История и методология научной агрономии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История и методология научной агрономии

для подготовки магистров по программам:

«Адаптивные системы земледелия»; «Интегрированная защита растений»; «Технология производства продукции растениеводства»; «Фитотехнологии и биопродукционные системы»; «Управление агробизнесом в растениеводстве»; «Риски при производстве продукции растениеводства».

 

 

ФГОС ВО

 

Направление 110400.68 «Агрономия»

Курс 1

Семестры /модули 1/1

 

 

ФГОС ВО

 

Москва, 2015

Составители: профессор, д.с.-х.н. Н.Ф. Хохлов

(ФИО, ученая степень, ученое звание)                        «__» ________ 201_г.

 

 

  «__» ________ 201_г.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока

________________М2.Б3_________студентам   очной  формы обучения

(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ)             (очная, очно-заочной, заочной)

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.04 «Агрономия», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015г. № 834 и зарегистрированного в Минюсте РФ «03» сентября 2015г. № 38785 и учебного плана по данному направлению 35.04.04 «Агрономия» год начала подготовки 201 г.                              

 

Программа обсуждена на заседании кафедры

 

Зав. кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор  _____________________

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)                           (подпись)

«__» ________ 201_г.

Рецензент: профессор, д.с.-х.н. А.В. Пуховский __________________________

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                                                                              (подпись)

Согласовано:

 

Начальник методического

отдела УМУ                                                  ______________ Л.М. Сашина

                                                                      (подпись)

               

 

 

Декан факультета Соловьев А.А., д.б.н., профессор ____________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)                        (подпись)

«__» ________ 201_г.

 

 

Председатель учебно-методической комиссии факультета

Шитикова А.В. канд. с.-х. наук, доцент _______________ 

                         (ФИО, ученая степень, ученое звание)                             (подпись)

 «__» ________ 201_г.

 

 

Заведующий выпускающей кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор

                                                                                                                                                                                     (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                  (подпись)

                                                                                «__» _______ 201_г.

 

Отдел комплектования ЦНБ              _______________Е.А. Комарова

(подпись)

 

Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ         ______________ К.И. Ханжиян

(подпись)



Содержание

Аннотация.. 5

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины... 5

2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 6

4. Структура и содержание дисциплины... 8

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 8

4.2 Содержание дисциплины.. 8

4.3 Лабораторные/практические/семинарские занятия. 12

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 13

4.5 Курсовые работы (проекты)/контрольные работы/расчётно-графические работы/учебно-исследовательские работы/рефераты.. 14

5. Образовательные технологии.. 18

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 19

6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 19

6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 20

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 22

7.1 Основная литература. 22

7.2 Дополнительная литература. 22

7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 23

7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 23

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23

8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 23

8.2 Требования к специализированному оборудованию.. 23

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины... 24

Виды и формы отработки пропущенных занятий. 24

10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине.. 24


Аннотация

Дисциплина «История и методология научной агрономии

» направлена на формирование способностей применения основных лабораторных и полевых методов идентификации условий среды экспериментальных и производственных посевов для  управления урожаем и его качеством, плодородием почвы и сохранением окружающей среды. Дисциплина предполагает как теоретические вопросы, так и практическое использование знаний по инструментальным методам анализа в агрономии, сопряжена с использованием статистических основ методологии полевых экспериментов, информационных средств коммуникации и компьютерных технологий обработки данных. В ходе освоения дисциплины основное внимание уделяется освоению практических навыков современного стандартизированного инновационного инструментария и анализа, доступного и перспективного для отечественного аграрного производства и экспериментальной агрономии, а также способности интерпретировать полученные данные и принимать решения на их основе. Системой текущего контроля приняты: рефераты, защиты практических работ, контрольные работы, а итогового - экзамен.

Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализует мировоззренческую, методологическую и методические основы формирования и реализации исследовательской программы, подготовки и публичной защиты магистерской диссертации. Программа представляет собой пилотный проект. Композиция содержательного компонента дисциплины подчинена принципу истории развития целого (исследовательской программы). Системой текущего контроля приняты: рефераты, выступления с презентациями, письменные работы, а итогового- экзамен.

