Содержательно-логические связи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

 

 
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой  терапевтической стоматологии   Петрова Т.Г..____________________                                                      (подпись)  «___» _________________20__ г.  

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Практическое занятие № _7__

Тема 7. Препарирование кариозных полостей 1, 2-го классов. Особенности вы полнения всех этапов препарирования. Контактный пункт, виды, значение. Герметизация фиссур. Применение вкладок в полостях 1 и 2-го классов.

 

Дисциплина: З.Б.18.1 Пропедевтика

 

Направление подготовки: 060201 Стоматология

 

Профиль подготовки С.3 Профессиональный цикл Стоматология

 

Квалификация: дипломированный специалист

 

Форма обучения: очная

                                                  

 

Курс _________2___

Регистрационный №______

                                                                                                                                       

Экземпляр №______

 


 


      Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «__» __________2010 г. № _____.

 

      Методические указания разработал (и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Попова Л.Г. ассистент К.м.н. терапевтической стоматологии
       

 

     Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
       
       

 

   Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры _____________________________________________________________________________________
Протокол №____ от «___» _________________20__ г.

Зав. кафедрой ________________________________

 

  Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии _____________________________________________________________________________________

Протокол №_____ от «___» ________________20__ г.

Председатель ЦМК____________________________ 




Введение

Актуальность темы: Препарирование кариозных полостей 1, 2-го классов. Особенности выполнения всех этапов препарирования. Контактный пункт, виды, значение. Герметизация фиссур. Применение вкладок в полостях 1 и 2-го классов. Знание этих разделов пропедевтики, особенностей препарирования в зависимости от класса кариозной полости позволяет создать резистентную и ретенционную полость, т.е. полость устойчивую к действию жевательной нагрузки и с оптимальными условиями для фиксации пломбировочного материала.

 

Междисциплинарные связи:

Коды циклов,

дисциплин, практик (по РУП)

Название

Циклов,

Разделов,

дисциплин, практик

Краткое содержание (через основные

Дидактические единицы)

Содержательно-логические связи.

Коды учебных дисциплин. практик (и их разделы)

Коды

Формируемых компетенций

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / практики (входы) которые обеспечивает содержание данной учебной дисциплины / практики (выходы)

1 2 3 4 5 6

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

3.Б.18.3 Базовая часть Пропедевтика способность к проведению стоматологических профессиональных процедур 1.Б.1 Педагогика и психология

3.Б.18.3 Пропедевтика 1.Б.4 История медицины ПК -36

3.Б.18.3 Пропедевтика 1.Б.8 Латинский язык

 3.Б.18.3 Пропедевтика 1.Б.3 Правоведение ПК -36

 

Математический и естественно научный цикл

Базовая часть

3.Б.18.3

Пропедевтика

Физика, математика 2.Б.1 ПК -36 Профессиональный цикл

Базовая часть

3.Б.18 Стоматология

3.Б.18.3 Пропедевтика 2.Б.6.1Анатомия головы и шеи 3.Б.18.2 Материаловедение 3.Б.18.4 Кариесология и заболевания твердых тканей зубов 3.Б.18.5 Эндодонтия 3.Б.18.6 Пародонтология 3.Б.18.16 Клиническая стоматология 3.Б.20 Детская стоматология ОК-1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-18 -

   

Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

 

№ п/п Содержание Форма контроля
2.1. Повторить: - анатомия зубов - классификацию  кариозных полостей, - инструменты для препарирования твердых тканей зубов Самоконтроль
2.2. Изучить материал лекции № __2_ Тема Препарирование кариозных полостей Самоконтроль
2.3. Прочитать учебник: Пропедевтическая стоматология: учеб. для мед. вузов / ред. Э. А. Базикян. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. стр. 337-342 Самоконтроль
2.4. Изучить дополнительную литературу: Максимовский Ю. М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: атлас: учеб. пособие для студентов / Ю. М. Максимовский. - М. : Медицина, 2005. стр. 156-158 Самоконтроль
2.5. Быть готовым ответить на следующие контрольные вопросы: 1.Особенности препарирования кариозной полости 1-го класса. 2.Особенности препарирования кариозной полости 2-го класса.  3.Контактный пункт, виды, значение. Функции контактного пункта. Составные части межзубного промежутка. 4.Обработка эмалевого края полости, подверженной действию жевательного давления. 5.Герметизация фиссур. Формы фиссур, требующие герметизации. Техника неинвазивной и инвазивной герметизации. 6.Применение вкладок в полостях 1и 2-го классов. Особенности препарирования кариозной полости под вкладку. Самоконтроль

Требования к форме одежды, оснащению рабочего места.

