Философское учение о материи, ее структуре и свойствах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философское учение о бытии

Бытие – предельно широкая философская категория, и в связи с этим невозможно дать классическое определение бытия: ведь данную категорию нельзя ни подвести под более широкую категорию, ни соотнести с другой, столь же широкой категорией. Ограничимся констатацией того факта, что бытие есть все реально существующее и выделим философские аспекты бытия.

Первый аспект проблемы бытия – это ряд мыслей-вопросов о бытии, ответ на которые побуждает к постановке следующих вопросов. “Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда, он непреходящ и вечен. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди? Они конечны в вечном мире, переходят в другие формы бытия”.

Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Единство мира состоит в диалектическом тождестве материального и идеального, природного и духовного, физического и психического при генетически исходной, ведущей роли материального, природного, физического.

Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию и деятельности людей.

Проблемы бытия осмысливаются с помощью категорий “бытие”, “небытие”, “становление”, “существование”, “материя”, “сознание”, “развитие” и других.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1. Бытие вещей /тел/, процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного /идеального/, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. К последнему относится все накопленное духовной культурой человечества.

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества в целом.

Остановимся вкратце на трех первых формах бытия, учитывая, что четвертая форма бытия будет подробно рассмотрена в отдельных темах данного пособия.

Бытие первой природы существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека /хотя природа в целом бесконечна, а ее отдельные элементы прерывны, дискретны, конечны/. Это “исчезающее бытие”. Именно поэтому природа объективна и первична для человека в целом ряде смыслов /генетическом: человек – “дитя природы”; биологическом: солнце, воздух и вода не только наши лучшие друзья, но и необходимые жизненные элементы; потребительском: природа – кладовая не только энергетических запасов и природных ископаемых, но и готовых продуктов питания и медицинских препаратов/.

Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, “нежесткой” и универсальной детерминации бытия человека со стороны общества /роль традиций, морали, религии/.

В то же время люди не запрограммированные существа. Они способны мощно /как положительно, так и пагубно неотвратимо/ влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей.

Бытие индивидуализированного духовного. Духовное – это единство многообразного в человеке, которое охватывает процессы сознания и бессознательного. Сознанию будет посвящен отдельный вопрос, а в бессознательном у человека можно выделить три уровня:

- первый уровень – это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. Бессознательны полностью или частично некоторые желания и побуждения, патологические душевные состояния.

- второй уровень находит проявление в художественной и научной интуиции, в вызревающих в душе высших побуждения духа.

- третий уровень – это процессы и состояния, сходные с сознанием во время бодрствования, но до поры времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе, они могут перемещаться в поле сознания /созревающая мысль/.

Двумя важнейшими элементами бытия являются материя и сознание. Перейдем к их рассмотрению.

 

Материя

Неживая природа Живая природа Общество

Вещество

Мегамир Метагалактика, галактика

Биосфера

Биоценоз

Популяция вида

Живой организм

Человеческая

Цивилизация

Социальное образование,

Слои, классы

/культура, традиции/

Человек

/орудия труда, техника/

Макромир Межзвездная среда, планеты, звезды Микромир Молекула, атом, элементарные частицы Поле Ядерное, электромагнитное, гравитационное

 

Говоря о свойствах материи, следует, прежде всего, назвать ее объективность. Это свойство означает, что материя возникла и существует вне и независимо от сознания. Другими важными свойствами материи являются ее вечность и бесконечность, ее несотворимость и неуничтожимость, ее неисчерпаемость, а также свойство отражения. Последнее свойство лежит в основе возникновения сознания и поэтому будет рассмотрено применительно к сознанию.

Материя всегда находится в движении. Не существует материи без движения, так же, как не существует движения без материи. Что представляет собой движение в философском смысле, рассмотрим далее.

Функции сознания

 Основная функция сознания – познавательная. Познание – это осознанное отражение действительности, это процесс получения, хранения, переработки и передачи информации.

 Функция целеполагания. Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчинения деятельности человека поставленной цели. Знания, эмоции и воля сплавляются в этой функции.

 Функция продуктивного творчества. Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов которых нет в реальной действительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика.

 Функция управления, регулирования. Сознание человека управляет его поведением, его производственной и общественной деятельностью.

Таким образом, структура и функции сознания детерминируются внешней средой и потребностями субъекта.

Сознание идеально по своему характеру, но оно материализуется с помощью языка, речи, письменности. Язык – это система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, переработки и передачи информации. Речь – это процесс, средство, способ формирования и использования языка. Различают устную, письменную и символически-двигательную речь.

Язык и речь развивались вместе с сознанием. Но нельзя полностью отождествлять мышление с языком. Язык и мышление действительно органично связаны, они едины, но это единство носит противоречивый характер. Язык есть материальная форма выражения мысли, а мысль есть идеальное содержание знаков, языка. Нет понятия без слова и нет слова без его идеального образа в сознании. Понятие – это идеальное содержание слова. Слово – это материальная оболочка понятия. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Язык более консервативен, чем мысль. По этой причине наука в период бурного развития испытывает определенные затруднения в связи с необходимостью ввести новые слова.

