов на муляжах. - инструктаж к самостоятельной работе, обеспечение всем необходимым (рабочее место, фантом, стоматологический инструментарий для осмотра и препарирования); - текущий контроль над работой студентов по препарированию фантомных зубов, коррекция их действий;   Ознакомление с техникой препарирования кариозных полостей 1, 2 -го классов     30 мин
3 Самостоятельная работа по освоению навыков препарирования кариозных полостей.   6.1. Препарирование кариозных полостей на муляжах: - раскрытие кариозной полости на оральную поверхность (2 класс) - раскрытие кариозной полости - профилактическое расширение - некрэктомия (на муляже невозможна) -формирование полости (основной и дополнительной площадки) - обработка эмалевого края -решение тематических ситуационных задач, итоговый тестовый контроль.     80 мин
4 Ответы на возникшие вопросы Дискуссия оценка теоретических знаний и практических   15 мин
5 Заключительное слово преподавателя  - навыков, ситуационных задач, тестовых заданий, обсуждение результатов.     10 мин

6. Внеаудиторная самостоятельная работа студента по теме Препарирование кариозных полостей 1, 2-го классов. Особенности вы полнения всех этапов препарирования. Контактный пункт, виды, значение. Герметизация фиссур. Применение вкладок в полостях 1 и 2-го классов.

 

1 Препарирование кариозных полостей 1, 2-го классов. Особенности вы полнения всех этапов препарирования. Контактный пункт, виды, значение. Герметизация фиссур. Применение вкладок в полостях 1 и 2-го классов. ПК-18, Зн.40 ПК-18, Ум.33   Ø прорабатывает учебный материал по конспекту лекций; Ø изучает дополнительную литературу Ø решает задачи; Ø выполняет задания для самоконтроля;   Ø проверка решения задач; Ø экспресс-контроль; Ø устный опрос

 

7. Критерии оценок деятельности студента, при освоении учебного материала

 

Формы самостоятельной работы

Пятибалльная система оценки

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно
Критерии оценки реферата

Правильно оформлен титульный лист реферата (полное название университета, название кафедры, тема реферата, выполнил студент Ф.И.О. курс и группа, проверил должность преподавателя, ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Правильно оформлен титульный лист реферата

Незначительные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указаны название кафедры, Ф.И.О. студента, курс и группа)

Существенные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указана тема, название университета и кафедры, Ф.И.О. преподавателя

Составлен план реферата, реферат разбит на главы, содержание соответствует заявленной теме, выводы, список литературы.

- реферат не разбит на главы,

- нет выводов

- не составлен план,

- реферат не разбит на главы,

- нет выводов,

- нет списка литературы

- содержание не соответствует заявленной теме реферата
Критерии оценки выступления по реферату

Дана характеристака этапов препарирования кариозных полостей 1-го 2-го классов, отмечены цели и критерии качества выполнения каждого этапа.  Дана характеристика видам контактных пунктов, подробно рассмотрены вопросы значения и создания контактного пункта в полостях 2-го  класса. Описана последовательность герметизации фиссур.

-

 Дана характеристика не всем этапам препарирования кариозных полостей 1-го 2-го классов, отмечены цели и критерии качества выполнения каждого этапа.  Дана характеристика видам контактных пунктов, не рассмотрены вопросы значения и создания контактного пункта в полостях 2-го  класса. Описана последовательность герметизации фиссур.

 

- не дана характеристика всем этапам препарирования кариозных полостей 1-го 2-го классов, не отмечены цели и критерии качества выполнения каждого этапа.  Дана характеристика видам контактных пунктов, не рассмотрены вопросы значения и создания контактного пункта в полостях 2-го  класса. Нет описания последовательности герметизации фиссур.

 

 

- выступление не соответствует теме реферата - отказывается выступать

Примечание: выступление по реферату на «отлично» и «хорошо» добавляет 1 балл к оценке реферата.

 

Критерий оценки тестового контроля

Выполнено правильно 90-100% тестовых заданий

Выполнено 90 – 80%

Выполнено 80-70%

Выполнено менее 70%

                 

 

8. Рекомендации для студентов, пропустивших практическое занятие.

 

Этапы препарирования кариозной полости 1 класса по Блеку:

1. Раскрытие кариозной полости – цель этапа, заключается в обеспечение доступа для дальнейших манипуляций и хорошего обзора полости, осуществляется фиссурными или шаровидными (алмазными или твердосплавными) борами на турбинном наконечнике.

