РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История и методология научной агрономии
для подготовки магистров по программам:
«Адаптивные системы земледелия»; «Интегрированная защита растений»; «Технология производства продукции растениеводства»; «Фитотехнологии и биопродукционные системы»; «Управление агробизнесом в растениеводстве»; «Риски при производстве продукции растениеводства».
ФГОС ВО
Направление 110400.68 «Агрономия»
Курс 1
Семестры /модули 1/1
ФГОС ВО
Москва, 2015
Составители: профессор, д.с.-х.н. Н.Ф. Хохлов
(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 201_г.
«__» ________ 201_г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
________________М2.Б3_________студентам очной формы обучения
(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.04 «Агрономия», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015г. № 834 и зарегистрированного в Минюсте РФ «03» сентября 2015г. № 38785 и учебного плана по данному направлению 35.04.04 «Агрономия» год начала подготовки 201 г.
Программа обсуждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор _____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Рецензент: профессор, д.с.-х.н. А.В. Пуховский __________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Согласовано:
Начальник методического
отдела УМУ ______________ Л.М. Сашина
(подпись)
Декан факультета Соловьев А.А., д.б.н., профессор ____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Шитикова А.В. канд. с.-х. наук, доцент _______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Заведующий выпускающей кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» _______ 201_г.
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян
(подпись)
Содержание
Аннотация.. 5
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины... 5
2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 6
4. Структура и содержание дисциплины... 8
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 8
4.2 Содержание дисциплины.. 8
4.3 Лабораторные/практические/семинарские занятия. 12
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 13
4.5 Курсовые работы (проекты)/контрольные работы/расчётно-графические работы/учебно-исследовательские работы/рефераты.. 14
5. Образовательные технологии.. 18
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 19
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 19
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 20
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 22
7.1 Основная литература. 22
7.2 Дополнительная литература. 22
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 23
7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 23
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23
8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 23
8.2 Требования к специализированному оборудованию.. 23
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины... 24
Виды и формы отработки пропущенных занятий. 24
10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине.. 24
Аннотация
Дисциплина «История и методология научной агрономии
» направлена на формирование способностей применения основных лабораторных и полевых методов идентификации условий среды экспериментальных и производственных посевов для управления урожаем и его качеством, плодородием почвы и сохранением окружающей среды. Дисциплина предполагает как теоретические вопросы, так и практическое использование знаний по инструментальным методам анализа в агрономии, сопряжена с использованием статистических основ методологии полевых экспериментов, информационных средств коммуникации и компьютерных технологий обработки данных. В ходе освоения дисциплины основное внимание уделяется освоению практических навыков современного стандартизированного инновационного инструментария и анализа, доступного и перспективного для отечественного аграрного производства и экспериментальной агрономии, а также способности интерпретировать полученные данные и принимать решения на их основе. Системой текущего контроля приняты: рефераты, защиты практических работ, контрольные работы, а итогового - экзамен.
Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализует мировоззренческую, методологическую и методические основы формирования и реализации исследовательской программы, подготовки и публичной защиты магистерской диссертации. Программа представляет собой пилотный проект. Композиция содержательного компонента дисциплины подчинена принципу истории развития целого (исследовательской программы). Системой текущего контроля приняты: рефераты, выступления с презентациями, письменные работы, а итогового- экзамен.
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
Целью дисциплины «История и методология научной агрономии»
» является освоение студентами теоретических и практических знаний и овладение компетенциями по организации и проведению анализа почвы и растений с последующим использованием информации для управления плодородием и урожаем.
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО, в цикл профессиональных дисциплин базовой части. Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 «Агрономия». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инструментальные методы исследований» являются основы почвоведения, агрохимии, земледелия, микробиологии, агрофитоценологии, основы научных исследований в агрономии. Дисциплина «История и методология научной агрономии» является основополагающей для изучения следующих дисциплин базовой части профессионального цикла по направлению подготовки «Агрономия»: «Инновационные технологии в агрономии»; цикла научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики, подготовки выпускной квалификационной работы цикла итоговой государственной аттестации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплине «История и методология научной агрономии» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 35.04.04– «Агрономия» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.