Именно использование языка обусловливает теоретическое мышление человека. И это в полной мере относится не только к взрослому человеку, но и к ребёнку, мыслительные способности которого только ещё формируются. Язык используется нами как орудие мышления буквально на каждом шагу. И прежде всего в тех случаях, когда мы употребляем внутреннюю речь.

Внутренняя речь – это речь, которая обслуживает только мышление и не служит целям общения. Иногда при решении сложной задачи, при напряжении мышления, мы непроизвольно начинаем рассуждать вслух – внутрення речь непроизвольно переходит во внешнюю. Кстати, маленький ребёнок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается осуществлять во всеуслышание, чем иногда смущает родителей. Следовательно, внутренняя речь развивается из речи внешней. Некоторые психологи даже считали, что внутренняя речь – это скрытая форма внешней речи. Мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова.

Позднее психологи пришли к выводу, что чаще всего внутренняя речь вообще перестаёт быть речью в традиционном понимании, поскольку люди начинают оперировать не речевыми единицами – звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, обобщёнными схемами, особенно это характерно для интеллектуально развитых людей, людей науки и искусства.

Основное отличие внешней речи от внутренней в том, что внешняя речь развёртывается во времени: слова произносятся последовательно, на каждое тратятся доли секунды; внутренняя же речь не развёртывается во времени, как внешняя, она как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нём то, чего раньше не было, - образы и схемы.

Таким образом, мышление обязательно требует языка. Как правило, мы думаем словами, но даже чтобы думать образами, нужно вначале досконально овладеть словом.

Речь выполняет ряд функций. Под функциями речи понимаются функции, которые речь человека выполняет в регуляции психики и поведения. Психические функции речи: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодиагностическая и психотерапевтическая.

-Коммуникационная - передача речи от человека к человеку. Это первичная функция речи благодаря развитию языка.

-Интеллектуальная функция- средство мышления, средство словесно-логического мышления. Здесь слово выступает как понятие, а заключенная в нем мысль преобразуется по законам логики. Эта функция проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Слово здесь одновременно служит понятием, обобщенной мыслью.

 -Регуляционная функция- речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, а также других людей.

-Психодиагностическая функция речи - по ней можно судить о психологических особенностях человека, его состоянии и свойствах.

-Психотерапевтическая функция - оказание терапевтического влияния на себя и других через психологическую помощь, на предупреждение и лечение многих психогенных (стрессы, переживания) заболеваний.

Речь теснейшим образом связана с познавательным процессом человека. Речь регулирует поведение человека и других людей.

Таким образом, мысль /идеальное/ нигде, никогда не существует как чистое явление, как особая сущность. Оно информационно кодируется и реализуется в языковых речевых конструкциях и процессах, в поведении и практической деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Как решалась проблема бытия в разных философских школах?

2. Расскажите о парменидовском понимании бытия?

3. Какова на ваш взгляд структура бытия?

4. Что такое материя?

5. Какие формы движения вы знаете?

6. Перечислите основные черты пространства и времени.

7. Какие биологические и социальные предпосылки возникновения сознания вы знаете?

8. Какова структура сознания?

9. Что такое общественное сознание?

10. Какова структура общественного сознания?

11. Перечислите формы общественного сознания?

12. Какова диалектика общественного и индивидуального сознания?

13. Какова роль форм общественного сознания в духовной жизни общества?

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое природа? Какие точки зрения на взаимодействие общества и природы вы знаете?

2.Назовите современные экологические проблемы.

3.Какие точки зрения на происхождение человека вы знаете?

4.Назовите социальные и биологические предпосылки происхождения человека.

5.В чем на ваш взгляд смысл жизни человека?

6.Что такое человечество? Есть ли предпосылки его единства?

7.Назовите основные этапы социализации человека.

8.Что такое личность? Какова ее структура?

9.Назовите основные типы личности

10.Чем определяется роль личности в обществе, в истории?

11.Как на ваш взгляд связаны личность и общество?

Категории диалектики

а) Понятие категорий диалектики

Философские категории - это наиболее широкие по объему понятия, которые отражают связи и отношения предметов и явлений действительности. В данной теме мы будем вести разговор не обо всех, а только о парных категориях диалектики, которые еще называют частными законами философии: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

Основные черты категорий диалектики:

• они объективны по своему содержанию;

• они субъективны по форме выражения, ибо связаны с уровнем развития человеческого знания;

• они носят гибкий, подвижный, изменчивый характер;

• они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему категорий.

Функции категорий диалектики:

• это ступеньки познания мира, узловые пункты познания;

• категории диалектики являются формами человеческого мышления;

• они являются мощными инструментами познания действительности.

б) Категории единичного, особенного и общего

В мире нет абсолютно похожих вещей. Для отражения многообразия и единства мира и применяются данные категории.

Единичное - это философская категория для обозначения индивидуальных, уникальных связей и отношений в предметах и явлениях (почерк человека, насечка на стволе пистолета, дикция человека и др.)

Общее - это философская категория для обозначения сторон сходных, повторяющихся в предметах и явлениях, благодаря которым они объединяются в классы и множества (млекопитающие, членистоногие и др.)