2. Расширение полости (профилактическое расширение) – целью этапа заключение в предотвращении рецидива кариеса, осуществляется фиссурными или конусовидными борами (алмазными или твердосплавными) на турбинном наконечники

3. Некрэктомия - полное удаление размягченного и пигментированного дентина из кариозной полости. В области дна проводится в пределах зоны прозрачного (склерозированного) дентина, в области стенок - в пределах интактного дентина. Удаление некротизированного дентина осуществляется острым экскаватором (от дна к стенкам), затем шаровидным или грушевидным бором (твердосплавными или стальными) прерывисто на малой скорости

 

4. Формирование кариозной полости - если предполагается применение материалов, не обладающих адгезивными свойствами (амальгама, цементы, металлические или керамические вкладки), сформированная полость I класса должна удовлетворять ряду требований


А. Полость должна иметь ящикообразную форму — плоское дно, перпендикулярное направлению жевательного давления, и отвесные стенки. Если , для пломбирования будет применяться амальгама I поколения с низким содержанием серебра, угол между дном и стенками должен быть равен 90°. При применении амальгам с улучшенными механическими характеристиками (высокомедные амальгамы II и III поколений без гамма-2-фазы), для улучшения механической ретенции пломбы стенки делаются слегка сходящимися, угол между дном и стенками - около 70°. Под вкладки полость формируется со слегка расходящимися стенками

.
Б. Полость формируется в пределах эмали и поверхностного слоя дентина (не менее 1 — 1,5 мм), даже если для этого приходится иссекать здоровые ткани зуба

В. Очертания полости должны быть сложными, что обеспечивает устойчивость и механическую ретенцию пломбы. Наружный контур полости создается с учетом топографии кариесрезистентных и кариесвосприимчивых участков.

Г. Если размер полости составляет более половины расстояния от середины центральной фиссуры до вершины бугра, то, для предотвращения его отлома, бугор иссекают на высоту 2 мм и перекрывают пломбировочным материалом При применении амальгам и вкладок это правило является обязательным.


Препарирование полости под пломбу из композита называют «адгезивным препарированием».

А. Формирование внутренних контуров полости осуществляется с учетом физико-механических свойств и особенностей пространственной организации этих материалов. Контуры полости должны быть сглаженными, между дном и стенками делаются плавные переходы. Прямые и острые углы формировать не рекомендуется. Полости придается слегка грушевидная форма, при необходимости дно может делаться ступенчатым.

Б. Создание наружных контуров полости проводится с учетом топографии кариесрезистентных и кариесвосприимчивых участков. При этом, как нами неоднократно подчеркивалось выше, вглубь полость формируется с минимальным иссечением непораженных тканей. Она имеет ступенчатое, неправильной формы дно.
В . Края пломбы не должны попадать на участки окклюзионного контакта с зубами-антагонистами. Для выполнения этого условия перед началом препарирования полости рекомендуется выявить точки окклюзионных контактов с помощью копировальной бумаги.

Г. Учитывая высокие адгезивные свойства современных композитов и стеклоиономерных цементов, дополнительные условия для фиксации пломбы в полости I класса, например, ретенционные подрезки, создавать не требуется.
Д. Учитывая тот факт, что композиты за счет адгезии и эластичности могут укреплять и «поддерживать» ослабленные ткани зуба, допускается оставление истонченных, ослабленных жевательных бугров с последующим укреплением их композитным материалом по специальной методике

5. Финирование краев эмали – скос значительно позволяет увеличить резистентность тканей зуба и пломбы.Наружная часть эмалевых призм у входного отверстия кариозной полости не имеет опоры, является участком менее устойчивым к жевательному давлению, отлом краев эмали по периферии пломбы ведет к нарушению кревого прилегания пломбы, развитию рецидивного кариеса.

Тактика в отношении создания скоса эмали зависит применяемого пломбировочного материала:

- амальгама - в зависимости от амальгама (1 делается, т.к. она текучая, 2 и 3 не делается (более высокая прочность)

- литые металлические вкладки – скос на толщину эмали под углом 45 гр.