1.1. Внешние и внутренние требования
Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО[1], в цикл профессиональных дисциплин базовой части.
Реализация в дисциплине «История и методология научной агрономии» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению (профилю подготовки) 110100 –Агрономия должна формировать следующие компетенции:
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины из нового госта 834
№ п/п | Индекс | Содержание | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Особенности и формы абстрактного мышления. Язык агрономии. Анализ и синтез как логические приемы формирования понятий. | Использовать анализ и синтез при исследовании агрономических проблем на теоретическом уровне. | Языком и логическими приемами формирования понятий экспериментальной агрономии. |
2. | ОК-4 | Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования | Исторические факты выдающихся научных успехов агрономического самообразования | Ориентироваться в информационных ресурсах по приоритетным направлениям методологии агрономии | Ключевыми установками, обеспечивающими успех агрономического самообразования |
3. | ОК-5 | Способность использования на практике умения и навыки в организации исследовательских работ | Основные компоненты и особенности организации программы исследований | Разработать исследовательскую программу. Провести ее социально-экономическую и экологическую экспертизу. | Навыками разработки исследовательской программы и проведения ее социально-экономической и экологической экспертизы |
4. | ОПК-3 | Способностью понимать сущность современных проблем агрономии | Содержание понятий : «постановка проблемы». Особенности современных проблем агрономии, лучшие мировые образцы постановки и решения проблем агрономии. | Различать понятия «научная проблема агрономии » от проблемы агропроизводства. | Владеть навыками идентификации актуальных проблем научной агрономии Ставить модельные проблемы. |
5. | ПК-1 | Готовность использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно- исследовательских работах | Источники информации о современных достижениях мировой науки и передовой технологии в агрономии | Планировать многофакторные эксперименты на основе статистических моделей с использованием компьютерных технологий. | Технологией планирования могофакторных эксперименты на основе статистических моделей с использованием компьютерных технологий. |
6. | ПК-2 | Способность обосновать задачи исследования, выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов | Критерии обоснования задач исследований, принципы отбора методов экспериментальной работы, типичные ошибки интерпретации результатов научных экспериментов | Выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов | Выбора методов экспериментальной работы по приоритетным критериям экспертизы исследовательской программы |
7. | ПК-3 | Способностью самостоятельно организовать научные исследования с использованием современных методов | Системы эффективного менеджмента в исследовательских учреждениях | Составить календарный план экспериментальных работ на опытном поле и анализов в лаборатории | Составить план календарных работ по реализации исследовательской программы |
8. | ПК-4 | Готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований | Особенности рекомендаций и условия трансфера агроинноватики. | Не допускать ошибок «От условий к безусловиям» | Составлять практические рекомендации результатам научных исследований |
9. | ПК-5 | Готовностью представлять результаты в форме отчетов, публикаций и публичных обсуждений | Логические основы и структуру форм представления результатов научных исследований: отчетов, публикаций. Основы теории публичных обсуждений. | Составить план отчета, публикации, выступления. Выделить основную информацию и оформить в виде аннотации, публикаций. | Составить план отчета, публикации, выступления. Выделить основную информацию и оформить в виде аннотации, публикаций. |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины [2] по видам работ по семестрам (модулям)
Вид учебной работы
Трудоёмкость
Зач .
ед.
Час.
Экзамен
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно) |
Всего |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа СР | |
Л | ПЗ | |||
Введение | 0,2 | |||
Раздел 1 Концептуально-теоретические основы агрономии | 1,8 | |||
Раздел 2 Возникновение, становление и развитие агрономии | 52 | 6 | 46 | |
Раздел 3 Современная парадигма и методология агрономии | 90 | 6 | 18 | 66 |
Итого по дисциплине | 144 | 8 | 24 | 112 |
Раздел 1 Концептуально-теоретические основы агрономии
Тема 1 Современное понятие агрономии. Объекты и предмет агрономии, классификация и место агрономии в системе наук.