Особенное - это философская категория, отражающая соотношение общего и единичного в конкретном объекте.

Следует учесть, что общее и единичное, да и особенное — это не какие-то особенные предметы. И общее, и особенное, и единичное существует в каждом конкретно взятом объекте. Для примера возьмем гипотетического студента Кучкина Олега. Ему присущи и общие черты, присущие всему студенчеству Украины, и единичные черты, присущие только ему (умственный потенциал, дикция, знание английского языка и др.) У него есть особенные черты, присущие только студентам нашего института (изучение турецкого языка, методика изучения компьютерной техники и др.)

Рассмотрим диалектическое соотношение единичного, особенного и общего.

•Единичное, особенное и общее существуют в отдельном и только через отдельное (отдельное - это предмет, явление, человек).

•Категории единичного, особенного и общего в различных отношениях переходят друг в друга.

•Единичное не полно входит в общее, а общее составляет лишь часть, момент единичного. Единичное богаче общего (человек вообще и студент Остапчук Иван).

•В соотношении общей и единичной сторон предмета ведущая роль принадлежит общей стороне.

•Чем больше мы познаем единичное, тем больше мы приближаемся к познанию общего.

в) Категории сущности и явления

Сущность – философская категория для обозначения внутренней, устойчивой основы предметов или процессов объективного мира, определяющей собой их дальнейшее развитие.

Явление – философская категория для обозначения внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.

Сущность и явление связаны с внешним и внутренним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вкладываем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очертить границы этих понятий.

Внутреннее – с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что присуще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив – сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.

Диалектика сущности и явления:

сущность более устойчива, явление более изменчиво;

сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;

процесс познания – это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.

в) Категории содержания и формы

Содержание – это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю совокупность всех ее элементов, функций и состояний.

Форма – это способ бытия содержания в его внутреннем и внешнем выражении.

Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой.

Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности.

Диалектика содержания и формы :

одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществляться и мирными средствами, без жертв – так называемые “бархатные” революции в странах Восточной Европы).

Различные содержания могут существовать в одной форме. Например, под формой демократии существовала и диктатура пролетариата в социалистических государствах и парламентские республики в странах Западной Европы.

Форма оказывает различное обратное влияние на содержание в зависимости от характера объекта Например, на научное открытие форма его подачи влияет значительно меньше, чем реклама для продажи товара.

Форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений формализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории. Этот факт следует учитывать и в процессе познания, излагая студентам сложный учебный материал (содержание) в ярких, доступных образах /форме/.

г) Категории причины и следствия

Ф.Бэкон отмечал, что истинное знание есть знание посредством причины. Причинный вид связи вообще один из наиболее распространенных. Категории причинности называют каузальностью или детерминизмом. Это тождественные понятия по своему содержанию.

Причина – это философская категория для обозначения того явления, которое обуславливает другое явление, в результате чего возникает цепь взаимосвязанных событий.

Следствие – это философская категория для обозначения того явления, которое обусловлено другими явлениями, то есть следствие – результат действия причины.

Категории причины и следствия объективны по содержанию и отражаются в нашем сознании.

Причинно-следственные зависимости принципиально познаваемы.

Причинно-следственные зависимости носят всеобщий характер. Нет ни одного явления, которое не было бы причиной каких-то следствий. Однако принципиальной ошибкой было бы думать, что всякое явление, предшествующее другому явлению, является его причиной (связь может быть и функциональной).

Не может быть конечного следствия и начальной причины.

Философия исходит из признания многообразия форм причинно-следственных связей:

а) по масштабу охвата явлений: общие и частные;

б) по времени действия: длительные и кратковременные;

в) по их роли в определении характера процессов и явлений: главные и второстепенные, полные и специфические.

В повседневной жизни причину часто смешивают с поводом. Повод – это философское понятие для обозначения внешнего, часто случайного события, которое само по себе не является причиной, но способствует или препятствует проявлению следствия. Повод – это незначительное обстоятельство, внутренне не связанное со следствием. Оно чисто внешнее. Например, поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда.

Связь повода и причины:

Причина непременно связана со следствием, а повод может быть, а может и не быть в развитии причинно-следственных связей. Повод -–это не необходимое явление.

Все причины в разной степени вызывают следствия, а повод непосредственно не порождает следствие, а может лишь ускорить или замедлить его проявление.

Следствие и повод лежат, как правило, на поверхности события. Они в этом смысле представляют собой явление. Причина скрыта от непосредственного созерцания и в этом смысле представляет собой сущность.

Наряду с поводом употребляется и другое понятие предлога. Часть авторов рассматривает их как тождественные, а другая часть различает их. Под поводом они понимают реальный факт или событие, а предлогом может быть не обязательно реальный факт, а и вымысел.

Диалектика причины и следствия:

Одно и то же следствие может быть вызвано несколькими однотипными причинами, действующими вместе или порознь /революция – следствие многих причин/.

Одна причина может вызвать несколько следствий /землетрясение/.

Совокупность действия причин может или усиливать или ослаблять следствие.