- цементы – скос не делается, т.к. тонкий слой пломбировочного материала быстро разрушается под действием жевательного давления

- композиты – «разные мнения» \/Ц и Н рекомендуют делать везде, где в ходе реставрации предусматривается протравливание эмали, но линия скоса также как и граница пломбы с тканями зуба не должна проходить через точки окклюзионных контактов. Делают в участках окончания фиссур, на придесневой стенки скос не делается


Этапы препарирования кариозных полостей II класса по Блеку:


1.Раскрытие полости.
Раскрытие кариозной полости II класса можно провести различными способами:
А. Прямой доступ используется, когда имеется свободный доступ к пораженной контактной поверхности:

- при отсутствии соседнего зуба

- при возможности обработки полости через кариозную полость в соседнем зубе В этих случаях полость препарируют, не выводя ее на жевательную поверхность

- при микроинвазивном способе препарирования, когда тонкими, специально разработанными для этой цели инструментами входят непосредственно в межзубной промежуток 

Б. Окклюзионный доступ является наиболее распространенным - производится широкое иссечение тканей зуба с жевательной поверхности Применение окклюзионного доступа показано, в первую очередь, при обширных кариозных поражениях.

Недостатком окклюзионного доступа является значительная потеря тканей на окклюзионной поверхности и, в первую очередь, - маргинального (краевого) гребня. Маргинальный гребень — эмалевый валик, идущий по краю жевательной поверхности. Он направляет пищевой комок на жевательную поверхность, препятствуя проникновению пищи в межзубной промежуток и травмированию десневою края

В. Вестибулярный или язычный доступ:

- при наличии па контактной поверхности небольшой кариозной полости с локализацией в пришеечной области и при высокой клинической коронке зуба. При таких видах доступа с вестибулярной или язычной поверхности формируется горизонтальный туннель к области расположения кариозной полости. Полому иногда ли виды доступа называю «техникой горизонтального туннеля».

Г. Десневой доступ применяют при смещении зубов, обнажении их шеек, когда контактная кариозная полость становится доступной для обработки со стороны десневого края.

Д. Туннельный доступ (туннельное препарирование) является разновидностью окклюзионного доступа, при котором маргинальный гребень сохраняют. Раскрытие полости проводят с жевательной поверхности, в области треугольной ямки, отступя 2-2,5 мм от края зуба. Борами небольшого размера в тканях зуба делают туннель, направленный к контактной кариозной полости. Его называют окклюзионно-апроксимальным туннелем. Таким образом, полость раскрывают, не повреждая маргинальный гребень. Туннельное препарирование применяется при небольших кариозных поражениях, локализующихся преимущественно с области экватора или несколько ниже (между контактным пунктом и шейкой зуба). Недостатком этого метода является невозможность визуального контроля качества некрэктомии, а также достаточно большой риск вскрытия полости зуба, особенно у пациентов молодого возраста.

При окклюзионном доступе раскрытие контактной кариозной полости производят алмазными или твердосплавными борами турбинным наконечником с воздушно-водяным охлаждением. На первом этапе рекомендуется использовать шаровидный или грушевидный бор небольшого размера. Им трепанируют эмаль над кариозной полостью у основания окклюзионного ската маргинального гребня После того, как бор «проваливается» в кариозную полость, тонким фиссурным бором расширяют трепанационное отверстие, удаляя краевой гребень и нависающие над полостью участки эмали. После этого формируют дополнительную площадку на жевательной поверхности и обрабатывают фиссуру

1. Профилактическое расширение.

При препарировании кариозных полостей II класса возможны несколько подходов к выполнению этого этапа.

А. Профилактическое расширение не проводится.

При данной тактике ограничиваются препарированием полости до видимо здоровых тканей. Полость формируется ящикообразной (под амальгаму) или грушевидной формы (под композит).

Б. Профилактическое расширение полости проводится в соответствии с методом Блека («расширение ради предупреждения»).

Препарирование контактной полости в щечно-язычном направлении производится до щечного и язычного закруглений коронки, которые обычно мало восприимчивы к кариесу. При этом обязательно выключение зуба из контакта с соседним. Степень раскрытия полости в щечно-язычном направлении должна быть такой, чтобы при проведении прямой линии от промежутка между центральными резцами к язычному краю полости последний оказался бы в поле зрения врача. Это правило относится к медиальным полостям. В дистальных полостях соблюдается подобное соотношение.

