Категориальный аппарат научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Наука как система знаний

Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

- в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;

- в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.

Наука выполняет в обществе такие функции:

- социальной памяти как « накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох;

- гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;

- нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;

- коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;

- аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;

- креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;

- воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.

 

Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.

 

Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:

 

 

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.