Классификация методов по характеру познавательной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация методов по способу организации исследования

Комплексные исследовательские приемы раскрывают структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

Метод экспертных оценок - получение прогностической информации на основе выявления и обработки мыслей группы экспертов.

Метод комиссии состоит в том, что на базе совокупности личных мыслей экспертов избираются наиболее объективные и обоснованные;

Метод «мозгового штурма» - творческая генерация новых идей (группа экспертов), их анализ, оценка (группа аналитиков) и выбор наиболее рациональных.

Метод эвристического прогнозирования отличается четким теоретическим обоснованием, выяснением компетентности экспертов и алгоритмом обработки полученной информации.

Метод обобщения независимых характеристик, их анализ и синтез, в ходе которых отбрасывается все несущественное.

Методы качественной обработки эмпирических данных - разные приемы классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.

Методы количественной обработки выражают в числовых характеристиках разные стороны явлений и связь между ними.

Эмпирические методы исследования - способы получения научных фактов во время наблюдения, диагностирования, эксперимента, праксиметрических  способов т др.

Теоретические исследовательские приемы выявляют связи зависимости между явлениями, которые изучаются.

Прогностические методы - система правил, требований, которые направляют познавательную деятельность исследователя на установление объективной истины.

Метод информационный разрешает быстро и эффективно получать информацию из монографических изданий, статей, разных научных источников относительно избранной проблематики.

Метод морфологического анализа - распределение проблематики на составные, каждая из которых имеет несколько вариантов решений, а результат есть совокупностью всех возможных вариантов решений.

1.3.1. Теоретические методы научного исследования

(схема)


 

 

Продолжение таблицы

 

 

Термин дедукция (от лат. deductio) - в широком понимании представляет собой форму мышления, когда новая мысль выводится логическим путем, с соблюдением правил логики. Впервые теория дедукции была разработана еще Аристотелем и с течением времени приобрела усовершенствование с развитием логики как науки. Дедуктивные суждения истинные в том случае, когда все его составные - истинные. В отличие от индукции в дедуктивном суждении невозможно получить неверный вывод, имея истинные ссылки.

С помощью метода дедукции расширяются возможности собственно умственного процесса, в котором можно выделить два основных уровня:

- на первому уровне доказательство  рассматривается как суждение, с помощью которого истинность одного устанавливается на основе истинности другого;

- на втором уровне - доказательство имеет форму, которая поддается описанию, благодаря чему становится понятным анализ доказательства, выявление его структуры, использованных в нем правил вывода, запись в логической форме, то есть его формализация.

В научно-исследовательской практике применяют содержательное доказательство, представленное в виде обычных логических конструкций, уровень научности которых отвечает потенциалу молодого исследователя.

Индукция (от лат. inductio) - форма научного познания, логика которого разворачивается от конкретного к общему. То есть, общее положение выводится логическим путем из единичных суждений. При индуктивном исследовательском приеме для получения общих знаний о том или другом классе предметов необходимо выучить отдельные составляющие этого класса и обнаружить в них важные признаки, присущие этому классу предметов.

Абстрагирование - метод научного познания, которое состоит в мысленном выделении конкретных признаков и свойств объекта (предмета). Благодаря абстрагированию возможным становится выделение общих или наиболее важных признаков и свойств исследуемого явления.

Моделирование - метод научного познания, сущность которого состоит в исследовании модели объекта познания на основе отвлеченно-логического мышления по принципам наглядности, объективности.

Под моделью понимают объект, который заменяет собою оригинал в процессе исследования, результаты которого распространяют на оригинал.

Моделирование является важным методом научного изучения, которое разрешает ускорить процесс исследования и этим сократить срок внедрения новых результатов.

Среди методов научного исследования выделяется аргументация - сугубо логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обусловлена истина суждения того, что стремимся доказать. Аргументация достигнет цели лишь в случае, когда исследователь будет придерживаться правил доказательства и, в частности, построения тезиса:

- тезис формулируется четко и правильно, при этом не допустимой есть двоякость мысли;

- тезис должен оставаться неизменным, то есть доказывается одно и одно и то же положение; в случае если это правило не выполняется, то мысль не будет доказана.

Таким образом, в течение всего процесса нельзя отступать от первоначального формулирования тезиса.

Иногда случаются ошибки, среди которых:

- выдвижение  другого тезиса, связанного с первым, но что по сути является выдвижением нового положения;

- замена основного тезиса подобным, но по сути другим;

- частичное видоизменение основного тезиса или устранение определенных его составляющих , что делает его недоказательным.

 

Убедительность аргументации должна отвечать таким требованиям:

- аргументы - лишь те положения, истинность которых доказана и выполняет роль фундамента, на котором строится вся доказательность;

- аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, который выдвигается , то есть автономно, в другом случае сам аргумент требует доведения;

- аргументы не могут сами себе противоречить, поэтому должны быть самодостаточными.

Для аргументации характерным есть доказательность и убежденность. Доказательство - это обоснования истинности любого тезиса, достоверность которого доказана. Любое доказательство есть аргументированным, но не любая аргументация является доказательством. Таким образом, аргументация - это недоказанное доказательство, цель которого высказать собственную точку зрения на проблему. По структуре аргументация и доказательство идентичны, поскольку схема их построения одна и та же.

Различие состоит лишь в степени доказательности, поскольку доказательство - доведения истинности суждения. Новый результат может быть признан лишь при условиях его доказанности. В широком понимании под термином «доказательство» понимают любой способ, который разрешает доказать истинность суждения, поэтому задачей его есть исчерпывающая обоснованность истинности тезиса.

Таким образом, доказательство - это логический процесс, который разрешает установить истинность суждения и включает такие составляющие:

- тезис (суждения, истинность которого необходимо доказать);

- аргументы;

- демонстрация (способ доведения).

Тезис (грец. tesis) - положение, истинность или ошибочность которого доказывается. В качестве тезиса может выступать общее положение (обобщения) или высказывания.

Аргументы (основания) - исходные теоретические положения или фактические данные, истинность которых установленна раньше и есть бесспорной. В состав аргументов могут входить:

- факты;

- определения;

- аксиомы и т.п..

Демонстрация - способ доказательства (последовательность умозаключений), что представляет собой последовательность аргументов ради подтверждения или опровержения тезиса. Нарушения законов логического мышления приводит к досадным ошибкам, среди которых известнейшими есть софизмы - фальсификация и сознательная дезинформация с целью доведения ошибочного тезиса.

Софизмы (грец. soficya – хитрая выдумка) - это неверное, ошибочное доказательство, которое выдается за правильное, основанное на внешней похожести явлений, замене понятий, сознательно неверным выбором исходных положений. Сам термин происходит от имени мудреца Давней Греции, который выдумывал упражнения для тренировки умственных способностей своих учеников (от чего они и стали называться софизмами), цель которых состояла в сознательном нарушении законов и правил логики. Со временем в Давней Греции возникла софистика - искусство умозаключений, в основу которых положена подмена одних понятий другими, доказательство «истинности» ошибочной мысли, своеобразная языковая «виртуозность», игра словами, оторванная от содержания понятия. Как следствие, софистами звали тех, кто отстаивает свои «убеждения» даже непозволительным способом, приемами, не проникаясь их истинностью.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.