Придесненая граница полости для предупреждения рецидивного кариеса должна располагаться на уровне десны. Если технически это выполнимо, придесневая стенка должна быть опущена ниже уровня десны примерно на I мм. Профилактическое расширение контактной полости сочетается с созданием дополнительной площадки на жевательной поверхности. При этом иссекаются все фиссуры, и формируется обширная окклюзионная полость ящикообразной формы в соответствии с описанными принципами.

 

В. Профилактическое расширение полости проводится в соответствии с методом профилактического пломбирования.

По сравнению с методом «профилактического расширения», степень выведения контактной полости на щечную и язычную поверхности можно уменьшить. Однако и в этом случае края полости должны достигать участков, доступных очистке при гигиене полости рта . Обязательным является правило -  боковые стенки полости не должны касаться соседнего зуба (с ним должна контактировать только пломба).

Придесневую стенку полости для предупреждения рецидива кариеса рекомендуется опускать до уровня десны (поддесневая часть зуба является иммунной зоной). Некоторые стоматологи рекомендуют располагать придесневую стенку на 1—2 мм выше уровня десны, мотивируя это тем, что пломбировать такую полость удобнее, а оставленная на придесневой стенке эмаль позволяет обеспечить более надежное краевое прилегание композитной пломбы. На данном этапе одновременно производится инвазивная обработка фиссур (фиссуротомия) в соответствии с принципами «профилактического пломбирования»

 

2. Некрэктомия.

При проведении некрэктомии в полостях II класса особое внимание следует уделять придесневой стенке. Как правило, после раскрытия полости на ней остается «венчик» деминерализованной эмали. Если указанные участки эмали не удалить, в дальнейшем это приводит к развитию рецидивного кариеса.

Этап некрэктомии в полостях II класса выполняется по общим правилам:

- удаление пораженного дентина производится экскаватором, или шаровидными борами больших размеров;
- после удаления деминерализованного дентина рекомендуется иссечь тонкий слой пограничного дентина (до 1 мм) шаровидным бором на малой скорости (если это не грозит вскрытием полости зуба);
- допускается оставление на дне полости пигментированного, но плотного, «крепитирующего» дентина;
- для определения оптимального объема дентина, подлежащего иссечению, следует использовать кариес-маркеры.














Формирование полости.

В полостях II класса пломба испытывает повышенные разнонаправленные нагрузки.

необходимо обеспечить надежную фиксацию пломбы,

максимально сохранить прочностные свойства зуба.

Если предполагается применение материалов, не обладающих адгезивными свойствами (амальгама, металлические или керамические вкладки).

Сформированная полость 2 класса должна удовлетворять ряду требований:

А. «Основная» полость должна иметь ящикообразную форму: плоская придесневая стенка, перпендикулярная направлению жевательного давления, отвесные, расходящиеся к контактной поверхности боковые стенки . Под вкладки полость формируется со стенками, слегка расходящимися также и к окклюзионной поверхности.


Б. Для обеспечения макромеханической фиксации пломбы на жевательной поверхности формируется дополнительная площадка. Чтобы обеспечить прочность и надежную фиксацию пломбы, дополнительная площадка должна иметь следующие параметры:

- глубина — примерно на 1 мм ниже эмалево-дентинной границы. При этом следует помнить, что в участках, подверженных повышенным нагрузкам, толщина слоя пломбировочного материала должна быть не меньше 2 мм. Угол между дном и стенками должен быть равен 90°;
- длина — в два раза больше длины основной полости;
- ширина — примерно одна треть расстояния между вершинами жевательных бугров;
- угол между дном основной полости и дополнительной площадки должен быть равен 90°;
- форма — дополнительная площадка должна иметь ретенционную форму (например, в виде «ласточкина хвоста») для макромеханической фиксации пломбы;
- переход между основной полостью и дополнительной площадкой (узкая часть «ласточкина хвоста») должен находиться посредине между буграми. Ширина этой части дополнительной площадки должна быть в два раза меньше ширины основной полости;
- состояние фиссур — в соответствии с методом профилактического расширения, все фиссуры иссекаются. За счет этого формируют широкую часть «ласточкина хвоста».Формы дополнительных площадок, приводимые в ряде отечественных руководств, мы считаем недостаточно обоснованными с точки зрения профилактики развития рецидивного кариеса в неотпрепарированных и не запломбированных фиссурах.

