Основы построения бюджетного устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным режимом и государственным (территориально-политическим) устройством.

Государственный режим оказывает влияние на принципы построения бюджетной системы.

Государственное устройство оказывает влияние на характер межбюджетных отношений.

Существует две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная.

Наиболее распространенной формой территориально-политического устройства является унитарная (единая). Выделяют две основные особенности унитарного государства.

Во-первых, административно-территориальные единицы унитарного государства не обладают политической самостоятельностью. К административно-территориальным единицам такого государства относятся районы, города, края, области и др. Степень зависимости территориальных образований унитарного государства от центральной власти может быть различной.

Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контролирующих органов.

Такую форму территориально-политического устройства имеет и Украина, в состав которой входит территория с особыми полномочиями - Автономная республика Крым.

Федеративное государство имеет свои особенности, отличающие его от унитарного государства.

Во-первых, федерация состоит из административно- территориальных единиц, являющихся государственными образованиями (республики, штаты, провинции, земли и др.). В свою очередь, в состав государственных образований также входят административно-территориальные единицы уже не обладающие политической самостоятельностью.

Во-вторых, действуют две системы высших органов государственной власти. Действия федеральных органов распространяются на всю территорию государства, а действия субъектов федерации - в пределах соответствующей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов закрепляется в конституции. В зависимости от объема полномочий субъектов федерации федеративное государство может быть двух видов: симметричное и асимметричное. В симметричном - субъекты равноправны, в асимметричном – нет.

В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию, законодательную и иногда судебную систему.

Таким образом, в унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два уровня: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: Государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Принципы бюджетной системы

Согласно статьи 7 Бюджетного Кодекса Украины принципы бюджетной системы характеризуются следующим образом:

1. Принцип единства бюджетной системы – единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка использования бюджетов и видения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений на соответствующий бюджетный период. 

3. Принцип самостоятельности - государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними конкретно установленных источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством.

4. Принцип полноты – в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, что исполняются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления.

5. Принцип обоснованности (достоверности) – бюджет формируется на реальных макропоказателях экономического и социального развития государства, а также расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые ведутся в соответствии с утвержденными методиками и правилами.

6. Принцип эффективности и результативности – при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремится достижению запланированных целей при вовлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании установленного бюджетом объема средств. 

7. Принцип субсидиарности – разделение видов расходов между государством и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно базироваться на максимально возможном приближении предоставление общественных услуг к месту их непосредственного использования.

8. Принцип целевого использования бюджетных средств бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями.

9. Принцип справедливости и непредвзятости – бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого разделения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами.

10. Принцип публичности и прозрачности – информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за исполнением государственного бюджета и местных бюджетов.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации глава 5 бюджетная система страны строится на принципах:

1) принцип единства бюджетной системы РФ – означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

3) Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1. Право и обязанность органов государственной власти и     органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2.       Право органов государственной власти и органов местного
самоуправления:

• устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

• в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;

• предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

3. Недопустимость:

• установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ;

• введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ или законодательства о налогах и сборах и других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах;

• изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам
бюджетов, полученных в результате.

4) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

5) Принцип полноты отражения доходов, расходов и источ ников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений и:точников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7) Принцип результативности и эффективности использо вания бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюдж етов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом
(решением) о бюджете.

9) Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное

- опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенные в законодательные органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам вызывающим разногласия;

- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10) Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12) Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13) Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального       образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.