Действие причин проявляется только при наличии соответствующих условий /то есть нельзя быть фаталистом: если не поливать в условиях Крыма грядку огурцов, то она засохнет и урожая не будет/.

Следствие может оказывать обратное воздействие на причину, вызвавшую данное следствие.

Взаимодействие причины и следствия характеризуется определенным пространственно-временным интервалом. Причина может вызывать следствие мгновенно, а может и через длительный промежуток времени.

е) Необходимость и случайность

Из правильного положения о причинной обусловленности явлений многие ученые и философы делали неверный вывод, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Еще Спиноза утверждал, что случайным называется явление, причину которого мы не знаем. Здесь отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Верно, что в мире нет беспричинных явлений. Случайные явления также имеют причину. Но от этого они не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Случайности принадлежит также своя, хотя и ограниченная роль. Дадим определение этим категориям.

Необходимость – это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление–следствие при определенных условиях.

Случайность – это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

Случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин.

Следует также различать необходимость и неизбежность. Не все необходимое неизбежно. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все другие возможности и остается лишь одна из них.

Метафизическое направление в философии утверждает, что все в мире совершается с железной необходимостью, и никаких случайностей нет. Некоторые направления идеализма утверждают, что мир – это хаос случайных событий и отрицают необходимость.

Категория случайности связана с понятием вероятности. Это мера возможности наступления случайного события. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события – единице. Умение рассчитывать вероятность экономических ситуаций очень важно для специалиста, оно вырабатывается путем изучения дисциплины “Теория вероятностей и математическая статистика”.

Диалектика необходимости и случайности:

• Случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса: они могут ускорять или замедлять его.

• Случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида вначале появились как случайные отклонения от признаков другого вида. Такого рода случайности дают жизнь и перспективу необходимости.

• Случайные явления в одних взаимосвязях выступают как необходимые в других, а необходимые явления в одних взаимосвязях выступают как случайные в других. Например, космические явления, связанные с усилением радиации, и сердечные заболевания определенных людей.

Задача научного познания заключается в проникновении через видимые случайные связи в необходимые. Но наука улавливает не только необходимое, она учитывает и случайное. Она обязана вооружить человека средствами, сигнализирующими о неблагоприятных случайностях и ограждающими общество от них.

Развитие производства и науки все больше выводит человека из-под власти неблагоприятных случайностей, люди получают возможность управлять общественными процессами, планировать экономику и культуру и тем самым ограждать общество от пагубного действия случайностей.

ж) Возможность и действительность

Возможность – это философская категория, отражающая объективно существующую тенденцию возникновения предмета и процесса, порожденная действием необходимых и случайных факторов. Возможность характеризуется как момент действительности, как ее потенциальное существование. Гегель отмечал, что возможность – это представительство будущего в настоящем.

Действительность – это то, что реально существует в данное время.

Виды возможностей.

Реальная, или конкретная возможность. Это возможность, для превращения которой в действительность есть все необходимые условия (например, каждому студенту получить диплом специалиста).

Абстрактная, или формальная возможность. Это такая возможность, которая не может превратиться в действительность при данных условиях, то есть условия для данной возможности еще не созрели /например, формально любой солдат может стать генералом, а реально?/.

Обратимая возможность. Это такая возможность, которая, превратившись в действительность, может вернуться в свое первоначальное состояние /например, вода-лед-вода/.

Необратимая возможность. Это возможность, которая при превращении в действительность не может вернуться в свое первоначальное состояние (например, став взрослым, нельзя вновь вернуться в детство).

Превращение возможности в действительность зависит от соотношения целей и средств в практической деятельности. Если цель превышает возможности, то получается иллюзия (например, захват СССР фашистской Германией за 4 месяца).

Возможность и действительность связаны фактором времени. То есть необходимо учитывать время как условие превращения возможности в действительность, конечно, при наличии прочих условий (например, превращение Украины в мощную европейскую державу).

Превращение возможности в действительность в экономике – вероятностный процесс. Следовательно, экономисту надо овладевать методами математического моделирования последствий принимаемых экономических решений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различие диалектики и метафизики?

2. Что такое связь, и какие виды связей вы знаете?

3. Что такое закон в философии?

4. Какие виды противоречий вы знаете?

5. Что такое прогресс, регресс?

6. Что такое количество, качество, мера, скачок?

7. В чем различие диалектического и метафизического отрицания?

8. Что такое категории диалектики?

9. Назовите основные черты категорий диалектики.

10.Какова диалектика единичного особенного и общего?

11.Дайте характеристику сущности и явления.

12.Что такое причина, следствие, повод, условие?

13.Какова взаимосвязь формы и содержания?

14.Какие виды возможностей вы знаете?

15.Дайте характеристику необходимости и случайности.

16.Что такое фатализм?

Вопросы для самоконтроля.

1) Что такое познание как процесс?

2) Дайте характеристику чувственному познанию.

3) Какие формы логического познания вы знаете?

4) Что такое эмпиризм и рационализм?

5) Что такое истина?

6) Как соотносятся истина и заблуждение?

7) Что такое абсолютная и относительная истина?

