1.1. Наука как система знаний
Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:
- в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;
- в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.
Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.
Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Наука выполняет в обществе такие функции:
- социальной памяти как « накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох;
- гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;
- нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;
- коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;
- аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
- креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
- воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.