- наблюдение;
- эксперимент;
- описание;
- статистика и т.п..
Для теоретического уровня исследования используются методы анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии и др.
Таким образом, исследователь должен избрать среди разнообразия методов современной науки именно такие соответствующие исследовательские приемы или их совокупность, которые наиболее полно и эффективно разрешат решить поставленную задачу.
Следует различать такие понятия:
- «научный метод»;
- «метод науки».
Требования к научному методу:
- детерминированность метода, то есть обусловленность закономерностями как объекта, так и познавательной деятельности;
- заданность метода целью исследования, то есть соответствие всех компонентов метода целям исследования;
- результативность и надежность метода, то есть наличие результата с высокой степенью достоверности;
- эффективность как условие достижения цели с минимальными усилиями и максимальным результатом;
- экономичность как возможность достижения конкретных результатов без внедрения дополнительных усилий;
- доступность в понимании и применении.
Наука имеет большое количество разнообразных методов, в частности обще-научных, теоретических, экспериментальных, конкретных, которые входят в систему научной деятельности и в совокупности образовывают класс научных методов, их единство и взаимосвязь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для эффективности в научном исследовании есть смысл использовать не один метод, а комплекс методов.
Разновидности методов научного познания условно разделяют на такие уровни:
- эмпирический (наблюдения, сравнения, измерения, анкетирования, собеседование, тест и т.п.);
- экспериментально-теоретический (эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирования, гипотетический, исторический, логический, абстрагирования, идеализация, аксиоматика, обобщения и др.);
- метатеоретический (диалектический метод, метод системного анализа).
Метод науки - организация познавательного процесса в структуре научной и познавательной деятельности, которая предусматривает конкретный научный поиск: формулирования проблемы, построение гипотезы, эмпирическая, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, выводы и прогноз дальнейших разработок.
Методологические знания в содержании высшего образования выполняют следующие функции:
- мировоззренческую;
- познавательную (или исследовательскую);
- рефлексивную.
Средства внедрения методологических элементов в процесс обучения зависят от учебного предмет а и его содержательного наполнения.
Среди способов формирования методов обучения, которые отвечают конкретно-научному уровню методологии, следует выделить:
- объяснительно-иллюстративный метод с использованием дедуктивных и индуктивных способов, аналитической и синтетической схем, аналогий;
- репродуктивный метод восприятия информации, запоминания по ассоциации путем заучивания, повторения, воспроизведения учебного материала;
- проблемно-поисковый метод с постановкой проблемных вопросов (создания проблемных ситуаций), высказыванием предположений о причинах явлений, о связи между разными понятиями, доказательств на уровне сравнений, логических суждений и формулирование новых выводов, обобщений.
Сформированность методологической подготовки и способность к овладению научным поиском имеет такие критерии оценки:
- качество знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, обобщенность, конкретность, четкость);
- действующие мотивы (стойкие познавательные интересы, установки);
- привычки самостоятельного овладения знаниями и умениями в разных формах самообразования (слушания, наблюдения, эксперимента и др.);
- умение самоорганизации познавательной деятельности (саморегуляция, самоконтроль);
- умение выполнять операции умственной деятельности, в частности анализировать, сравнивать, выделять существенное, синтезировать, доказывать (устанавливать) причинно-следственные связи, проявлять способность к обобщению, доказательства, построения гипотезы и др.;
- полнота самооценки и критической оценки.
Системно-структурный исследовательский прием получил общенаучное значение и включает в себя:
- рассмотрение любых объектов как сложных образований, которые имеют
определенную структуру и являются компонентами более общих систем;
- познание структуры объекта;
- выявление законов структурных отношений и внешних связей, их формулирование не только в качественном, а и в количественном виде.
Знания методологии в научном поиске разрешит привести в порядок полученные результаты, раскрыть возможности поиска для решения проблемы, развить способность к ведению дискуссий и сформировать интеллектуальные способности личности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 296.