8) Раскройте роль практики в познании.

9) Перечислите основные эмпирические методы познания.

10) Назовите основные методы теоретического познания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные теоретические модели общественного развития, сложившиеся в философии.

2. В чем сущность формационного подхода к обществу?

3. В чем сущность цивилизационного подхода к развитию общества?

4. Назовите основные сферы общественной жизни.

5. Какова структура способа производства?

6. Какова основная проблема, решаемая в социальной сфере?

7. Что такое политическая сфера жизни общества? Каковы ее основные составные части?

8. Как соотносятся понятия “духовная жизнь” и “духовная культура”?

9.  Каковы на ваш взгляд позитивные и негативные последствия научно-технического прогресса?

 

 

Глава 7. Ценности и их роль в жизни общества и
человека. (Аксиология)

 

Люди, живя в обществе, всегда испытывают нужду в чём-то, потребности в удовлетворении материальных и духовных запросов, выбирают то, что, по их мнению, способствует, удовлетворению таких потребностей. На какой основе происходит этот выбор? Почему для них важным, ценным является то одно, то другое? И что такое ценность?

Проблема ценности в самом общем плане неизбежно возникала в античной философии, особенно в периоды социальных перемен, таких, как, например, кризис афинской демократии. Именно в этот период Сократ впервые поставил вопрос: “Что есть благо?” А это основной вопрос общей теории ценностей, т.е. аксиологии. Аксиология - (axia - ценность, 1оgiа- учение - греч.) - это философское учение о ценностях, их природе, месте в реальности и о структуре ценностного мира.

Термин “аксиология” был введен в философию французским философом П. Лапи в 1902г. и немецким философом Э.Гартманом в 1908г., т.е. в начале ХХ века, когда понятие бытия разделяется на два аспекта - реальность и ценность, как объекты разнообразных человеческих желаний и устремлений.

В решении проблемы ценностей можно выделить несколько подходов, сложившихся в философии.

1) Натуралистический психологизм (Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюис).

Согласно этому подходу источник ценностей находится в биопсихических потребностях человека. Ценности - это как бы “третичные” качества самих вещей, самой реальности и их полезности.


Трансцендентализм.

Этот подход характерен для представителей баденской школы: Риккерт, Виндельбанд. Ценность, по их мнению, это идеальное бытие, соотносящееся с “чистым” (трансцендентальным) сознанием. Существует якобы “третье царство” - царство ценностей и смысла. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний.

3) Персоналистический антологизм (Шеллер).

Реальная ценность мира гарантирована “выверенной аксиологической серией в боге, несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности”. Иерархия ценностей и образует онтологическую основу личности.

4) Культурно-исторический релятивизм. (Дильтей)

В этом подходе утверждается, что существует лидерство ценностных систем, основанных на плюрализме (множестве) культур, цивилизаций и т.д.

5) Социологизм. (М. Вебер, Знанецкий, Парсонс и др.)

Утверждая, что ценность - это “норма”, они в тоже время указывают на её обобщённо-методический характер, как средство выявления социальных связей. Социальная система предполагает существование общих для всех ценностей.

Контрольные тесты.

1. Что такое движение?

1) Это механическое перемещение тел.

2) Это любое изменение.

3) Это способ существования материи.

 

2. Как Вы понимаете суть пространства и времени?

1) Это абсолютные формы существования материи.

2) Это формы чувственности.

3) Это философские категории, обозначающие формы бытия материи.

 

3. Выберите правильные суждения из трех предложений?

1) Движение, пространство и время являются материей.

2) Движение, время и пространство идеальны, т. к. созданы разумом.

3) Движение, время и пространство материальны.

 

4. Что такое сознание?

1) Это деятельность нематериальной души.

2) Это космогалактический код.

3) Это функция мозга, заключающаяся в идеальном отражении действительности.

 

5. Выберите из трех суждений верное на Ваш взгляд?

1) Истина - это несокрытость знания.

2) Истина - это соглашение людей.

3) Истина - это знание, соответствующее действительности.

 

6. С каким утверждением Вы бы согласились?

1) Интуиция - внезапная догадка, «озарение».

2) Интуиция - особый род познания истины, не опирающийся на опыт и законы логики.

3) Интуиция - способность «внезапного» нахождения истины на основе обобщения предшествующего опыта человека.

 

7. Что такое закон в философии?

1) Это определенный порядок следования событий.

2) Это установленный Богом миропорядок.

3) Это объективная, существенная, необходимая связь.

 

8. Назовите закон диалектики, отвечающий на вопрос: В каком направлении идет развитие?

1) Закон единства и борьбы противоположностей.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные.

3) Закон отрицания отрицания.

 

 

9. Демокрит учил, что люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть им свою нерассудительность. О какой категории идет речь?

1) О причинности.

2) О случайности.

3) О необходимости.

 

10. Выберите правильные, на ваш взгляд, определение общества?

1) Общество - это объединение людей.

2) Общество - это форма совместного бытия людей.

3) Общество - это продукт взаимодействия людей, продукт их жизнедеятельности.

 

11. Выберите правильное на ваш взгляд толкование о происхождении государства?