Внешний вид студента на занятии должен соответствовать требованию: халат, шапочка и сменная обувь. Оснащение рабочего места обучаемого: стоматологический муляж , стоматологический лоток, стоматологическое зеркало, зондо угловой, шпатель, штопфер-гладилка, набор боров для препарирования кариозных полостей.

Формирование полости.

В полостях II класса пломба испытывает повышенные разнонаправленные нагрузки.

необходимо обеспечить надежную фиксацию пломбы,

максимально сохранить прочностные свойства зуба.

Если предполагается применение материалов, не обладающих адгезивными свойствами (амальгама, металлические или керамические вкладки).

Сформированная полость 2 класса должна удовлетворять ряду требований:

А. «Основная» полость должна иметь ящикообразную форму: плоская придесневая стенка, перпендикулярная направлению жевательного давления, отвесные, расходящиеся к контактной поверхности боковые стенки . Под вкладки полость формируется со стенками, слегка расходящимися также и к окклюзионной поверхности.


Б. Для обеспечения макромеханической фиксации пломбы на жевательной поверхности формируется дополнительная площадка. Чтобы обеспечить прочность и надежную фиксацию пломбы, дополнительная площадка должна иметь следующие параметры:

- глубина — примерно на 1 мм ниже эмалево-дентинной границы. При этом следует помнить, что в участках, подверженных повышенным нагрузкам, толщина слоя пломбировочного материала должна быть не меньше 2 мм. Угол между дном и стенками должен быть равен 90°;
- длина — в два раза больше длины основной полости;
- ширина — примерно одна треть расстояния между вершинами жевательных бугров;
- угол между дном основной полости и дополнительной площадки должен быть равен 90°;
- форма — дополнительная площадка должна иметь ретенционную форму (например, в виде «ласточкина хвоста») для макромеханической фиксации пломбы;
- переход между основной полостью и дополнительной площадкой (узкая часть «ласточкина хвоста») должен находиться посредине между буграми. Ширина этой части дополнительной площадки должна быть в два раза меньше ширины основной полости;
- состояние фиссур — в соответствии с методом профилактического расширения, все фиссуры иссекаются. За счет этого формируют широкую часть «ласточкина хвоста».Формы дополнительных площадок, приводимые в ряде отечественных руководств, мы считаем недостаточно обоснованными с точки зрения профилактики развития рецидивного кариеса в неотпрепарированных и не запломбированных фиссурах.

В. Если препарирование проводится в соответствии с методом биологической целесообразности, и дополнительная площадка не формируется, для улучшения фиксации пломбы необходимо сделать ретенционные пункты. Их формируют тонким фиссурным бором в виде вертикальных борозд па боковых стенках полости.

Г. Если после иссечения пораженных фиссур жевательной поверхности размер окклюзионной полости составляет более половины расстояния от середины центральной фиссуры до вершины бугра, то, для предотвращения отлома бугра, его иссекают на высоту 2 мм и перекрывают пломбировочным материалом. При МОД-полостях (медиально-окклюзионно-дистальных) иссечение бугра проводится, если ширина окклюзионного участка полости превышает 1/4 расстояния между вершинами жевательных бугров, а глубина - более 2 мм, т.е. дно полости находится в пределах дентина.

Д. Скос эмали делается в соответствии с принципами, изложенными выше.

При применении композитов и стеклоиономерных цементов препарирование полости производится в соответствии с принципами адгезивнои техники и профилактического пломбирования.

А. Основная полость формируется с учетом особенностей пространственной организации этих материалов.

Контуры полости делаются сглаженными, ей придается слегка грушевидная форма. Боковые стенки полости должны быть расположены под углом 90° к поверхности зуба. Скос эмали на этих стенках либо не делается вообще, либо ограничиваются созданием небольшого скоса, используя для этого ручные инструменты, например, эмалевые ножи.

Придесневая стенка  формируется перпендикулярно вертикальной оси зуба. Угол между придесневой стенкой и дном полости (аксиальной стенкой) должен быть прямым или острым и слегка закругленным. Формирование тупого угла ухудшает условия для фиксации пломбы. Острый и слегка закругленный угол между придесневой и аксиальной стенками делается при распространении кариозного поражения ниже уровня десны. Такой технический прием позволяет вывести границу полости на уровень десны и избежать повреждения зубодесневого прикрепления в процессе препарирования. Если на придесневой стенке имеется слой эмали, для улучшения краевого прилегания пломбы на ней делается скос. Для этого лучше использовать триммеры десневого края. Если эмали на придесневой стенке нет, скос не делается, пломбировочный материал соединяется с поверхностью дентина встык.