 

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

Целью дисциплины «История и методология научной агрономии»

» является освоение студентами теоретических и практических знаний и овладение компетенциями по организации и проведению анализа почвы и растений с последующим использованием информации для управления плодородием и урожаем.

 

2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО, в цикл профессиональных дисциплин базовой части. Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 «Агрономия». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инструментальные методы исследований» являются основы почвоведения, агрохимии, земледелия, микробиологии, агрофитоценологии, основы научных исследований в агрономии. Дисциплина «История и методология научной агрономии» является основополагающей для изучения следующих дисциплин базовой части профессионального цикла по направлению подготовки «Агрономия»: «Инновационные технологии в агрономии»; цикла научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики, подготовки выпускной квалификационной работы цикла итоговой государственной аттестации.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение дисциплине «История и методология научной агрономии» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 35.04.04– «Агрономия» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.

 

1.1. Внешние и внутренние требования

Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО[1], в цикл профессиональных дисциплин базовой части.

Реализация в дисциплине «История и методология научной агрономии» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению (профилю подготовки) 110100 –Агрономия должна формировать следующие компетенции:

Таблица 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины из нового госта 834

№ п/п

Индекс
компетенции

Содержание
компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1. ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Особенности и формы  абстрактного мышления. Язык агрономии. Анализ и синтез как логические приемы формирования понятий. Использовать анализ и синтез при исследовании агрономических проблем на теоретическом уровне. Языком и логическими приемами формирования понятий экспериментальной агрономии.
2. ОК-4 Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования Исторические факты выдающихся научных успехов агрономического самообразования Ориентироваться в информационных ресурсах по приоритетным направлениям методологии агрономии Ключевыми установками, обеспечивающими успех агрономического самообразования
3. ОК-5 Способность использования на практике умения и навыки в организации исследовательских работ Основные компоненты и особенности  организации программы исследований Разработать исследовательскую программу. Провести ее социально-экономическую и экологическую экспертизу.  Навыками разработки исследовательской программы и проведения ее социально-экономической и экологической экспертизы
4. ОПК-3 Способностью понимать сущность современных проблем агрономии Содержание понятий : «постановка проблемы».  Особенности современных проблем агрономии, лучшие мировые образцы   постановки и решения проблем агрономии.     Различать понятия «научная проблема агрономии » от проблемы агропроизводства.   Владеть навыками идентификации актуальных проблем научной агрономии Ставить модельные проблемы.
5. ПК-1 Готовность использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно- исследовательских работах Источники информации о современных достижениях мировой науки и передовой технологии в агрономии  Планировать многофакторные эксперименты на основе статистических моделей с использованием  компьютерных технологий. Технологией планирования могофакторных эксперименты на основе статистических моделей с использованием компьютерных технологий.
  6.   ПК-2 Способность обосновать задачи исследования, выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов Критерии обоснования задач исследований, принципы отбора методов экспериментальной работы, типичные ошибки интерпретации  результатов научных экспериментов Выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов  Выбора методов экспериментальной работы по приоритетным критериям экспертизы исследовательской программы
7. ПК-3 Способностью самостоятельно организовать научные исследования с использованием современных методов Системы эффективного менеджмента в исследовательских учреждениях Составить календарный план  экспериментальных работ на опытном поле и анализов в лаборатории Составить план календарных работ по реализации исследовательской программы
8. ПК-4 Готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований Особенности рекомендаций и условия трансфера  агроинноватики.   Не допускать ошибок «От условий к безусловиям»   Составлять практические рекомендации результатам научных исследований
9. ПК-5 Готовностью представлять результаты в форме отчетов, публикаций и публичных обсуждений Логические основы и структуру форм представления результатов научных исследований: отчетов, публикаций. Основы теории публичных обсуждений.  Составить план отчета, публикации, выступления.  Выделить основную информацию  и оформить в виде аннотации, публикаций. Составить план отчета, публикации, выступления. Выделить основную информацию и оформить в виде аннотации, публикаций.

 


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины [2] по видам работ по семестрам (модулям)





Вид учебной работы

Трудоёмкость

Зач .