1) Это способ управления обществом, возникший из привычки людей подчиняться.

2) Это результат общественного договора враждующих индивидов.

3) Это продукт общества на определенном этапе развития. Это сила происшедшая из общества, но ставящая себя над ними и все более отчуждающая себя от него.

 

 12. Философия есть:

1.Любовь к мудрости.     2. Наука о всеобщих законах развития мироздания.      3. Познание сущности бытия.     4. вид духовного познания.          5. теоретическое освоение мира человеком.

 

13.Философия отличается от науки:

1. умозрительным методом.      2.широтой охвата предмета.

3. изучением явлений окружающего мира.  4. познанием сущности бытия.

 

14.Целостное систематическое мировоззрение возможно на основе:

1. науки.         2. философии. 3.религии.      4. суеверий.     5. установления причинно-следственных свіязей.

 

 

15.К философским наукам можно отнести:

1. метафизику.                   2. онтологию.          3. космологию.

4. этику.                             5. эстетику.     6.обществознание.

 

16.Предмет философии:

1. заранее определён, дан и известен.           2. в принципе непостижим.        3. соответствует предмету других наук и отличается лишь широтой охвата.      4.раскрывается. формируется в процессе историко-философского развития.

 

 

17.Методом философского познания по преимуществу является :

1. разум.         2.вера.            3. сенсуализм и эмпиризм.            4. воображение и фантазия.

 

 

18.Что такое материя?

1. это субстанция.                  2. это вещество и поле.     3. это только вещество.        4. это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

19.Что такое движение?

1. Это механическое перемещение тел.        2. это любое изменение.    3. это способ существования материи.              

20.Сущность пространства и времени в том, что:

1. это абсолютные формы существования материи.       2. это формы чувственности.                  3. это философские категории, обозначающие формы бытия материи.

21. Выберите правильные суждения из трёх предложений.

1. движение, пространство и время являются материей. 2. движение, время и пространство идеальны, так как они созданы разумом. 3. движение, пространство и время материальны.

22.Что такое сознание?

1. это деятельность нематериальной души.           2. это функция мозга, заключающаяся в идеальном отражении действительности.            3. это космогалактический код.

23. С каким утверждением Вы бы согласились?

1. интуиция – внезапная догадка, «озарение».      2. интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на опыт и законы логики.         3.это способность «внезапного» нахождения истины на основе обобщения предшествующего опыта человека.

24. Можно ли научить мыслить животных?

1. Нельзя ни при каких условиях.       2. можно, но только мышлению рассудочному, предметному мышлению.             3. можно при определённой подготовке, опираясь на их рефлекторную деятельность.

25. С каким явлением связано появление у человека самосознания?

1. с появлением речи.       2. с осознанием окружающего внешнего мира. 3. с осознанием себя как человека.            4. с возникновением сознания.

26. К структурным элементам сознания относятся:

1. знания.        2. память.       3. мышление.           4.чувства.     5. воля.              6. речь.           7. воображение.       8. эмоции.

27. К функциям сознания относятся:

1. познавательная.            2. переживательная.          3.общения.      4. управления.                       5. целеполагания.                       6.продуктивного творчества.

28. Идеология отличается от общественной психологии:

1. глубиной отражения действительности.                      2. способом формирования.        3. носителями.         4. формами общественного сознания.

 

 

29. Согласно гипотезе Ч. Дарвина, Ф. Энгельса, человек на планете Земля появился:

1. 10 млн. лет назад.         2. 5 млн. лет назад.           3. 3 млн. лет назад.                4. 1 млн. лет назад.           5. 0,5 млн. лет назад.

 

30.Сущность человека заключается:

1. в нём самом.        2. в его сознании.              3. в совокупности окружающих его общественных отношений.            4. в его привычках.

 

31.Для формирования человека необходимы следующие факторы:

1. его желание.         2. соответствующее окружение. 3. наличие способностей.              4. хорошее материальное положение.

 

32. Какой из законов диалектики отвечает на вопрос: что является источником развития?

1. закон отрицания отрицания.           2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.         3. закон единства и борьбы противоположностей.

 

33.Какой из законов диалектики отвечает на вопрос: что является способом развития?

1. закон отрицания отрицания.           2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.         3. закон единства и борьбы противоположностей.

 

34. Какой из законов диалектики отвечает на вопрос: каково направление развития?

1. закон отрицания  отрицания.          2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.         3. закон единства и борьбы противоположностей.

 

35.Возможности бывают:

1. реальные.             2.повторяющиеся.             3. формальные.    4. обратимые.              5. необратимые.                6. случайные.

 

 

36.К формам чувственного познания относятся:

1. ощущения.                              2. эмоции.                3.восприятия            5. представления.                  6. интуиция.

 

37.К формам рационального познания относятся:

1. понятие .     2. вывод.         3 суждение.                        4. умозаключение

 

38. Истина существует в следующих формах:

1. объективная истина.      2. абсолютная истина.       3. полная истина.

4. относительная истина.  5. конкретная истина.

 

39.К общенаучным методам относятся:

1. наблюдение.         2. пробы грунта.     3. индукция.                 