Тема 2 Институализационный базис агрономии. Условия развития агрономии.
Раздел 2 Возникновение, становление и развитие научной агрономии
Тема 1 Истоки агрономии
Тема 2 Развитие агрономии в 19 веке
Тема 3 Развитие агрономии в 20 веке
Б) Методология сравнительных исследований
Методология сравнительных исследований. Модель частотного распределения как базовая характеристика для статистического описания объекта сравнительных исследований. Интерпретация эмпирических распределений. Примеры ассиметричных распределений с отрицательной областью доверительного интервала. Использование гамма-распределения для аппроксимации объектов с асимметрией признаков. Объяснительные сравнительные исследования. Сравнительные исследования на частотном уровне. Сравнение развернутое и локальное. Понятие о самосравнении. Планирование парных сравнительных исследовании количественных и качественных признаков на основе статистических моделей – доверительного интервала и критерия T, дисперсионной модели. Условия применимости. Примеры реализации технологии планирования с использованием EXEL и Statistica. Понятие о многомерных сравнениях . Автоматическая классификация объектов (кластерный анализ) и его реализация на программном комплексе Straz и Statistica.
В) Методология сопряженных исследований
Понятие о системном методе (подходе) исследований. Холизм как философская основа системного метода. Теория систем Берталанфи и описание зависимости между компонентами систем. Примеры решения агрономических проблем с использованием системного метода.
Сопряженные исследования. Особенности организации сопряженных исследований: размещение учетных единиц в пространстве объекта. Описание сопряженности парными линейными и нелинейными регрессиями. Использование программного комплекса EXEL при обработке данных и нахождении параметров уравнений. Многомерные зависимости и их оценивание.
Г) Геоинформационные методы исследований
Исследования в разных масштабных пространственных уровнях.
Ознакомление с геостатистическими методами исследования и геоинформационными технологиями. Понятие о полувариограммах и их использование при планировании систем опробования. Системы опробования при использовании методов геостатистики. Программный комплекс «Серфер», его возможности и условия использования. Методы организации исследований на базе технологии GPS.
Тема 2 Современные исследовательские программы агрономии, технологии их реализации, исторические перспективы развития
Содержание семинарских занятий и контрольных мероприятий
№ п/п | № раздела | № и название семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий | Вид контрольного мероприятия | Кол-во часов |
1. |
Образовательные технологии
Таблица 6
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
Всего: | 12 |
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п |
Тема и форма занятия
Общее количество часов аудиторных занятий, проведенных с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 14 часов (44% от аудиторных часов).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Всего 144 балла
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: Финансы и статистика. 2003, с.269
2. Длусский Г.М. История и методология биологии. М. Анабасис.2006.
3. Кузнецова Н.И. Возникновение науки. //Философия и методология науки. М. : SvR-Аргус, 1994. Ч.1.
4. Тюрин Ю.Н. , Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: Инфра, 1997, 528с.
5. Философия и методология науки : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова- М. : Аспект Пресс., 1996. 551с.
7.2 Дополнительная литература
7.2. Дополнительная литература
1. Вавилов Н.И. Избранные произведения . Т. 1 и 2. Л.: Наука, 1967.
2. Гетманова А.Д. Логика. М. Новая школа. 1995, 416с.
3. Елина О.Ю. От царских садов до советских полей. История сельскохозяйственных опытных учреждений, ХVIII – 20-е годы ХХ века. В 2-х т. М.: Эгмонт, Россия, 2008. Т1:479, Т.2:487.
4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
5. Локатос И. Методология научных исследовательских программ. // Вопросы философии. _1995, №4
6. Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: Аграрная наука и политика России. (18-20 вв) . М. Энциклопедия российских деревень. 1995, 574с.