 ед.

Час.

в т.ч. по семестрам / модулям № 1 Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану 4 144 144 Аудиторная работа: 0,89 32 32 лекции (Л)   8 8 практические занятия (ПЗ)   12 12 семинары (С)   12 12 лабораторные работы (ЛР)       Самостоятельная работа (СРС)[3] 3,11 112 112 реферат (Р) 0,3 10 10 самостоятельное изучение разделов 0,6 18 18 контрольные работы (Кр) 0,4 14 14 самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.)     0,80   28 28 Подготовка к экзамену 0,71 27 36 Вид контроля:

Экзамен

 

4.2 Содержание дисциплины

 

Таблица 3

Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно)

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа СР

Л ПЗ
Введение 0,2
Раздел 1 Концептуально-теоретические основы агрономии 1,8
Раздел 2 Возникновение, становление  и развитие агрономии 52 6 46
Раздел 3 Современная парадигма и методология агрономии   90 6 18 66
Итого по дисциплине 144 8 24 112

Раздел 1  Концептуально-теоретические  основы агрономии

Тема 1 Современное понятие агрономии. Объекты и предмет агрономии, классификация и место агрономии в системе  наук.

Тема 2 Институализационный базис агрономии. Условия развития агрономии.

 

Раздел  2     Возникновение, становление  и развитие научной агрономии

Тема 1 Истоки агрономии

Тема 2 Развитие агрономии в 19 веке

Тема 3 Развитие агрономии в 20 веке

 

Б) Методология сравнительных исследований

Методология сравнительных исследований. Модель частотного распределения как базовая характеристика для статистического описания объекта сравнительных исследований. Интерпретация эмпирических распределений. Примеры ассиметричных распределений с отрицательной областью доверительного интервала. Использование гамма-распределения для аппроксимации объектов с асимметрией признаков. Объяснительные сравнительные исследования. Сравнительные исследования на частотном уровне. Сравнение развернутое и локальное. Понятие о самосравнении. Планирование парных сравнительных исследовании количественных и качественных признаков на основе статистических моделей – доверительного интервала и критерия T, дисперсионной модели. Условия применимости. Примеры реализации технологии планирования с использованием EXEL и Statistica.  Понятие о многомерных сравнениях . Автоматическая классификация объектов (кластерный анализ) и его реализация на программном комплексе Straz и Statistica.

 

 В) Методология сопряженных исследований

Понятие о системном методе (подходе) исследований. Холизм как философская основа системного метода. Теория систем Берталанфи и описание зависимости между компонентами систем.  Примеры решения агрономических проблем с использованием системного метода.

Сопряженные исследования. Особенности организации сопряженных исследований: размещение учетных единиц в пространстве объекта. Описание сопряженности парными линейными и нелинейными регрессиями. Использование программного комплекса EXEL при обработке данных и нахождении параметров уравнений. Многомерные зависимости и их оценивание. 

 

Г) Геоинформационные методы исследований

Исследования в разных масштабных пространственных уровнях.

Ознакомление с геостатистическими методами исследования и геоинформационными технологиями. Понятие о полувариограммах и их использование при планировании систем опробования. Системы опробования при использовании методов геостатистики. Программный комплекс «Серфер», его возможности и условия использования. Методы организации исследований на базе технологии GPS. 

Тема 2  Современные исследовательские программы агрономии, технологии их реализации,   исторические перспективы развития

 

Содержание семинарских занятий и контрольных мероприятий

№ п/п № раздела № и название семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий Вид контрольного мероприятия Кол-во часов

1.

