Сознание как идеальное отражение действительности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В истории философии взглядов на сознание и его отношение к материи было несколько подходов.

1. Идеалисты утверждали, что сознание более широкое понятие, чем материя, и оно порождает материю. “Пределы моего “Я” - утверждал Мах, - могут быть расширены до такой степени, что оно, в конце концов, включает в себя весь мир”.

2. Дуалисты Кант и Декарт рассматривали материю и сознание как два равнозначных понятия.

3. Вульгарный материализм утверждал, что сознание материально.

4. Диалектический материализм диалектически переработал все эти положения и пришел к выводу, что сознание не существует само по себе, наравне с материей, до нее и независимо от нее. Сознание является особым свойством высокоорганизованной материи, сознание нельзя абсолютно противопоставлять материи.

В то же время сознание возникает не случайно. Материя приходит к развитию мыслящих существ в силу своей природы. Сознание, следовательно, является необходимым свойством высокоорганизованной материи. Оно возникает в процессе развития человеческих индивидов при наличии благоприятных социальных основ и биологических предпосылок, то есть сознание возникает с необходимостью на определенном этапе человеческой истории и возникновение сознания заложено уже в природе самой материи. Каким это образом? Через наличие у материи такого фундаментального свойства, которое позволит на определенной ступени развития сформировать сгусток высокоорганизованной материи, функцией которого и выступает сознание.

Таким общим свойством материи, лежащим в основе сознания, является свойство отражения. Отражение – это объективно присущее материи свойство, выражающееся в способности материальных объектов реагировать друг на друга в процессе взаимодействия. Отражение присуще всем формам движения материи и специфически проявляется в каждой из форм /отражение света от зеркальной поверхности, отскок мяча от пола, химические реакции – все это формы отражения в неживой природе/. Это так называемые допсихические формы отражения.

Биологическое отражение возникает на уровне живой природы /процессы, протекающие в клетках, раздражимость/. Высшей формой отражения в живой природе является психическое отражение. Психическое отражение существует в виде ощущений, восприятий, представлений, безусловных и условных рефлексов, возбуждения и торможения и т.д.

Отражение как свойство материи проявляется тем сильнее, чем сложнее форма движения. Например, раздражимость присуща низшим живым организмам. У позвоночных уже есть возбуждение и торможение, безусловные и условные рефлексы. Высшие животные: обезьяны, собаки уже обладают предметным мышлением. Но от предметного мышления до понятийного мышления дистанция огромного размера. Сознание как понятийное мышление свойственно только человеку. Оно формируется только в условиях коллективной трудовой деятельности рода человеческого при благоприятных биологических предпосылках, каковыми являются развитая условно-рефлекторная деятельность и соответствующая структура головного мозга. Исходя из сказанного, можно дать краткое определение сознания.

Сознание – это функция особым образом организованной материи человеческого мозга, заключающаяся в идеальном отражении объективного мира на уровне абстрактного мышления.

Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Животные не имеют сознания. Они не способны отражать действительность в логических образах, а только в конкретно-чувственных образах.Но это касается животных, живущих в естественной среде обитания. А если они будут жить рядом с людьми?

Учёные не оставляли попыток сформировать у наиболее развитых видов животных элементы сознания. Так, американские психологи супруги Гарднеры воспитывали молодую самку шимпанзе по кличке Уошо. Ход их рассуждений был следующий. В человеческом обществе социальное, интеллектуальное и языковое, речевое развитие ребёнка теснейшим образом сявзаны между собой. Поэтому учёные решили создать для шимпанзе такие условия существования, которые немногим бы отличались от условий жизни маленьких детей. Цель, которую они ставили перед собой – стереть разницу между развитием ребёнка и развитием шимпанзе. Эта цель находится в полном соответствии с направлением психологии, к которому они примыкали, с бихевиоризмом, или поведенческой психологией.

Для психологов – бизевиористов язык и разум человека – это не орудие активного вмешательства человека в мир, а всего лишь средство приспособления к миру, к окружающей среде. Поэтому понятна их логика: создадим шимпанзе такую же окружающую среду, как человеку, и он должен, в меру своих биологических возможностей, рассуждать и общаться, как человек. Три года супруги обучали Уошо жестовому языку глухонемых. И добились значительных результатов. Уошо стала пользоваться в общении с Гарднерами 132 знаками – словами и понимать ещё несколько сот знаков. Как они этого добились?

Обезьяну различными способами заставляли связывать представление о том или ином предмете, о его качествах с действиями, выраженными в жестовых знаках. Что значит связывать? Ну, например, Уошо показывают шляпу, и она делает руками знак «шляпа». Но это только первый этап обучения. Замечательно другое – а именно споосбы использования Уошо уже заученных ею знаков. Оказывается, усвоив один раз знак, обезьяна начинает расширять его значение, пользуясь данным знаком в ситуациях, всё мене сходных с первоначальной.

