Министерство сельского хозяйства
И продовольствия Республики Беларусь
ГГлавное управление образования, науки и кадров
Учреждение образования
«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
____________ П. А. Саскевич
«___» _______ 2013 г.
Р Регистрационный № УД- 3 – 1315 – 13/баз
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Для специальности 1-74 03 03 Промышленное рыбоводство
Горки
БГСХА
2014
СОСТАВИТЕЛИ:
Н. В. БАРУЛИН, заведующий кафедрой ихтиологии и рыбоводства, кандидат сельскохозяйственных наук;
Е. Л. МИКУЛИЧ, декан зооинженерного факультета, кандидат ветеринарных наук, доцент;
М. А. ДУДОВА, доцент кафедры разведения и генетики сельскохозяйственных животных, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
Т. В. ПОРТНАЯ, доцент кафедры ихтиологии и рыбоводства, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
А. И. ПОРТНОЙ, доцент кафедры крупного животноводства и переработки животноводческой продукции, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
В. И. РАДЮК, доцент кафедры организации производства в агропромышленном комплексе, кандидат экономических наук, доцент;
Н. В. ВАСИЛЬЕВА, доцент кафедры гидротехнических сооружений и водоснабжения, кандидат технических наук, доцент;
А. Н. КУДРЯВЦЕВ, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат технических наук, доцент;
Ю. М. САЛТАНОВ, ассистент кафедры ихтиологии и рыбоводства;
М. М. УСОВ, ассистент кафедры ихтиологии и рыбоводства.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой ихтиологии и рыбоводства
(протокол № 5 от 29 января 2013 г.);
Заведующий кафедрой
–––––––––––––––––––––––––––
(подпись) Н. В. БАРУЛИН
методической комиссией зооинженерного факультета
(протокол № 4 от 6 февраля 2013 г.);
Председатель
методической комиссии зооинженерного факультета
–––––––––––––––––––––––––––
(подпись) Г. Ф. МЕДВЕДЕВ
советом зооинженерного факультета УО «БГСХА»
(протокол № 5 от 6 марта 2013 г.);
Председатель
совета факультета
––––––––––––––––––––––––––––
(подпись) Е. Л. МИКУЛИЧ
Научно-методическим советом УО «БГСХА»
(протокол № 7от 27 марта 2013 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная преддипломная практика является обязательным компонентом высшего образования, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов – инженеров-технологов.
В соответствии с образовательным стандартом ОСРБ 1-74 03 03 -2007, а также с утвержденным учебным планом подготовки специалистов высшей квалификации по специальности 1-74 03 03 Промышленное рыбоводство предусматривается производственная преддипломная практика.
Основная цель практики – овладение практическими навыками, умениями и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности.
Задачами практики являются освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов для выполнения дипломной работы.
Для достижения поставленной цели и задач производственной преддипломной практики студент должен изучить:
– технологию производства различных видов рыб;
– трофические взаимоотношения гидробионтов;
– темп роста гидробионтов в зависимости от уровня обмена, методов выращивания;
– последовательность профилактических мероприятий и лечения рыб;
– экономические показатели продуктивности естественных водоемов, специализированных рыбоводных хозяйств, а также спроса и предложения на рыбную продукцию.
Содержание преддипломной практики определяется программой практики и темой дипломной работы, а также потребностью изучения методов решения технических, экономических, творческих, управленческих и других задач.
Во время преддипломной практики студенты выполняют отдельные работы, предусмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности. В период практики студенты могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии с законодательством.
База практики. Преддипломную практику студенты проходят на выпускном курсе в течение шести недель в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов: передовых рыбхозах, сельскохозяйственных предприятиях, филиалах кафедр, научно-производственных центрах, государственных инспекциях по охране животного и растительного мира.
С предприятиями не позже чем за месяц до начала практики заключаются договоры на прохождение производственной практики студентами соответствующей специальности.
Подготовкой договоров с базами практик на основе проведенной предварительной оценки и составленных перечней баз занимается деканат.
Требования к поставщикам баз практик:
• современное оборудование и передовые технологии производства продукции рыбоводства;
• квалифицированные специалисты на объектах;
• возможность обустроить рабочие места для освоения студентами умений и навыков и получения профессиональных компетенций;
• обеспечение и соблюдение условий охраны труда и техники безопасности;
• обеспечение продолжительности рабочего дня студентов во время прохождения практики в соответствии с Трудовым кодексом (ТК) Республики Беларусь не более 40 часов в неделю для студентов старше 18 лет (ст. 112 ТК).
Допускается проведение преддипломной практики в составе студенческих отрядов, если выполняемая студентом работа соответствует профилю специальности, по которой он обучается.