Образовательные технологии

Таблица 6

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

    Всего: 12

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

№ п/п

Тема и форма занятия

Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий Кол-во часов 1.   Тема 1 Предистория и ранняя история классической научной агрономии Л   Технологии критического мышления 2 2. Исследовательские программы эпохи классической агрономии СЗ   Технологии критического мышления 2 3. Основы теории и методологии научно-технического творчества. СЗ   Мозговой штурм   2 4. Современные исследовательские программы агрономии, технологии их реализации,   исторические перспективы развития       СЗ   Экспертно-консультативный семинар, Case-study 8  

 

Всего: 14

Общее количество часов аудиторных занятий, проведенных с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 14 часов (44% от аудиторных часов).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и  промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Всего 144 балла

 

6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

  1. Понятие научной агрономии. Терминология. Предмет и объекты.
  2. Проблемы агрономии в рамках новой парадигмы ФАО по устойчивой интенсификации растениеводства.
  3. Современная агрономия ее субнауки и место в системе наук.
  4. Философско-теоретический базис агрономии.(Язык агрономии)
  5. Институализационный базис агрономии на мировом и национальном уровнях.
  6. Пред-история и ранняя история агрономии.
  7.  Основные идеи и значение работ Т. Сессюра , Ж. Буссенго, К. Шпренгеля для агрохимии.
  8. А. Тэер, его взгляды на теорию питания растений и его роль в институализации агрономии.
  9. К. Шпренгель, Ю. Либих и законы минимума и возврата
  10. Длительные полевые опыты и их познавательные возможности. Эксперимент в Бротболке. Длительный опыт ТСХА.
  11.  Работы Антона де Бари (1861) и их значение для агрономии.
  12. Концептуально-теоретические основы работ Энгельгарда, А.В. Советова, А.С. Ермолова по системам земледелия.
  13. Законы земледелия (законы урожая) как базовые принципы агрономии
  14. Э. Вольни, Либшер и закон «Оптимума».
  15.  Митчерлих и значение его работ для моделирования урожайности
  16. Значение работ И. Шубарта и Г. Гельригеля для агрономии
  17.  Роль микробиологов в разработке концептуальных основ применения азотных удобрений
  18. История возникновения и становления химических средств защиты растений.
  19.  Использование законов наследственности. Г. Менделя и Де Фриза в селекции растений.
  20. Методология селекционных исследований на Свалевской, Шатиловской, Петровской станциях
  21. Исследовательские программы (ИП) классической агрономии. Методологические основы ИП Дояренко А.Г.
  22. Исследовательские программы эпохи открытия «законов земледелия». Концептуально- теоретический базис и методология программ.
  23.  Вклад русских ученых в развитие агрономии (на примере работ К.А. Тимирязева, Д.Н. Прянишникова, И.В. Мичурина)
  24.  Вклад Н.И. Вавилова в развитие научной агрономии
  25.  Исследовательские программы агрономии второй половины 20 века.
  26. Философско-теоретический базис неклассических форм земледелия.
  27.  Конференция РИО (1992г.) и экологизация агрономии.
  28. Развитие агрономии в связи с политическими, социально-экономическими и финансовыми условиями
  29. Современные исследовательские программы по проблемам (общего земледелия, растениеводства, защиты растений, селекции, семеноводства, сельскохозяйственной биотехнологии
  30. Ключевые понятия агрономии, их имена и смысл. Определение понятий. Примеры ошибочных определений (на примерах агрономии).
  31.  Логические выводы, эксперимент и практика как критерии истинности знаний.
  32. Общая схема разработки и трансфера агрономической инноватики в земледелие (на примере химических средств зашиты растений).
  33.  Содержание и порядок разработки программы агрономических исследований.
  34. Планирование затрат на агрономическое исследование и расчет его эффективности.
  35. Возможности и пределы редукционизма в агрономии. Использование системного подхода в исследованиях.
  36. Предварительный этап исследований и примеры его организации в условиях хаотично-нормализованной и направленно ориентированной неоднородности агрономических объектов.
  37.  Роль научной гипотезы в исследовании. Проверка гипотез на состоятельность.
  38. Методы и уровни агрономических исследований.
  39. Познавательные возможности методов агрономии (полевого и вегетационного опытов).
  40. Объект и предмет исследований. Способы достижения адекватности систем отбора проб и статистических моделей объекту и предмету исследований.
  41. Агрономические исследования в статике: по одному, множеству признаков. Исследования в разных масштабных пространственных уровнях.
  42. Исследования в динамике: по одному, множеству признаков. Исследования в разных масштабных пространственных уровнях.
  43. Исследовательские программы по агрономии на основе моделирования, компьютерного экспериментирования и идентификационного эксперимента.
  44. Сопряженные исследования. Описание сопряженности параметров объекта парными линейными регрессиями.
  45. Сопряженные исследования. Описание сопряженности параметров объекта парными нелинейными регрессиями.
  46. Сопряженные исследования. Многомерные зависимости и их оценивание.
  47. Соотношение детерминированного и вероятностного в агрономических исследованиях (на примере агрофизики).
  48. Основные типы эмпирических распределений показателей агрономических объектов и их интерпретация.
  49. Примеры ассиметричных распределений с отрицательной областью доверительного интервала. Использование гамма-распределения для аппроксимации измерительной информации агрономических объектов с асимметрией.
  50. Методология сравнительных исследований. Объяснительные сравнительные исследования. Сравнение развернутое и локальное. Понятие о самосравнении.
  51. Модель частотного распределения как базовая характеристика для статистического описания агрономического объекта сравнительных исследований.
  52.  Исследовательские программы на основе дисперсионной модели.
  53. Методология пространственных исследований. Примеры использования методов геостатистики и геоинформации в агрономии.
  54. Понятие о научной проблеме. Основы методологического анализа научных проблем в области агрономических исследований.
  55. Эффективность и условия использования гипотетико-дедуктивного метода в агрономических исследованиях
  56. Методология агроэкономической и агроэкологической экспертизы исследовательских программ и результатов исследований.
  57. Особенности исследований в производственных условиях. Понятие «Фермерской науки».
  58. Методические основы организации агрономических исследований на базе спутниковых технологий (GPS, Глонас).
  59. Теория и методология научно-технического творчества. Содержание формулы изобретения. Примеры инновационных решений в земледелии.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