Б. С внедрением и совершенствованием адгезивных технологий появились рекомендации, что при пломбировании полостей II класса композитами не нужно формировать дополнительных площадок, ретенционных пунктов и т.д.

Исходя из этого, мы рекомендуем при пломбировании композитами полостей II класса дополнительную площадку формировать:

- глубина — не менее 2 мм. Углы между дном и стенками должны быть сглаженными;
- длина — в два раза больше длины основной полости;
- ширина — примерно одна треть расстояния между вершинами жевательных бугров;
- при МОД-полостях (медиально-окклюзионно-дистальных) ширина дополнительной площадки не должна превышать 1/4 расстояния между вершинами жевательных бугров;
- угол между дном основной полости и дополнительной площадки должен быть равен 90°, угол делается сглаженным, закругленным;
- форма — лучше, если дополнительная площадка будет иметь ретенционную форму, хотя допустима и прямоугольная форма;
- дополнительная площадка формируется посредине между жевательными буграми;
- в соответствии с методом профилактического пломбирования, все фиссуры, не перекрытые дополнительной площадкой, должны быть раскрыты и загерметизированы.

В. Наружные контуры пломб должны располагаться в пределах «иммунных» зон, чтобы снизить вероятность развития рецидивного кариеса и увеличить сроки их службы

Г. На жевательной поверхности края пломбы и область скоса эмали не должны попадать на участки окклюзионпого контакта с зубами-антагонистами

Д. Иногда приходится отступать от стандартного подхода к препарированию полости. Например, при широком распространении кариозного процесса может образоваться резко подрытый бугор или сильно истонченная боковая стенка. В этом случае они либо иссекаются на высоту 2 мм, либо укрепляются композитным материалом по специальной методике. Особенно показано сошлифовыванис жевательных бугров при МОД-полостях в депульпированных зубах

 

 


5.Финирование краев эмали

Эта операция выполняется и соответствии с описанными выше правилами и технологиями. Необходимо лишь отметить, что финишную обработку придесневой стенки полости более удобно и безопасно проводить ручными инструментами — триммерами десневого края, которые снижают риск повреждения десны и эмали соседнего зуба.

 


















Виды вкладок:

- инлей – вид вкладки, при котором дефекты, расположенны на окклюзионных, контактных поверхностях, а вершины бугров коронковой части сохранены,

- онлей – вид вкладки, при которой дефекты, расположенны на окклюзионных, контактных поверхностях, отсутствуют один или несколько бугров,

- оверлей – вид вкладки, при которой дефекты, расположенны на окклюзионных, контактных поверхностях отсутствуют все бугры, но боковые стенки сохранены,

- пинлей – вид вкладки, имеющий парапульпарный штифт для

дополнительной фиксации

Особенности препарирвоания:

- полость должна быть ящикообразной формы

 

-

Тестовые задания входного контроля:

1. Установите соответствие:

Расположение кариозной полости                                 Класс по Блэку

1. на дистальной поверхности 26 зуба     а) 1 класс
2. в слепой ямке 11 зуба                                                                                                                                    б) 2 класс
3. на медиальной поверхности 32 зуба                             без нарушения угла коронки в) 3 класс  
4. на медиальной поверхности 33 зуба с нарушением угла коронки г) 4 класс
  д) 5 класс

                                                  

2. Установите соответствие:

Цветовое кодирование зернистости алмазных боров

(по ISO)                                                                           Назначение боров

1. зеленый                                                                а) универсальные
2. отсутствует б) для финирования тканей зуба
3. красный в) для шлифования пломб из композита
4. желтый г) для окончательного полирования                                                                                    пломб из композита
5. белый д) для быстрого удаления тканей зуба

  

3. Основной принцип формирования кариозных полостей по Блэку, присущий всем классам кариозных полостей:

а) создание дополнительных площадок

б) иссечение нависающих краев полости

в) превентивное расширение полости

г) создание ящикообразной полости

д) полное иссечение некротизированного дентина                                              

4. Принцип «биологической целесообразности» – это препарирование:

а) до иммунных зон

б) до здоровых тканей

5. Резистентная форма полости при препарировании создается для:

а) обеспечения устойчивости оставшихся тканей к жевательной нагрузке

б) предотвращения смещения, опрокидывания пломбы

Темы УИРС.