4. абстрагирование.          5. анализ.        6. анкетирование.

 

40.К методам частных наук относятся:

1. эксперимент.        2. синтез.                  3. анализ крови.

- 4. моделирование.   5. дифференцирование.              6. аэрофотосъёмка

 

41.Способ производства включает в себя:

1. производительные силы.                 2. полезные ископаемые.

3. научный потенциал общества.        4. производственные отношения.

 

42.К сферам жизни общества относятся:

1. социальная сфера.                  2. материально-производственная сфера.

3. политическая сфера.               4. экономическая сфера.

5. религиозная сфера.                6. духовная сфера.

 

43.Выберите правильное определение общества.

1.общество – это объединение людей.

2.общество – это форма совместного бытия людей.

3.общество – это продукт взаимодействия людей, продукт их жизнедеятельности.

 

44.К методам социального прогнозирования относятся:

1.метод экстраполяции.    2.метод предсказания. 3. метод экспертных

оценок.           4. метод исторических аналогий.     5. метод компьютерного моделирования.

 

45.К возможным последствиям НТР относятся:

1. увеличение общественного богатства.      2.гуманизация общества.  3. автоматизация производства.    4. облегчение труда                      5. наращивание духовных ценностей.              6. компьютеризация.

 

 

Философское учение о бытии

Бытие – предельно широкая философская категория, и в связи с этим невозможно дать классическое определение бытия: ведь данную категорию нельзя ни подвести под более широкую категорию, ни соотнести с другой, столь же широкой категорией. Ограничимся констатацией того факта, что бытие есть все реально существующее и выделим философские аспекты бытия.

Первый аспект проблемы бытия – это ряд мыслей-вопросов о бытии, ответ на которые побуждает к постановке следующих вопросов. “Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда, он непреходящ и вечен. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди? Они конечны в вечном мире, переходят в другие формы бытия”.

Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Единство мира состоит в диалектическом тождестве материального и идеального, природного и духовного, физического и психического при генетически исходной, ведущей роли материального, природного, физического.

Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию и деятельности людей.

Проблемы бытия осмысливаются с помощью категорий “бытие”, “небытие”, “становление”, “существование”, “материя”, “сознание”, “развитие” и других.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1. Бытие вещей /тел/, процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного /идеального/, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. К последнему относится все накопленное духовной культурой человечества.

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества в целом.

Остановимся вкратце на трех первых формах бытия, учитывая, что четвертая форма бытия будет подробно рассмотрена в отдельных темах данного пособия.

Бытие первой природы существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека /хотя природа в целом бесконечна, а ее отдельные элементы прерывны, дискретны, конечны/. Это “исчезающее бытие”. Именно поэтому природа объективна и первична для человека в целом ряде смыслов /генетическом: человек – “дитя природы”; биологическом: солнце, воздух и вода не только наши лучшие друзья, но и необходимые жизненные элементы; потребительском: природа – кладовая не только энергетических запасов и природных ископаемых, но и готовых продуктов питания и медицинских препаратов/.

Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, “нежесткой” и универсальной детерминации бытия человека со стороны общества /роль традиций, морали, религии/.

В то же время люди не запрограммированные существа. Они способны мощно /как положительно, так и пагубно неотвратимо/ влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей.

Бытие индивидуализированного духовного. Духовное – это единство многообразного в человеке, которое охватывает процессы сознания и бессознательного. Сознанию будет посвящен отдельный вопрос, а в бессознательном у человека можно выделить три уровня:

- первый уровень – это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. Бессознательны полностью или частично некоторые желания и побуждения, патологические душевные состояния.

- второй уровень находит проявление в художественной и научной интуиции, в вызревающих в душе высших побуждения духа.

- третий уровень – это процессы и состояния, сходные с сознанием во время бодрствования, но до поры времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе, они могут перемещаться в поле сознания /созревающая мысль/.

Двумя важнейшими элементами бытия являются материя и сознание. Перейдем к их рассмотрению.

 

Философское учение о материи, ее структуре и свойствах

Понятие материи - одно из самых широких в философии. Разработка этой философской категории имеет давние исторические традиции. Античные философы пытались свести материю к чувственно воспринимаемым вещам /Фалес, Анаксимен/. Другая часть античных философов вела поиск абстрактно-гипотетической основы мира /Анаксимандр, Демокрит, Эпикур/. В целом античные философы вели поиск материального первоначала мира, исходного материала, первокирпичика всего существующего.

Философы Нового времени существенно развили положения античных философов о материи. Одни из них сводили материю к всеобщим и абсолютным свойствам /протяженность, масса и др./ Другие рассматривали материю как мир в целом, как субстанцию-систему /Б.Спиноза/. Третьи пытались синтезировать эти два направления /Д.Дидро, П.Гольбах/. Гениальное звено их поисков заложено в положении П.Гольбаха из его книги “Система природы”. “Материя есть все то, что воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения”.

Известный вклад внесли и русские социал-демократы. Так, Чернышевский считал, что материя есть одинаковое в вещах.

В целом, можно отметить, что философы Нового времени пытаются подойти к гносеологическому определению материи.