1.  Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: Финансы и статистика. 2003, с.269

2. Длусский Г.М. История и методология биологии. М. Анабасис.2006.

3. Кузнецова Н.И. Возникновение науки. //Философия и методология науки. М. : SvR-Аргус, 1994. Ч.1.

4. Тюрин Ю.Н. , Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: Инфра, 1997, 528с.

5. Философия и методология науки : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова- М. : Аспект Пресс., 1996. 551с.

 

7.2 Дополнительная литература

7.2. Дополнительная литература

1. Вавилов Н.И. Избранные произведения . Т. 1 и 2. Л.: Наука, 1967.

2. Гетманова А.Д. Логика. М. Новая школа. 1995, 416с.

3. Елина О.Ю. От царских садов до советских полей. История сельскохозяйственных опытных учреждений, ХVIII – 20-е годы ХХ века. В 2-х т. М.: Эгмонт, Россия, 2008. Т1:479, Т.2:487.

4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

5. Локатос И. Методология научных исследовательских программ. // Вопросы философии. _1995, №4

6. Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: Аграрная наука и политика России. (18-20 вв) . М. Энциклопедия российских деревень. 1995, 574с.

7. Прянишников Д.Н. Избранные сочинения., т.1-3, М.: Сельхозиздат, 1963

8. Сеятели и хранители, кн. 1 и 2.М.: Современник, 1992

9. Стебут И.А. Избранные сочинения, том 2, М.:.СЕЛЬХОЗГИЗ, 1957

10. Тимирязев К.А. Избранные соч., том 1, М.: ОГИЗ -СЕЛЬХОЗГИЗ, 1948.

 

7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям

1. Агроэкологическая оценка земель, проектирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий / под редакцией В.И. Кирюшина. М.: РАСХН, 2005

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.: ИЛ, 1956.

3. Болотов А.Т. Избранные сочинения по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике. М.: Изд. МОИП, 1952.

4. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: наука, 1988

5. Гаврилов А.М. Введение в агрономию. М.: Колос, 1980.

6. Дояренко А.Г. Избранные сочинения. М.: Сельхозгиз. 1963 – 495с.

7. Ермолов А.с. избранные труды. -М.: Колос. 1995, -381с.

8. Жученко А.А. Адаптивное растениеводство (Эколого-генетические основы). Кишинев, Штиинца, 1990

9. Информационно-справочные системы по оптимизации землепользования в условиях ЦЧЗ (под ред. И.И. Васенева и Г.Н. Черкасова). Курск, 2002, 118с.

10. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. - М.-Л.: Сельхозгиз, 1937.

11. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М.: Логос, 2001, -368с

12. Качинский Н.А. Агрономия и почвоведение в Московском государственном университете за 200 лет. –М. :МГУ , 1957, -60с.

13. Константинов П.Н. Основы сельскохозяйственного опытного дела. –М.: Сельхозгиз, 1952.

14. Комов И.М. О земледелии -1788.

15. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир. 2001, 199с.

16. Найдин П.Г. О методе полевого опыта. // Всесоюзное совещание работников сельскохозяйственной науки 19-23 июня 1956г- Сельхозгиз. 1957.- 135-144

17. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные труды. М.: Прогресс. 1983

18. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая.1994

19. Сельскохозяйственная энциклопедия.Т.1-6. М.: Советская энциклопедия, 1969.

20. Сиротенко О.Д. Математическое моделирование водно-теплового режима и продуктивности агроэкосистем. Л. Гидромет., 1981, 167с.

21. Советов А.В. О системах земледелия. –Санкт-петербург, 1867.-285с.

22. Полуэктов Р.А. Динамические модели агроэкосистемы.. Л. Гидрометиздат, 1991, 310с

23. Сойфер В.Н. Очерки истории молекулярной генетики. - М.: Наука, 1970.

24. Фридланд В.М. Структура почвенного покрова и методы ее изучения. Труды Почвенного ин-та. М.: 1973, -№ 1.- с.4-14.

25. Энгельгардт А.Н. избранные сочинения. – М.: Из-во сельская литература, 1959,- 753с.

 

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Для проведения курса необходимы: оборудованные для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс. вопросы для текущих контрольных работ; темы для рефератов и выступлений.

Требования к специализированному оборудованию

Мультимедийные аудитории и компьютерные классы с выходом в Интернет. Кроме пакета программ Exel, необходимо иметь программу Serfer , Statistica, Straz

 

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины

 

По содержанию - основное значение придается третьему и четвертому разделам. Изучение второго раздела максимально самостоятельно, но не на прагматических принципах хронологической фактологии, а философии (эпистемологии) истории науки. То есть общих законов эволюционного развития взамопроникающих и взаимодействующих наук агрономического направления. 

 

Программу разработал

Хохлов Н.Ф., профессор кафедры

Земледелия и МОД, доктор с.-х. наук             _______________________

                                                                                                     (подпись)

 


[1] Не относится к дисциплинам вариативной части или дисциплинам по выбору.

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История и методология научной агрономии

для подготовки магистров по программам:

«Адаптивные системы земледелия»; «Интегрированная защита растений»; «Технология производства продукции растениеводства»; «Фитотехнологии и биопродукционные системы»; «Управление агробизнесом в растениеводстве»; «Риски при производстве продукции растениеводства».

 

 

ФГОС ВО

 

Направление 110400.68 «Агрономия»

Курс 1

Семестры /модули 1/1

 

 

ФГОС ВО

 

Москва, 2015

Составители: профессор, д.с.-х.н. Н.Ф. Хохлов

(ФИО, ученая степень, ученое звание)                        «__» ________ 201_г.

 

 

  «__» ________ 201_г.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока

________________М2.Б3_________студентам   очной  формы обучения

(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ)             (очная, очно-заочной, заочной)

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.04 «Агрономия», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015г. № 834 и зарегистрированного в Минюсте РФ «03» сентября 2015г. № 38785 и учебного плана по данному направлению 35.04.04 «Агрономия» год начала подготовки 201 г.                              

 

Программа обсуждена на заседании кафедры

 

Зав. кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор  _____________________

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)                           (подпись)

«__» ________ 201_г.

Рецензент: профессор, д.с.-х.н. А.В. Пуховский __________________________

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                                                                              (подпись)

Согласовано:

 

Начальник методического

отдела УМУ                                                  ______________ Л.М. Сашина

                                                                      (подпись)

               

 

 

Декан факультета Соловьев А.А., д.б.н., профессор ____________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)                        (подпись)

«__» ________ 201_г.

