Бюджетная классификация - это единая систематизированная группировка доходов, расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам в соответствии с законодательством и международными стандартами. Бюджетная классификация позволяет систематизировать доходы и расходы бюджетов всех уровней как в процессе их формирования, так и в процессе их исполнения.
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Украины бюджетная классификация включает такие составные части:
- классификация доходов бюджета;
- классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;
- классификация финансирования бюджета;
- классификация долга.
а) Классификация доходов бюджета
В первом разделе бюджетной классификации Украины "Классификация доходов бюджета" отражена кодификация всех видов поступлений, которые подлежат зачислению в государственный и местный бюджеты. В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета сгруппированы в зависимости от источников и форм собственности налогоплательщиков.
Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:
1) налоговые поступления;
2) неналоговые поступления;
3) доходы от операций с капиталом;
4) трансферты.
В совокупности налоговые и неналоговые поступления составляют текущие доходы. Если к текущим доходам приплюсовать сумму доходов от операций с капиталом, то получим совокупные доходы.
Для каждого вида поступлений, которые зачисляются в бюджеты, коду бюджетной классификации Национальным банком Украины присваивается только ему соответствующий трехзначный символ банковской отчетности. Это связано со спецификой зачисления платежей в местные бюджеты, которая сложилась с переходом их на казначейское обслуживание (на один счет местного бюджета может зачисляться много разных платежей).
б) Классификация расходов бюджета
Соответственно требованиям международного сопоставления расходы бюджета классифицируются по четырем признакам:
1) Функциональная классификация расходов - складывается соответственно основным функциям государства;
2) Экономическая классификация расходов - определяет группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
По экономической классификации расходы бюджета делятся на:
а) текущие расходы;
б) капитальные расходы;
в) нераспределенные расходы;
г) кредитование за вычетом погашения.
3) Ведомственная классификация расходов - определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственная казначейская служба и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.
Ведомственная классификация расходов бюджета утверждается:
1) для государственного бюджета – определяется Министерством финансов в соответствии с законом о Государственном бюджете;
2) для местных бюджетов – определяется руководителем местного финансового органа и соответственно решением о местном бюджете.
4) Программная классификация расходов - применяется при формировании бюджета по программно целевому методу и ежегодно определяется в законе о Государственном бюджете Украины.
в) Классификация финансирования бюджета
определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.
Классификация финансирования бюджета осуществляет по следующим признакам:
1) финансирование по типу кредитора — по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств; Подразделяются на:
- расходы на внутреннее финансирование;
- расходы на внешнее финансирование.
2) финансирование по типу долгового обязательства – по средствам, используемым для финансирования дефицита или профицита. Подразделяется на:
а) финансирование по долговым операциям:
б) финансирование за счет поступлений от приватизации:
в) Финансирование по активным операциям:
г) Классификация долга
систематизирует информацию обо всех долговых обязательствах государства и местного самоуправления. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Классификация по типу кредитора состоит из двух разделов. Первый раздел – внутренний долг, включает задолженность по займам, полученных из бюджетов разных уровней и государственных фондов; задолженность перед банковскими учреждениями; задолженность перед другими органами управления. Второй раздел – внешний долг включает задолженность по займам, полученных от международных организаций экономического развития; задолженность по займам, полученных от поставщиков.
Классификация долга по типу долгового обязательства состоит из внутреннего и внешних долгов и включает задолженность по долгосрочным обязательствам, задолженность по среднесрочным обязательствам, задолженность по краткосрочным обязательствам и векселям и т.п. Долги государства:
- внутренние – перед своими гражданами; - внешние.
Внутренние:
1) долг юридическим лицам;
2) долг перед коммерческими банками и НБУ. Долги перед банками: долги, возникшие по займам текущего года; прошлых лет; по компенсациям населению за вклады в сбербанк.
3) Задолженность с/х производителям по долгам и краткосрочным займам;
4) Задолженность перед населением по ЦБ.
Внешние:
1) задолженность по займам международным организациям;
2) задолженность государства по иностранным кредитам;
3) задолженность иностранным коммерческим банкам;
4) задолженность по займам, предоставленных иностранными поставщиками товаров, работ, услуг и т.д.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации глава 4бюджетная классификация включает такие составные части
1) классификация доходов бюджетов;
2) классификация расходов бюджетов;
3) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификация операций публично-правовых образований т.е. сектора государственного управления.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.