Естествоиспытатели XVII­XVIII веков считали, что материя есть вещество как совокупность атомов, при этом материя обладает известными свойствами /материя делима, но только до известного предела, до атомов; материя непроницаема; материя движется по законам механики, свойства материи, движения пространства и времени независимы друг от друга. Материя отождествлялась ими с массой тел или с энергией. Слабость этого подхода заключалась в метафизическом подходе к материи. Вся несостоятельность этого подхода остро проявилась на рубеже XIX­XX веков, когда был сделан ряд великих открытий в физике.

В 1881 году Майкельсон установил независимость скорости света от скорости системы /иными словами, движение материи подчиняется не только механическим законам/.

В 1895 году Рентген открыл лучи, позднее названные рентгеновскими.

В 1896 году Беккерель открыл явление радиоактивности урана /явление это означает спонтанное, обусловленное внутренними причинами превращение атомных ядер и элементарных частиц в другие ядра и элементарные частицы/.

В 1897 году Томпсон открыл электрон, доказав тем самым, что атом не является последней неделимой частицей, неким первокирпичиком мира.

В 1898 году супруги Кюри открыли естественную радиоактивность радия.

В 1899 году русский ученый Лебедев открыл факт давления света, оказалось, что свет также обладает определенной массой.

В 1900 году Макс Планк создал теорию кванта /совокупность величин, которые характеризуют физические особенности микросистем/.

В 1903 году Резерфорд создал теорию радиоактивного распада.

В 1905 году А.Энштейн создал специальную теорию относительности.

Все эти открытия нанесли сильнейший удар по прежнему метафизическому пониманию материи. Физики, находящиеся на стихийно-метафизической материалистической позиции не смогли оправиться от этого удара, и в физике начался кризис, суть которого можно кратко выразить словами “материя исчезла, она превратилась в чистую энергию”.

Преодолеть кризис в физике можно было только с материалистических позиций, но позиций не метафизических, а диалектических. С этой задачей сумел справиться В.Ленин, который в своей книге “Материализм и эмпириокритицизм” защитил и развил учение о материи.

Прежде всего, он показал, что все предыдущие взгляды на материю носили не гносеологический, а онтологический характер, так как были связаны с конкретными свойствами материи, и исчезновение этого свойства или появление других свойств у предметов связывалось с признанием исчезновения или появления материи. Ленин показал, что “исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю”. (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.275)

Необходимо было дать гносеологическое определение материи, чтобы никакие научные открытия в физике в будущем не могли бы поколебать это определение.

Напомним, что есть два пути определить понятие.

1. Подвести данное понятие под более широкое понятие и выделить его характерные черты и свойства. Например: муха – это насекомое…, самолет – это летательный аппарат…, человек – это животное, обладающее мышлением и умеющее трудиться и т.д. Таким же образом прежний материализм пытался дать определение материи. Но материя – это предельно широкое понятие. Нет понятия более широкого, а поэтому и нельзя подвести понятие материи под более широкое понятие.

2. Соотнести данное понятие с другим столь же широким понятием. В сравнении с понятием материи другим столь же широким понятием является понятие сознания. Используя этот прием, Ленин и дал классическое гносеологическое определение материи. “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.131)

В чем суть этого гносеологического определения? В том, что в гносеологическом смысле понятие “материя” есть абстракция, с помощью которой отражается вся объективная реальность. Подчеркивая гносеологический характер своего определения, Ленин писал: “Материя – это чистое создание мысли и абстракции” (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.550), но в онтологическом смысле материя – это вся объективная реальность. Образ материи не выдуман нами, он является отражением самой объективной реальности.

Данное определение имеет огромное методологическое значение для противостояния идеализму, метафизике и агностицизму. Оно открыто признает и обосновывает первичность объективной реальности. Оно направлено против вульгарного материализма и метафизики тем, что не связано с какими-либо конкретными свойствами материи. Оно направлено против агностицизма тем, что открыто признает познаваемость мира.

Материя, с точки зрения современной науки, имеет сложную структуру, которую можно представить в виде таблицы.

 

Материя

Неживая природа Живая природа Общество

Вещество

Мегамир Метагалактика, галактика

Биосфера

Биоценоз

Популяция вида

Живой организм

Человеческая

Цивилизация

Социальное образование,

Слои, классы

/культура, традиции/

Человек

/орудия труда, техника/

Макромир Межзвездная среда, планеты, звезды Микромир Молекула, атом, элементарные частицы Поле Ядерное, электромагнитное, гравитационное

 

Говоря о свойствах материи, следует, прежде всего, назвать ее объективность. Это свойство означает, что материя возникла и существует вне и независимо от сознания. Другими важными свойствами материи являются ее вечность и бесконечность, ее несотворимость и неуничтожимость, ее неисчерпаемость, а также свойство отражения. Последнее свойство лежит в основе возникновения сознания и поэтому будет рассмотрено применительно к сознанию.

Материя всегда находится в движении. Не существует материи без движения, так же, как не существует движения без материи. Что представляет собой движение в философском смысле, рассмотрим далее.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 328.