Но самый эффектный момент наступил, когда Уошо стала употреблять сочетание знаков. Например, чтобы получить лакомство из холодильника, Уошо подходила к нему и воспроизводила подряд три знака: «открыть – ключ – пища». На третьем году жизни она употребляла около 158 таких предлдожений, причём, среди них были достаточно сложные, типа «ты – щекотать – Уошо». Интересно, что знаки «я» или «Уошо» она в 105 случаях из 158 ставила на последнее место. Из этого факта учёные сделали вывод, что обезьяна усвоила различие между субъектом и объектом, подлежащим и дополнением.

Опыты с дельфинами в последние десятилетия позволили учёных заключить, что обученные дельфины обладают разумом шестилетнего ребёнка

Сознание есть функция мозга, оно тесно связано с физиологической деятельностью мозга, но не сводится к ней. Это подтверждает и тот факт, что развитие сознания не связано жестко с объемом мозгового вещества. Так у И.Тургенева объем мозга равнялся 2012 см2, а у И.Канта и А.Франса – около 1000 см2. А микробиолог Луи Пастер работал только левой половиной мозга, правая была парализована.

Сознание объективно по содержанию и субъективно по форме. Объективность содержания сознания означает, что не мозг порождает образы, а они являются слепком реально существующих предметов. Субъективность сознания по форме означает то, что идеализированные образы зависят во многом от наследованных человеком признаков, уровня его развития, состояния психики, общего состояния здоровья и др.

Сознание – это не пассивное отражение действительности, а активное, преобразующее действительность отражение. В этом заключается творческий характер сознания.

Сознание включает в себя самосознание. То есть человек тем и отличается от животных, что он способен смотреть на себя и оценивать себя изнутри, через нравственные и эстетические категории и, прежде всего через совесть.

Сознание человека отличается от психики высших животных рядом признаков:

- логической ступенью мышления;

- самосознанием;

- творческой активностью сознания;

- опережающим характером отражения действительности.

 Говоря о сознании как об особом состоянии психики человека, мы понимаем это состояние как динамическое, то есть которое может время от времени изменяться. Сознание может быть более сильным или более слабым, что могут существовать уровни сознания.

Первый уровень сознания был признан, когда ученые признали что на ряду с сознанием существует у человека и бессознательное. В определенный момент происходит переход от сознания к бессознательному и наоборот.

Самую высокую точку, которую может занять сознание человека, ученый Лейбниц назвал апперцепцией. Это особое самое яркое состояние сознания, при котором человек лучше всего воспринимает то, что происходит с ним или вокруг него.

Второй уровень это то, вход в определение сознания, как особого психического состояния. Это и то, что человек воспринимает, припоминает, представляет в данный момент. Это его мысли и переживания настоящие и те, что человек может вспомнить, воспринимать и оценивать.

Третий уровень сознания это то, что лишь частично осознается человеком, что человек может воспринимать, припоминать и описывать, но это делает не полностью, не точно и с большим трудом. Вот этот уровень сознания занимает промежуточное место между сознанием и бессознательным и называется предсознанием, подсознанием, полусознанием.

Четвертый уровень- это уже не сознание, а бессознательное.

Бессознательное - это то в психике человека, что участвует в управлении активностью организма и поведением человека, но не осознается. Бессознательное, как и само сознание участвует в регуляции поведения человека.

З.Фрейд доказал, что во-первых, человек, находясь в состоянии гипноза, точно также, достаточно разумно воспринимает словесные инструкции и действует в соответствии с ними, как обычно действуют люди находящиеся в сознании.

Во-вторых, поведением и психикой человек управляет не только сознанием, но также бессознательное - значит, сознание не открывает полных и истинных источников поведения человека.

В-третьих, сознание человека не полностью контролирует его поведение даже тогда, когда человек находится в сознании. Поведением человека управляет на ряду с сознанием и бессознательное.

В-четвертых, между сознанием и бессознанием существуют сложные противоречия и динамические отношения. То, что в данный момент является осознаваемым, в следующий момент может времени может оказаться бессознательным, и наоборот.

В-пятых, ряд исследователей (Ч.Дарвин, И.М.Сеченов, В.Вундт, З.Фрейд и др.) пришли к выводу, что на уровне сознания человеком решаются в основном только новые и сами сложные задачи, для решения которых у человека нет готового опыта.

 На бессознательном же уровне обычно решаются сравнительно простые и привычные задачи. В целом, в состоянии сознательной и бессознательной регуляции деятельности действует следующий закон: тенденция к непрерывному переходу от сознательной к бессознательной регуляции. Действие этого закона связано с экономией энергии, затем может быть потрачена человеком на сознательное освоение новых для него видов деятельности.