 

1.Выбор тактики препарирования кариозной полости 1-го класса с учетом кариес резистентности и свойств пломбировочных материалов.

2. Выбор тактики препарирования кариозной полости 2-го класса с учетом кариес резистентности и свойств пломбировочных материалов

3. Варианты тактики препарирования кариозных полостей. «Метод биологической целесообразности». Метод «профилактического расширения». Метод микропрепарирования.

4.Минимально инвазивная терапия- коцепция, цель,принципы.

5. Атравматичное восстановительное лечение кариеса.

 

ü Формы отработки практического занятия.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку на теоретической либо практической части занятия, отрабатывает тему занятия устно и практические навыки во время индивидуальной отработки преподавателя. Студент, пропустивший практическое занятие, также отрабатывает теоретическую и практическую части занятия во время индивидуальной отработки у преподавателя, предварительно написав реферат по теме пропущенного занятия.

 

Список литературы:

 

Основная литература

1. Пропедевтическая стоматология. Под редакцией профессора Э.А. Базикяна –

Учебник для медицинских ВУЗов – М. «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

2. Пропедевтическая стоматология. – М.М. Пожарицкая, Т.Г.Симакова.

– М. «Медицина». – 2004. – 304с.

Дополнительная литература

1. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: Учебное пособие /И.Я.Поюровская.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 192с.

2. Базикян Э.А. Стоматологический инструментарий: Цветной атлас. /Э.А.Базикян. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 168с.

 

. Периодические издания

№№ Наименование Краткая характеристика
1 Стоматология Журнал выходит 6 раз в год. В журнале публикуются результаты оригинальных исследований, обзорные и общетеоретические статьи по стоматологии.

 

 

Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных).

№№ Наименование ресурса Краткая характеристика
1 Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/defaultx.asp Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций.
2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/ Обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов, к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Система создана по заказу Федерального агентства по образованию.
3 Правовая система «Консультант Плюс» Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правое обеспечение, статьи.ентовС

 

 

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

 

 
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой  терапевтической стоматологии   Петрова Т.Г..____________________                                                      (подпись)  «___» _________________20__ г.  

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Практическое занятие № _7__

Тема 7. Препарирование кариозных полостей 1, 2-го классов. Особенности вы полнения всех этапов препарирования. Контактный пункт, виды, значение. Герметизация фиссур. Применение вкладок в полостях 1 и 2-го классов.

 

Дисциплина: З.Б.18.1 Пропедевтика

 

Направление подготовки: 060201 Стоматология

 

Профиль подготовки С.3 Профессиональный цикл Стоматология

 

Квалификация: дипломированный специалист

 

Форма обучения: очная

                                                  

 

Курс _________2___

Регистрационный №______

                                                                                                                                       

Экземпляр №______

 


 


      Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «__» __________2010 г. № _____.

 

      Методические указания разработал (и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Попова Л.Г. ассистент К.м.н. терапевтической стоматологии
       

 

     Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
       
       

 

   Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры _____________________________________________________________________________________
Протокол №____ от «___» _________________20__ г.

Зав. кафедрой ________________________________

 

  Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии _____________________________________________________________________________________

Протокол №_____ от «___» ________________20__ г.

Председатель ЦМК____________________________ 




Введение

Актуальность темы: Препарирование кариозных полостей 1, 2-го классов. Особенности выполнения всех этапов препарирования. Контактный пункт, виды, значение. Герметизация фиссур. Применение вкладок в полостях 1 и 2-го классов. Знание этих разделов пропедевтики, особенностей препарирования в зависимости от класса кариозной полости позволяет создать резистентную и ретенционную полость, т.е. полость устойчивую к действию жевательной нагрузки и с оптимальными условиями для фиксации пломбировочного материала.

 

Междисциплинарные связи:

Коды циклов,

дисциплин, практик (по РУП)

Название

Циклов,

Разделов,

дисциплин, практик

Краткое содержание (через основные

Дидактические единицы)

Содержательно-логические связи.

Коды учебных дисциплин. практик (и их разделы)

Коды

Формируемых компетенций

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / практики (входы) которые обеспечивает содержание данной учебной дисциплины / практики (выходы)

1 2 3 4 5 6



Дата: 2019-03-05, просмотров: 157.