Технология контроля стыков электроконтактной сварки  рельсов в пути и на рельсосварочных предприятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При контроле стыков эксплуатируемых рельсов необходимо:

ü осмотреть поверхность рельса по всему периметру в пределах до 600 мм. в обе стороны от сварного стыка с целью установления отсутствия дефектов, выходящих на поверхность;

ü очистить от грязи поверхность рельса в пределах до 600 мм в обе стороны от стыка, протереть чистой ветошью и покрыть слоем контактирующей жидкости.

В качестве контактирующей жидкости может быть использовано трансформаторное масло по ГОСТ 982 или любое минеральное масло без механических включений, вязкость которого подбирается с учетом температуры окружающего воздуха и металла контролируемых рельсов.

Технология проведение контроля.

Контроль сварных стыков выполняют ПЭП с углом ввода 500 настроенного на условную чувствительность 24 дБ в следующей последовательности:

ü прозвучивание головки сверху с поверхности катания;

ü прозвучивание головки с боковых поверхностей;

ü прозвучивание шейки сбоку;

ü прозвучивание перьев подошвы сверху;

ü прозвучивание шейки и участка подошвы под шейкой с поверхности катания головки.

Для надежного обнаружения дефектов каждую зону следует прозвучивать с двух сторон от стыка.

При прозвучивания любой зоны сварного стыка ПЭП располагают перпендикулярно к стыку и, систематически поворачивая его в обе стороны на 15-25°, перемещают вдоль линии стыка, совершая возвратно-поступательное движение. Шаг сканирования вдоль стыка не должен превышать 3 мм (что соответствует ≈ 1/4 ширины ПЭП), а скорость – 100 мм/с.

При перемещении ПЭП необходимо следить за плотным прилеганием его к поверхности рельса, осуществляя это без особого нажима на ПЭП. Чрезмерный нажим, не способствует улучшению акустического контакта, а приводит к быстрому утомлению руки оператора.

 Прозвучивание сварного стыка в области подошвы, шейки, головки сверху и сбоку следует проводить в режиме «от поверхности» при длительности развертки на экране дефектоскопа, соответствующей 100 мм по глубине для ПЭП с углом ввода α = 50°.

При прозвучивания подошвы, шейки рельса сбоку и головки сверху и сбоку ПЭП перемещают относительно сварного соединения в зоне термического влияния в пределах 25 мм за стык и 100 мм от стыка.

Рис. 77 –  Схема перемещения при прозвучивании краев перьев подошвы.

 

Для надежного выявления дефектов, расположенных по краям перьев подошвы следует дополнительно озвучивать под различными углами в пределах 0-30° (рис. 77).

Сварной стык в подошве и шейке рельса прозвучивают многократно отраженным лучом, благодаря чему обеспечивается выявление дефектов, расположенных у поверхности, по которой перемещают ПЭП (рис. 78а), что исключает влияние мертвой зоны на выявляемость дефектов в приповерхностном слое.

Сварной стык в головке рельса прозвучивается только прямым лучом. Для повышения надежности обнаружения дефектов, расположенных в головке под поверхностью катания, следует проводить контроль головки сбоку, перемещать ПЭП и поворачивая его в сторону поверхности катания под углом 0-20° (рис.78б).

Рис. 78 – Способы прозвучивания сварного стыка в шейке и головке рельса:

а - многократно отраженным лучом при перемещении ПЭП по шейке сбоку;

б, в - прямым лучом при перемещении ПЭП по головке сбоку.

 

Для обнаружения дефектов в боковых частях головки рельса следует контролировать головку с двух боковых поверхностей. Дефекты в указанных зонах выявляются, как правило, при перемещении ПЭП по противоположной относительно дефекта поверхности (рис.79в).

Для прозвучивания шейки и участка подошвы под шейкой прямым лучом с поверхности катания  следует:

ü убедиться, что в режиме работы дефектоскопа «от поверхности» длительность развертки соответствует 100 мм;

ü переключить дефектоскоп в режим работы «по слоям» (с задержкой), и для ПЭП с углом ввода α=50° установить глубину (т.е. время задержки развертки), соответствующую значению, дополняющему 100 мм до полной высоты контролируемого рельса:

· время задержки развертки 90 мм для рельсов типа Р65;

· время задержки развертки 60 мм для рельсов типа Р50;

· время задержки развертки 50 мм для рельсов типа Р43.

При контроле шейки и участка подошвы под шейкой с поверхности катания ПЭП перемещают в зоне, ограниченной расстояниями 50 и 200 мм от стыка.

Признаком обнаружения дефектов при контроле любой зоны сварного стыка являются срабатывание звукового индикатора и возникновение на экране дефектоскопа импульса, перемещающегося по развертке при движении ПЭП. Упомянутые признаки могут быть вызваны ложными импульсами, отраженными от неровностей на поверхности рельса. Для того чтобы отличить ложные импульсы от импульсов, обусловленных наличием дефектов, следует определить координаты залегания отражающей поверхности (глубину Н расположения отражателя и расстояние L от точки ввода луча до проекции отражателя на контактную поверхность) и сопоставить результаты измерения и осмотра поверхности контролируемого участка рельса.

Примечание. При контроле рельсов в пути, в сварных стыках в которых предполагается развитие дефекта кода 26.3 рекомендуется дополнительный контроль сварного стыка в области голов­ки рельса ПЭП с углом ввода α = 65°. Для этого следует настроить дефектоскоп по СО-2 или СО-ЗР с этим ПЭП на условную чувствительность Ку = 16 дБ.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 606.