Деканат (заместитель декана по практической подготовке) информирует студентов о сроках и месте проведения практики, проводит распределение студентов по организациям. Деканат должен представить на кафедры факультета окончательный утвержденный перечень оцененных баз практик (прил. 1), в которых будет осуществляться проведение практики в текущем учебном году. Заведующий кафедрой знакомит студентов, закрепленных за кафедрой, с целями, задачами и программой практики, представляет информацию об организациях согласно представленному деканатом окончательному перечню допущенных баз практик, а также готовит предложения о распределении студентов на практику по представленным организациям.
Основанием для прохождения практики является приказ руководителя учреждения высшего образования.
В вузе непосредственное руководство практикой осуществляет руководитель практики от кафедры согласно утвержденному перечню педагогических работников, допущенных к руководству практикой (прил. 2).
Руководитель практики от кафедры обязан обеспечить:
– ознакомление студентов с программой практики;
– выдачу студентам программы практики, других методических пособий и рекомендаций, а также индивидуального задания на практику, которое отражается в дневнике;
– руководство практикой, в том числе и объяснение порядка оформления отчетов, дневников по практике;
– контроль и оценку выполнения программы практики;
– методическое руководство практикой;
– анализ проведения практики на уровне кафедры.
Перед началом технологической практики деканат проводит собрание студентов по организационно-методическим вопросам с участием руководителя практики от вуза, а также организует проведение инструктажа студентов по охране труда с соответствующей записью в журнале учета инструктажей, находящемся в деканате. Во время собрания студентам выдается комплект документов: командировочное удостоверение, дневник и бланки опросных анкет по оценке практики студентами и руководителями практики от производственной организации.
Преподаватели специальных кафедр проводят консультации и дают задания по курсовым работам, выполнение которых предусмотрено учебным планом на 5-м курсе.
Программа практики предусматривает включение в учебный процесс научно-исследовательских работ студентов (НИРС). В начале 3-го курса в соответствии с положением о НИРС студенты распределяются по кафедрам, на которых за ними закрепляют преподавателей-руководителей. Руководителем НИРС каждому студенту на период преддипломной практики выдается индивидуальное задание для написания дипломной работы. Содержание индивидуального задания должно учитывать конкретные условия и возможности организации, отвечать потребностям производства и одновременно соответствовать целям и задачам учебного процесса, способностям и теоретической подготовке студента. Перед началом проведения практики руководитель от кафедры объясняет порядок оформления результатов практики. Студенты вместе с руководителем намечают план изучения литературы по избранной теме дипломной работы, отрабатывают методику проведения экспериментальных (аналитических) работ, выполнение которых осуществляется на предприятии в период прохождения практики. Руководитель должен подробно проконсультировать студентов по вопросам получения и обработки практического материала для отчета и индивидуального задания.
Организация осуществляет проведение практики, ее документальное оформление и обеспечивает:
– заключение договоров о прохождении практики студентов;
– издание приказа по организации о зачислении студентов на практику согласно договорам о прохождении практики студентов;
– издание приказа о назначении руководителя практики от организации;
– создание студентам необходимых условий для прохождения практики и выполнения ее программы;
– проведение инструктажа студентов по охране труда;
– привлечение студентов к работам, предусмотренным программой практики.
На студентов в период практики распространяются законодательство об охране труда и правила внутреннего трудового распорядка организации, а на студентов, принятых на работу на вакантные должности, распространяется также законодательство о труде.
Непосредственное руководство практикой студентов на объекте, в структурном подразделении организации осуществляет опытный работник организации, который назначается приказом руководителя организации. Руководитель практики от производства должен ознакомиться с программой технологической практики и на основании ее составить календарный план прохождения производственной практики студентом. Календарный план прохождения производственной практики отражается в дневнике и утверждается руководителем предприятия.
Во время прохождения практики студент под контролем руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике (журнале учета выполняемой работы). Он обязан также принимать участие в анализе работы рыбоводных предприятий, участков, а также в выявлении и разработке решений по совершенствованию технологий и рыбоводных процессов.
В течение последней недели практики студент составляет письменный отчет о выполнении программы практики. Отчет должен быть подписан студентом на последнем листе с указанием даты, непосредственным руководителем практики от организации и утвержден руководителем (заместителем руководителя) организации и заверен печатью. Форма титульного листа отчета о выполнении программы практики представлена в прил. 3.
По окончании практики непосредственный руководитель практики от организации оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом (прил. 4). Отзыв должен быть заверен печатью организации, где студент проходил практику.
При составлении данной учебной программы были использованы приведенные ниже документы.
1. Кодекс об образовании Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.