Сознание имеет определенную структуру, которая включает в себя три основных элемента.

1.  Знания – это основной структурный компонент сознания. Благодаря ему осознаются объекты внешнего мира, отношения, оценки, цели и стремления. Существуют две основные ступени знаний:

- чувственная ступень /ощущения, восприятия, представления/.

- рациональная ступень /понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории/.

2. Воля – это осознанное стремление, это подчинение деятельности человека достижению поставленной цели, это умение управлять своим поведением в экстремальных ситуациях.

3. Эмоции – это отражение внешнего и внутреннего мира в переживаниях, это осознание переживания, отношения, оценки.

Функции сознания

 Основная функция сознания – познавательная. Познание – это осознанное отражение действительности, это процесс получения, хранения, переработки и передачи информации.

 Функция целеполагания. Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчинения деятельности человека поставленной цели. Знания, эмоции и воля сплавляются в этой функции.

 Функция продуктивного творчества. Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов которых нет в реальной действительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика.

 Функция управления, регулирования. Сознание человека управляет его поведением, его производственной и общественной деятельностью.

Таким образом, структура и функции сознания детерминируются внешней средой и потребностями субъекта.

Сознание идеально по своему характеру, но оно материализуется с помощью языка, речи, письменности. Язык – это система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, переработки и передачи информации. Речь – это процесс, средство, способ формирования и использования языка. Различают устную, письменную и символически-двигательную речь.

Язык и речь развивались вместе с сознанием. Но нельзя полностью отождествлять мышление с языком. Язык и мышление действительно органично связаны, они едины, но это единство носит противоречивый характер. Язык есть материальная форма выражения мысли, а мысль есть идеальное содержание знаков, языка. Нет понятия без слова и нет слова без его идеального образа в сознании. Понятие – это идеальное содержание слова. Слово – это материальная оболочка понятия. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Язык более консервативен, чем мысль. По этой причине наука в период бурного развития испытывает определенные затруднения в связи с необходимостью ввести новые слова.

Именно использование языка обусловливает теоретическое мышление человека. И это в полной мере относится не только к взрослому человеку, но и к ребёнку, мыслительные способности которого только ещё формируются. Язык используется нами как орудие мышления буквально на каждом шагу. И прежде всего в тех случаях, когда мы употребляем внутреннюю речь.

Внутренняя речь – это речь, которая обслуживает только мышление и не служит целям общения. Иногда при решении сложной задачи, при напряжении мышления, мы непроизвольно начинаем рассуждать вслух – внутрення речь непроизвольно переходит во внешнюю. Кстати, маленький ребёнок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается осуществлять во всеуслышание, чем иногда смущает родителей. Следовательно, внутренняя речь развивается из речи внешней. Некоторые психологи даже считали, что внутренняя речь – это скрытая форма внешней речи. Мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова.

Позднее психологи пришли к выводу, что чаще всего внутренняя речь вообще перестаёт быть речью в традиционном понимании, поскольку люди начинают оперировать не речевыми единицами – звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, обобщёнными схемами, особенно это характерно для интеллектуально развитых людей, людей науки и искусства.

Основное отличие внешней речи от внутренней в том, что внешняя речь развёртывается во времени: слова произносятся последовательно, на каждое тратятся доли секунды; внутренняя же речь не развёртывается во времени, как внешняя, она как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нём то, чего раньше не было, - образы и схемы.

Таким образом, мышление обязательно требует языка. Как правило, мы думаем словами, но даже чтобы думать образами, нужно вначале досконально овладеть словом.

Речь выполняет ряд функций. Под функциями речи понимаются функции, которые речь человека выполняет в регуляции психики и поведения. Психические функции речи: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодиагностическая и психотерапевтическая.

-Коммуникационная - передача речи от человека к человеку. Это первичная функция речи благодаря развитию языка.

-Интеллектуальная функция- средство мышления, средство словесно-логического мышления. Здесь слово выступает как понятие, а заключенная в нем мысль преобразуется по законам логики. Эта функция проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Слово здесь одновременно служит понятием, обобщенной мыслью.

 -Регуляционная функция- речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, а также других людей.

-Психодиагностическая функция речи - по ней можно судить о психологических особенностях человека, его состоянии и свойствах.

-Психотерапевтическая функция - оказание терапевтического влияния на себя и других через психологическую помощь, на предупреждение и лечение многих психогенных (стрессы, переживания) заболеваний.

Речь теснейшим образом связана с познавательным процессом человека. Речь регулирует поведение человека и других людей.

Таким образом, мысль /идеальное/ нигде, никогда не существует как чистое явление, как особая сущность. Оно информационно кодируется и реализуется в языковых речевых конструкциях и процессах, в поведении и практической деятельности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.