 

 

Председатель учебно-методической комиссии факультета

Шитикова А.В. канд. с.-х. наук, доцент _______________ 

                         (ФИО, ученая степень, ученое звание)                             (подпись)

 «__» ________ 201_г.

 

 

Заведующий выпускающей кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор

                                                                                                                                                                                     (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                  (подпись)

                                                                                «__» _______ 201_г.

 

Отдел комплектования ЦНБ              _______________Е.А. Комарова

(подпись)

 

Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ         ______________ К.И. Ханжиян

(подпись)



Содержание

Аннотация.. 5

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины... 5

2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 6

4. Структура и содержание дисциплины... 8

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 8

4.2 Содержание дисциплины.. 8

4.3 Лабораторные/практические/семинарские занятия. 12

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 13

4.5 Курсовые работы (проекты)/контрольные работы/расчётно-графические работы/учебно-исследовательские работы/рефераты.. 14

5. Образовательные технологии.. 18

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 19

6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 19

6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 20

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 22

7.1 Основная литература. 22

7.2 Дополнительная литература. 22

7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 23

7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 23

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23

8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 23

8.2 Требования к специализированному оборудованию.. 23

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины... 24

Виды и формы отработки пропущенных занятий. 24

10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине.. 24


Аннотация

Дисциплина «История и методология научной агрономии

» направлена на формирование способностей применения основных лабораторных и полевых методов идентификации условий среды экспериментальных и производственных посевов для  управления урожаем и его качеством, плодородием почвы и сохранением окружающей среды. Дисциплина предполагает как теоретические вопросы, так и практическое использование знаний по инструментальным методам анализа в агрономии, сопряжена с использованием статистических основ методологии полевых экспериментов, информационных средств коммуникации и компьютерных технологий обработки данных. В ходе освоения дисциплины основное внимание уделяется освоению практических навыков современного стандартизированного инновационного инструментария и анализа, доступного и перспективного для отечественного аграрного производства и экспериментальной агрономии, а также способности интерпретировать полученные данные и принимать решения на их основе. Системой текущего контроля приняты: рефераты, защиты практических работ, контрольные работы, а итогового - экзамен.

Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализует мировоззренческую, методологическую и методические основы формирования и реализации исследовательской программы, подготовки и публичной защиты магистерской диссертации. Программа представляет собой пилотный проект. Композиция содержательного компонента дисциплины подчинена принципу истории развития целого (исследовательской программы). Системой текущего контроля приняты: рефераты, выступления с презентациями, письменные работы, а итогового- экзамен.

 

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

Целью дисциплины «История и методология научной агрономии»

» является освоение студентами теоретических и практических знаний и овладение компетенциями по организации и проведению анализа почвы и растений с последующим использованием информации для управления плодородием и урожаем.

 

2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО, в цикл профессиональных дисциплин базовой части. Дисциплина «История и методология научной агрономии» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 «Агрономия». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инструментальные методы исследований» являются основы почвоведения, агрохимии, земледелия, микробиологии, агрофитоценологии, основы научных исследований в агрономии. Дисциплина «История и методология научной агрономии» является основополагающей для изучения следующих дисциплин базовой части профессионального цикла по направлению подготовки «Агрономия»: «Инновационные технологии в агрономии»; цикла научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики, подготовки выпускной квалификационной работы цикла итоговой государственной аттестации.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение дисциплине «История и методология научной агрономии» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 35.04.04– «Агрономия» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.

 

1.1. Внешние и внутренние требования

Дисциплина «История и методология научной агрономии» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО[1], в цикл профессиональных дисциплин базовой части.