7. Прянишников Д.Н. Избранные сочинения., т.1-3, М.: Сельхозиздат, 1963
8. Сеятели и хранители, кн. 1 и 2.М.: Современник, 1992
9. Стебут И.А. Избранные сочинения, том 2, М.:.СЕЛЬХОЗГИЗ, 1957
10. Тимирязев К.А. Избранные соч., том 1, М.: ОГИЗ -СЕЛЬХОЗГИЗ, 1948.
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям
1. Агроэкологическая оценка земель, проектирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий / под редакцией В.И. Кирюшина. М.: РАСХН, 2005
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.: ИЛ, 1956.
3. Болотов А.Т. Избранные сочинения по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике. М.: Изд. МОИП, 1952.
4. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: наука, 1988
5. Гаврилов А.М. Введение в агрономию. М.: Колос, 1980.
6. Дояренко А.Г. Избранные сочинения. М.: Сельхозгиз. 1963 – 495с.
7. Ермолов А.с. избранные труды. -М.: Колос. 1995, -381с.
8. Жученко А.А. Адаптивное растениеводство (Эколого-генетические основы). Кишинев, Штиинца, 1990
9. Информационно-справочные системы по оптимизации землепользования в условиях ЦЧЗ (под ред. И.И. Васенева и Г.Н. Черкасова). Курск, 2002, 118с.
10. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. - М.-Л.: Сельхозгиз, 1937.
11. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М.: Логос, 2001, -368с
12. Качинский Н.А. Агрономия и почвоведение в Московском государственном университете за 200 лет. –М. :МГУ , 1957, -60с.
13. Константинов П.Н. Основы сельскохозяйственного опытного дела. –М.: Сельхозгиз, 1952.
14. Комов И.М. О земледелии -1788.
15. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир. 2001, 199с.
16. Найдин П.Г. О методе полевого опыта. // Всесоюзное совещание работников сельскохозяйственной науки 19-23 июня 1956г- Сельхозгиз. 1957.- 135-144
17. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные труды. М.: Прогресс. 1983
18. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая.1994
19. Сельскохозяйственная энциклопедия.Т.1-6. М.: Советская энциклопедия, 1969.
20. Сиротенко О.Д. Математическое моделирование водно-теплового режима и продуктивности агроэкосистем. Л. Гидромет., 1981, 167с.
21. Советов А.В. О системах земледелия. –Санкт-петербург, 1867.-285с.
22. Полуэктов Р.А. Динамические модели агроэкосистемы.. Л. Гидрометиздат, 1991, 310с
23. Сойфер В.Н. Очерки истории молекулярной генетики. - М.: Наука, 1970.
24. Фридланд В.М. Структура почвенного покрова и методы ее изучения. Труды Почвенного ин-та. М.: 1973, -№ 1.- с.4-14.
25. Энгельгардт А.Н. избранные сочинения. – М.: Из-во сельская литература, 1959,- 753с.
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
Для проведения курса необходимы: оборудованные для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс. вопросы для текущих контрольных работ; темы для рефератов и выступлений.
Требования к специализированному оборудованию
Мультимедийные аудитории и компьютерные классы с выходом в Интернет. Кроме пакета программ Exel, необходимо иметь программу Serfer , Statistica, Straz
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины
По содержанию - основное значение придается третьему и четвертому разделам. Изучение второго раздела максимально самостоятельно, но не на прагматических принципах хронологической фактологии, а философии (эпистемологии) истории науки. То есть общих законов эволюционного развития взамопроникающих и взаимодействующих наук агрономического направления.
Программу разработал
Хохлов Н.Ф., профессор кафедры
Земледелия и МОД, доктор с.-х. наук _______________________
(подпись)
[1] Не относится к дисциплинам вариативной части или дисциплинам по выбору.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История и методология научной агрономии
для подготовки магистров по программам:
«Адаптивные системы земледелия»; «Интегрированная защита растений»; «Технология производства продукции растениеводства»; «Фитотехнологии и биопродукционные системы»; «Управление агробизнесом в растениеводстве»; «Риски при производстве продукции растениеводства».
