Учение о личности и ее связи с обществом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Животное рождается с богатым набором инстинктов, и оно генетически приурочено к видовым поведенческим амплуа. Иначе обстоит дело с человеком. Все люди в последние 40 тысяч лет относятся к одному и тому же биологическому виду Homo Sapiens. Но никому пока не удавалось отыскать врожденное “поведенческое амплуа” этого вида. Его нет. Человек гораздо сложнее. Генетические программы, программирующие поведение животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык,показипример. Место генетических инструкций занимают нормы, место наследственности в строгом смысле этого слова – преемственность.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что сущность человека находится не внутри его организма, а вне его, в общественных отношениях. Эту очевидную сейчас истину философы долго не могли открыть, и удалось это только К.Марксу в 40-х годах XIX века. Он указал, что “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. (Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.3, стр.3).

После этих предварительных замечаний можно дать определение человека и его личности.

Человек – это разумное общественное существо, способное производить орудия труда.

Личность – это всякий человек, включенный в социальные связи и отношения, способный выполнять общественные функции и нести сознательную ответственность за свои действия.

Человек – биосоциальное существо, а личность социальна. В человеке можно выделить биологическую, психологическую и социальную структуру. И психологическая и социальная структура личности определяются, прежде всего, обществом, общественным бытием и, в основном, общественным сознанием.

Изучение личности органически связано с выяснением ее структуры. А это предполагает рассмотрение, во-первых, положения личности в системе общественных отношений, во-вторых, совокупности выполняемых в обществе социальных ролей, в-третьих, социальной направленности личности как важнейшего компонента духовного мира личности.

Различные сочетания этих компонентов дают определенный тип личности.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающих принадлежность индивида к социальной группе.

Для каждого общества характерно многообразие типов личности, отражающих сложность и многоплановость социальных условий. Можно выделить наиболее известные: - национальный тип; - социально-классовый тип; - социально-професиональный.

Причем, степень, яркость выражения социально-типичных черт у различных людей может быть различной, определяя зрелость личности.

Связь личности и общества носит устойчивый, закономерный характер. Это проявляется, во-первых, во взаимном влиянии общества на личность и наоборот. Человек не рождается личностью. Он ею становится, усваивая совокупность материальных и духовных ценностей. Общество в конечном итоге определяет и совокупность социальных ролей, на которые может претендовать индивид.

Однако, личность – это не только продукт общества, но его творец, субъект истории. От чего зависит влияние личности на общество?

От ее места (выполняемой роли) в обществе, от социальной направленности и активности, от жизненного, профессионального опыта, от ее морального облика, личной культуры и т.д.

Во-вторых, взаимосвязь общества и личности проявляется во влиянии на формирование личности системы жизнедеятельности человека. Чем активнее, многограннее жизнедеятельность человека, тем больше создается условий для всестороннего развития личности.

В-третьих, связь общества и личности проявляется во взаимовлиянии потребителей и интересов общества и личности.

Потребность – это объективно обусловленная нужда человека во взаимодействии с социальной средой, которое дает ему материальные и духовные ценности.

Интерес же – это субъективное выражение потребности. Их соотношение по-разному оцениваются разными авторами. Одни считают, что потребности и интересы общества всегда неприемлемы, другие, – что человек может и должен поступиться личными интересами во имя общественного блага.

 Более правильное решение лежит где-то посередине, а именно – в гармоническом сочетании интересов и потребителей общества и личности. В этой гармонии и происходит становление личности, ее социализация как выражение отношений человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Итогом социализации следует считать не просто человека, а человека-гражданина, искренне радеющего о процветании Отечества, свободного в суждениях и поступках.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое природа? Какие точки зрения на взаимодействие общества и природы вы знаете?

2.Назовите современные экологические проблемы.

3.Какие точки зрения на происхождение человека вы знаете?

4.Назовите социальные и биологические предпосылки происхождения человека.

5.В чем на ваш взгляд смысл жизни человека?

6.Что такое человечество? Есть ли предпосылки его единства?

7.Назовите основные этапы социализации человека.

8.Что такое личность? Какова ее структура?

9.Назовите основные типы личности

10.Чем определяется роль личности в обществе, в истории?

11.Как на ваш взгляд связаны личность и общество?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.