2. Положение о практике студентов, курсантов, слушателей: в ред. постановления Совета Министров Респ.Беларусь от 04.08.2011,№ 1049.
3. Организация практического обучения в высших и средних специальных учреждениях образования по 3-уровневой системе: Учеб.-метод. пособие.центр М-ва с. х-ва и прод. Минск, 2009.
4. Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 21.12.2010.
5. Положение о проведении производственной практики студентов на первой ступени высшего образования: утв. ректором УО «БГСХА» 30 мая 2012 г.
6. Практическая подготовка специалистов на первой ступени высшего образования СТА – 2.210 (7.5). Версия 1.0 (дата введения: 07 июня 2012 г.).
7. Инструкция о порядке подготовки, переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверке знаний работающих по охране труда №175: утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь 28.09.2008.
8. Инструкция о порядке принятия локальных нормативно-пра-вовых актов об охране труда для профессий и отдельных видов работ № 176: утв. постановлением М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь 28.09.2008.
9. Комплексная программа производственных практик (для студентов специальности 1-74 03 03 Промышленное рыбоводство). Горки, 2009.
10. Образовательный стандарт ОСРБ 1-74 03 03- 2007.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Ихтиопатология
Изучить и описать в отчете: организацию первичного учета и отчетность по ихтиопатологии в рыбном хозяйстве; структуру, материально-техническое обеспечение и основные функции производственной ихтиопатологической лаборатории в данном хозяйстве (при ее наличии); методику клинического исследования, патологоанатомического и паразитологического вскрытия рыб, а также взятия и подготовки патматериала больной рыбы или кормов для отправки в лабораторию; методику проведения дегельминтизации, лечебно-профилакти-ческих обработок оплодотворенной икры, рыбы (в ваннах, бассейнах, прудах путем внутрибрюшинных инъекций) и приготовления лечебных кормов для рыб; способы утилизации или обезвреживания погибшей рыбы, используемые на предприятии; определение ущерба, наносимого болезнями рыб, и расчет экономической эффективности ихтиопатологических мероприятий.
Привести в отчете: перечень болезней, регистрируемых в рыбоводном хозяйстве; необходимые оборудование и материалы, применяемые для диагностики инвазионных, инфекционных, незаразных болезней и токсикозов рыб; препараты (инструкции, наставления) для проведения лечебно-профилактических обработок, дезинфекции и дезинвазии.
Дать оценку противоэпизоотическим, лечебно-профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в хозяйстве, а также уровню механизации и автоматизации этих мероприятий.
Приложить к отчету: документы ихтиопатологического контроля и статистической отчетности, комиссионные акты на проведение лечебно-профилактических обработок и акты гибели рыбы.
2.3. Аквакультура
Изучить и описать в отчете: различные направления аквакультуры (технологию выращивания ремонта и производителей рыб; технологию селекционно-племенной работы; технологию проведения нереста рыб, инкубации икры, получения личинок и молоди; технологию выращивания рыбопосадочного материала; технологию выращивания товарной рыбы; технологию кормления рыбы разных видов и возрастных групп; технологию кормопроизводства; технологию известкования прудов; технологию применения минеральных и органических удобрений; технологию производства живых кормов; технологию подготовки и очистки воды), технические средства аквакультуры, используемые в хозяйстве, правила их эксплуатации; методику контроля за гидрохимическими показателями воды.
Привести в отчете: данные о возрасте полового созревания производителей; средней продолжительности использования производителей; плотности посадки ремонтного поголовья; плотности посадки производителей; выживаемости ремонтного поголовья; выходе производителей; среднем приросте массы племенного материала. Представить данные, отражающие средний прирост массы производителей; затраты корма на единицу прироста массы; среднюю массу ремонта и производителей; результаты получения ополодотворенной икры; расход извести и минеральных удобрений; общую среднюю рыбопродуктивность выростных и нагульных прудов; плотность посадки рыбопосадочного материала, товарной рыбы. Отразить среднюю массу рыбопосадочного материала и товарной рыбы; выход рыбопосадочного материала и товарной рыбы; результаты контрольных обловов; результаты гидрохимических исследований качества водной среды участка, на котором проходит практику студент; характеристики и параметры средств аквакультуры, используемых в хозяйстве.
Дать оценку используемым технологиям и методам аквакультуры, применяемым в предприятии на соответствие нормативным значениям.
Приложить к отчету: годовые и квартальные отчеты за последние три года; протоколы исследований качества воды в хозяйстве за последние три года; фотографии проведения исследований (по возможности).
Промышленное рыболовство
Изучить и описать в отчете способы промышленного рыболовства арендаторов (пользователей) рыболовных угодий. Освоить сетные работы: ручную вязку, шворку сетного полотна, посадку орудий лова. Участвовать в постройке орудий лова и их ремонте.