Реализация в дисциплине «История и методология научной агрономии» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению (профилю подготовки) 110100 –Агрономия должна формировать следующие компетенции:

Таблица 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины из нового госта 834

№ п/п

Индекс
компетенции

Содержание
компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1. ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Особенности и формы  абстрактного мышления. Язык агрономии. Анализ и синтез как логические приемы формирования понятий. Использовать анализ и синтез при исследовании агрономических проблем на теоретическом уровне. Языком и логическими приемами формирования понятий экспериментальной агрономии.
2. ОК-4 Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования Исторические факты выдающихся научных успехов агрономического самообразования Ориентироваться в информационных ресурсах по приоритетным направлениям методологии агрономии Ключевыми установками, обеспечивающими успех агрономического самообразования
3. ОК-5 Способность использования на практике умения и навыки в организации исследовательских работ Основные компоненты и особенности  организации программы исследований Разработать исследовательскую программу. Провести ее социально-экономическую и экологическую экспертизу.  Навыками разработки исследовательской программы и проведения ее социально-экономической и экологической экспертизы
4. ОПК-3 Способностью понимать сущность современных проблем агрономии Содержание понятий : «постановка проблемы».  Особенности современных проблем агрономии, лучшие мировые образцы   постановки и решения проблем агрономии.     Различать понятия «научная проблема агрономии » от проблемы агропроизводства.   Владеть навыками идентификации актуальных проблем научной агрономии Ставить модельные проблемы.
5. ПК-1 Готовность использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно- исследовательских работах Источники информации о современных достижениях мировой науки и передовой технологии в агрономии  Планировать многофакторные эксперименты на основе статистических моделей с использованием  компьютерных технологий. Технологией планирования могофакторных эксперименты на основе статистических моделей с использованием компьютерных технологий.
  6.   ПК-2 Способность обосновать задачи исследования, выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов Критерии обоснования задач исследований, принципы отбора методов экспериментальной работы, типичные ошибки интерпретации  результатов научных экспериментов Выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать результаты научных экспериментов  Выбора методов экспериментальной работы по приоритетным критериям экспертизы исследовательской программы
7. ПК-3 Способностью самостоятельно организовать научные исследования с использованием современных методов Системы эффективного менеджмента в исследовательских учреждениях Составить календарный план  экспериментальных работ на опытном поле и анализов в лаборатории Составить план календарных работ по реализации исследовательской программы
8. ПК-4 Готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований Особенности рекомендаций и условия трансфера  агроинноватики.   Не допускать ошибок «От условий к безусловиям»   Составлять практические рекомендации результатам научных исследований
9. ПК-5 Готовностью представлять результаты в форме отчетов, публикаций и публичных обсуждений Логические основы и структуру форм представления результатов научных исследований: отчетов, публикаций. Основы теории публичных обсуждений.  Составить план отчета, публикации, выступления.  Выделить основную информацию  и оформить в виде аннотации, публикаций. Составить план отчета, публикации, выступления. Выделить основную информацию и оформить в виде аннотации, публикаций.

 


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины [2] по видам работ по семестрам (модулям)





Вид учебной работы

Трудоёмкость

Зач .

 ед.

Час.

в т.ч. по семестрам / модулям № 1 Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану 4 144 144 Аудиторная работа: 0,89 32 32 лекции (Л)   8 8 практические занятия (ПЗ)   12 12 семинары (С)   12 12 лабораторные работы (ЛР)       Самостоятельная работа (СРС)[3] 3,11 112 112 реферат (Р) 0,3 10 10 самостоятельное изучение разделов 0,6 18 18 контрольные работы (Кр) 0,4 14 14 самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.)     0,80   28 28 Подготовка к экзамену 0,71 27 36 Вид контроля:

Экзамен

 

4.2 Содержание дисциплины

 

Таблица 3

Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно)

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа СР

Л ПЗ
Введение 0,2
Раздел 1 Концептуально-теоретические основы агрономии 1,8
Раздел 2 Возникновение, становление  и развитие агрономии 52 6 46
Раздел 3 Современная парадигма и методология агрономии   90 6 18 66
Итого по дисциплине 144 8 24 112

Раздел 1  Концептуально-теоретические  основы агрономии

Тема 1 Современное понятие агрономии. Объекты и предмет агрономии, классификация и место агрономии в системе  наук.

Тема 2 Институализационный базис агрономии. Условия развития агрономии.

 

Раздел  2     Возникновение, становление  и развитие научной агрономии

Тема 1 Истоки агрономии

Тема 2 Развитие агрономии в 19 веке

Тема 3 Развитие агрономии в 20 веке

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 350.