В. Если препарирование проводится в соответствии с методом биологической целесообразности, и дополнительная площадка не формируется, для улучшения фиксации пломбы необходимо сделать ретенционные пункты. Их формируют тонким фиссурным бором в виде вертикальных борозд па боковых стенках полости.

Г. Если после иссечения пораженных фиссур жевательной поверхности размер окклюзионной полости составляет более половины расстояния от середины центральной фиссуры до вершины бугра, то, для предотвращения отлома бугра, его иссекают на высоту 2 мм и перекрывают пломбировочным материалом. При МОД-полостях (медиально-окклюзионно-дистальных) иссечение бугра проводится, если ширина окклюзионного участка полости превышает 1/4 расстояния между вершинами жевательных бугров, а глубина - более 2 мм, т.е. дно полости находится в пределах дентина.

Д. Скос эмали делается в соответствии с принципами, изложенными выше.

При применении композитов и стеклоиономерных цементов препарирование полости производится в соответствии с принципами адгезивнои техники и профилактического пломбирования.

А. Основная полость формируется с учетом особенностей пространственной организации этих материалов.

Контуры полости делаются сглаженными, ей придается слегка грушевидная форма. Боковые стенки полости должны быть расположены под углом 90° к поверхности зуба. Скос эмали на этих стенках либо не делается вообще, либо ограничиваются созданием небольшого скоса, используя для этого ручные инструменты, например, эмалевые ножи.

Придесневая стенка  формируется перпендикулярно вертикальной оси зуба. Угол между придесневой стенкой и дном полости (аксиальной стенкой) должен быть прямым или острым и слегка закругленным. Формирование тупого угла ухудшает условия для фиксации пломбы. Острый и слегка закругленный угол между придесневой и аксиальной стенками делается при распространении кариозного поражения ниже уровня десны. Такой технический прием позволяет вывести границу полости на уровень десны и избежать повреждения зубодесневого прикрепления в процессе препарирования. Если на придесневой стенке имеется слой эмали, для улучшения краевого прилегания пломбы на ней делается скос. Для этого лучше использовать триммеры десневого края. Если эмали на придесневой стенке нет, скос не делается, пломбировочный материал соединяется с поверхностью дентина встык.

Б. С внедрением и совершенствованием адгезивных технологий появились рекомендации, что при пломбировании полостей II класса композитами не нужно формировать дополнительных площадок, ретенционных пунктов и т.д.

Исходя из этого, мы рекомендуем при пломбировании композитами полостей II класса дополнительную площадку формировать:

- глубина — не менее 2 мм. Углы между дном и стенками должны быть сглаженными;
- длина — в два раза больше длины основной полости;
- ширина — примерно одна треть расстояния между вершинами жевательных бугров;
- при МОД-полостях (медиально-окклюзионно-дистальных) ширина дополнительной площадки не должна превышать 1/4 расстояния между вершинами жевательных бугров;
- угол между дном основной полости и дополнительной площадки должен быть равен 90°, угол делается сглаженным, закругленным;
- форма — лучше, если дополнительная площадка будет иметь ретенционную форму, хотя допустима и прямоугольная форма;
- дополнительная площадка формируется посредине между жевательными буграми;
- в соответствии с методом профилактического пломбирования, все фиссуры, не перекрытые дополнительной площадкой, должны быть раскрыты и загерметизированы.

В. Наружные контуры пломб должны располагаться в пределах «иммунных» зон, чтобы снизить вероятность развития рецидивного кариеса и увеличить сроки их службы

Г. На жевательной поверхности края пломбы и область скоса эмали не должны попадать на участки окклюзионпого контакта с зубами-антагонистами

Д. Иногда приходится отступать от стандартного подхода к препарированию полости. Например, при широком распространении кариозного процесса может образоваться резко подрытый бугор или сильно истонченная боковая стенка. В этом случае они либо иссекаются на высоту 2 мм, либо укрепляются композитным материалом по специальной методике. Особенно показано сошлифовыванис жевательных бугров при МОД-полостях в депульпированных зубах

 

 


5.Финирование краев эмали

Эта операция выполняется и соответствии с описанными выше правилами и технологиями. Необходимо лишь отметить, что финишную обработку придесневой стенки полости более удобно и безопасно проводить ручными инструментами — триммерами десневого края, которые снижают риск повреждения десны и эмали соседнего зуба.

 


















Дата: 2019-03-05, просмотров: 145.