ФГОС ВО
Направление 110400.68 «Агрономия»
Курс 1
Семестры /модули 1/1
ФГОС ВО
Москва, 2015
Составители: профессор, д.с.-х.н. Н.Ф. Хохлов
(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 201_г.
«__» ________ 201_г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
________________М2.Б3_________студентам очной формы обучения
(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.04 «Агрономия», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015г. № 834 и зарегистрированного в Минюсте РФ «03» сентября 2015г. № 38785 и учебного плана по данному направлению 35.04.04 «Агрономия» год начала подготовки 201 г.
Программа обсуждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор _____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Рецензент: профессор, д.с.-х.н. А.В. Пуховский __________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Согласовано:
Начальник методического
отдела УМУ ______________ Л.М. Сашина
(подпись)
Декан факультета Соловьев А.А., д.б.н., профессор ____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Шитикова А.В. канд. с.-х. наук, доцент _______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Заведующий выпускающей кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» _______ 201_г.
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян
(подпись)
Содержание
Аннотация.. 5
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины... 5
2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 6
4. Структура и содержание дисциплины... 8
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 8
4.2 Содержание дисциплины.. 8
4.3 Лабораторные/практические/семинарские занятия. 12
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 13
4.5 Курсовые работы (проекты)/контрольные работы/расчётно-графические работы/учебно-исследовательские работы/рефераты.. 14
5. Образовательные технологии.. 18
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 19
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 19
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 20
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 22
7.1 Основная литература. 22
7.2 Дополнительная литература. 22
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 23
7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 23
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23
8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 23
8.2 Требования к специализированному оборудованию.. 23
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины... 24
Виды и формы отработки пропущенных занятий. 24
10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине.. 24
Аннотация
Дисциплина «История и методология научной агрономии
» направлена на формирование способностей применения основных лабораторных и полевых методов идентификации условий среды экспериментальных и производственных посевов для управления урожаем и его качеством, плодородием почвы и сохранением окружающей среды. Дисциплина предполагает как теоретические вопросы, так и практическое использование знаний по инструментальным методам анализа в агрономии, сопряжена с использованием статистических основ методологии полевых экспериментов, информационных средств коммуникации и компьютерных технологий обработки данных. В ходе освоения дисциплины основное внимание уделяется освоению практических навыков современного стандартизированного инновационного инструментария и анализа, доступного и перспективного для отечественного аграрного производства и экспериментальной агрономии, а также способности интерпретировать полученные данные и принимать решения на их основе. Системой текущего контроля приняты: рефераты, защиты практических работ, контрольные работы, а итогового - экзамен.
Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализует мировоззренческую, методологическую и методические основы формирования и реализации исследовательской программы, подготовки и публичной защиты магистерской диссертации. Программа представляет собой пилотный проект. Композиция содержательного компонента дисциплины подчинена принципу истории развития целого (исследовательской программы). Системой текущего контроля приняты: рефераты, выступления с презентациями, письменные работы, а итогового- экзамен.
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
Целью дисциплины «История и методология научной агрономии»
» является освоение студентами теоретических и практических знаний и овладение компетенциями по организации и проведению анализа почвы и растений с последующим использованием информации для управления плодородием и урожаем.
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО, в цикл профессиональных дисциплин базовой части. Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 «Агрономия». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инструментальные методы исследований» являются основы почвоведения, агрохимии, земледелия, микробиологии, агрофитоценологии, основы научных исследований в агрономии. Дисциплина «История и методология научной агрономии» является основополагающей для изучения следующих дисциплин базовой части профессионального цикла по направлению подготовки «Агрономия»: «Инновационные технологии в агрономии»; цикла научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики, подготовки выпускной квалификационной работы цикла итоговой государственной аттестации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплине «История и методология научной агрономии» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 35.04.04– «Агрономия» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.
1.1. Внешние и внутренние требования
Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО[1], в цикл профессиональных дисциплин базовой части.
Реализация в дисциплине «История и методология научной агрономии» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению (профилю подготовки) 110100 –Агрономия должна формировать следующие компетенции:
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины из нового госта 834
№ п/п | Индекс | Содержание | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Особенности и формы абстрактного мышления. Язык агрономии. Анализ и синтез как логические приемы формирования понятий. | Использовать анализ и синтез при исследовании агрономических проблем на теоретическом уровне. | Языком и логическими приемами формирования понятий экспериментальной агрономии. |
2. | ОК-4 | Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования | Исторические факты выдающихся научных успехов агрономического самообразования | Ориентироваться в информационных ресурсах по приоритетным направлениям методологии агрономии | Ключевыми установками, обеспечивающими успех агрономического самообразования |
3. | ОК-5 | Способность использования на практике умения и навыки в организации исследовательских работ | Основные компоненты и особенности организации программы исследований | Разработать исследовательскую программу. Провести ее социально-экономическую и экологическую экспертизу. | Навыками разработки исследовательской программы и проведения ее социально-экономической и экологической экспертизы |
4. | ОПК-3 | Способностью понимать сущность современных проблем агрономии | Содержание понятий : «постановка проблемы». Особенности современных проблем агрономии, лучшие мировые образцы постановки и решения проблем агрономии. | Различать понятия «научная проблема агрономии » от проблемы агропроизводства. | Владеть навыками идентификации актуальных проблем научной агрономии Ставить модельные проблемы. |
5. | ПК-1 | Готовность использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно- исследовательских работах | Источники информации о современных достижениях мировой науки и передовой технологии в агрономии | Планировать многофакторные эксперименты на основе статистических моделей с использованием компьютерных технологий. | Технологией планирования могофакторных эксперименты на основе статистических моделей с использованием компьютерных технологий. |
6. | ПК-2 | Способность обосновать задачи исследования, выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов | Критерии обоснования задач исследований, принципы отбора методов экспериментальной работы, типичные ошибки интерпретации результатов научных экспериментов | Выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов | Выбора методов экспериментальной работы по приоритетным критериям экспертизы исследовательской программы |
7. | ПК-3 | Способностью самостоятельно организовать научные исследования с использованием современных методов | Системы эффективного менеджмента в исследовательских учреждениях | Составить календарный план экспериментальных работ на опытном поле и анализов в лаборатории | Составить план календарных работ по реализации исследовательской программы |
8. | ПК-4 | Готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований | Особенности рекомендаций и условия трансфера агроинноватики. | Не допускать ошибок «От условий к безусловиям» | Составлять практические рекомендации результатам научных исследований |
9. | ПК-5 | Готовностью представлять результаты в форме отчетов, публикаций и публичных обсуждений | Логические основы и структуру форм представления результатов научных исследований: отчетов, публикаций. Основы теории публичных обсуждений. | Составить план отчета, публикации, выступления. Выделить основную информацию и оформить в виде аннотации, публикаций. | Составить план отчета, публикации, выступления. Выделить основную информацию и оформить в виде аннотации, публикаций. |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины [2] по видам работ по семестрам (модулям)
Вид учебной работы
Трудоёмкость
Зач .
ед.
Час.
Экзамен
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно) |
Всего |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа СР | |
Л | ПЗ | |||
Введение | 0,2 | |||
Раздел 1 Концептуально-теоретические основы агрономии | 1,8 | |||
Раздел 2 Возникновение, становление и развитие агрономии | 52 | 6 | 46 | |
Раздел 3 Современная парадигма и методология агрономии | 90 | 6 | 18 | 66 |
Итого по дисциплине | 144 | 8 | 24 | 112 |
Раздел 1 Концептуально-теоретические основы агрономии
Тема 1 Современное понятие агрономии. Объекты и предмет агрономии, классификация и место агрономии в системе наук.
Тема 2 Институализационный базис агрономии. Условия развития агрономии.
Раздел 2 Возникновение, становление и развитие научной агрономии
Тема 1 Истоки агрономии
Тема 2 Развитие агрономии в 19 веке
Тема 3 Развитие агрономии в 20 веке
Дата: 2019-03-05, просмотров: 387.