Описать принципы действия и устройство основных типов орудий лова, применяемых в хозяйстве.
Привести в отчете данные сравнительного анализа лова рыбы ставными сетями, неводами, ловушками в летний и зимний периоды.
Дать оценку численности и биомассе облавливаемых стад рыб.
Приложить к отчету: копии журнала регистрации промысловых орудий лова, акта зарыбления рыболовных угодий, тоневого журнала.
Охрана труда
Изучить и описать в отчете: внедрение системы управления охраной труда (СУОТ); приказ (решение правления) о назначении ответственных за состояние охраны труда на исследуемом объекте (рыбоводном хозяйстве, предприятии и т. д.); соблюдение законодательства о режиме труда и отдыха работающих; организацию обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда, их соответствие требованиям нормативных документов; динамику травматизма и заболеваемости; пожарную безопасность (состав и готовность добровольной дружины, наличие и готовность первичных и технических средств пожаротушения, степень обеспечения водой для тушения пожаров, случаи пожаров и их причины, убытки от пожаров).
Привести в отчете: данные о выделении и использовании денежных и материальных средств на выполнение плановых мероприятий (табл. 8); показатели травматизма Кч, Кт, Кп за последние три года, дать их анализ (табл. 9).
Т а б л и ц а 8. Выделение и использование средств на мероприятия
По охране труда
Показатели | 20__г. | 20__г. | 20__г. | |||
план | факт | план | факт | план | факт | |
Всего затрат, млн. руб. | ||||||
В.т.ч.: на мероприятия, предусмотренные коллективным договором | ||||||
на средства индивидуальной защиты | ||||||
на лечебно-профилактическое питание и молоко | ||||||
Ассигновано на одного работающего, тыс. руб. |
Т а б л и ц а 9.Показатели производственного травматизма
Показатели | Формулы и обозначения | 20__г. |
20__г. | 20__г. |
Среднесписочное число работающих | Р | |||
Число несчастных случаев в отчетный период | Т | |||
Число дней нетрудоспособности | Д | |||
Показатель частоты травматизма | Кч= Т · 1000/Р | |||
Показатель тяжести травматизма | Кт= Д/Т | |||
Показатель потерь рабочего времени | Кп =Кч · Кт= Д х 1000/Р |
Дать оценку: выполнению должностными лицами своих обязанностей по охране труда; планированию мероприятий по охране труда, выделения денежных средств; соблюдению требований техники безопасности при эксплуатации и обслуживании машин и оборудования, выполнению требований электробезопасности; соблюдению требований производственной санитарии (санитарное состояние производственных помещений и территории изучаемого объекта; наличие и соответствие нормам санитарно-бытовых помещений; обеспечение работающих спецодеждой и индивидуальными средствами защиты; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, обе-
спечение микроклиматических условий).
Приложить к отчету: копии отчетов о травматизме и освоении средств на мероприятия по охране труда за последние три года (форма 1-т (травматизм)); копию приказа (решения правления) о возложении ответственности за охрану труда на должностных лиц; копию плана улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий; копии актов о несчастных случаях на производстве (Н-1), профзаболеваний (ПЗ–1).
2.9. Охрана окружающей среды
Изучить и описать в отчете: виды почв; состояние почвенного покрова, эрозионную расчлененность земель в хозяйстве; причину эрозии почв; план организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных мероприятий по борьбе с эрозией, засолением, заболачиванием и его выполнение; систему использования минеральных удобрений; эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, наличие переувлажненных земель, структуру ежегодного накопления отходов; промышленные предприятия, загрязняющие среду; типы почв, их рекультивацию и известкование; водные источники, их состояние, происхождение, использование, уровень радиоактивного загрязнения.
Привести в отчете: состояние водных ресурсов; использование для орошения сельскохозяйственных культур животноводческих стоков на полях орошения; наличие зоны санитарной охраны источников водоснабжения, лесонасаждений вокруг них, водоохранной зоны; способы предотвращения загрязнений водоемов удобрениями, ядохимикатами, отходами животноводства (навоз, стоки), нефтепродуктами, стоками предприятий; наличие санитарно-защитных зон между фермами (комплексами), летними лагерями, водопойными пунктами, нефтескладами и водоемами; использование химических веществ в рыбном хозяйстве.
Дать оценку: выполнению мер по обеспечению эпидемиологической и эпизоотологической безопасности воды и почвы; контролю за нормой и техникой внесения удобрений при прудовом рыборазведении, мелиорации прудов.
Приложить к отчету: акт использования удобрений в данном хозяйстве; акт использования пестицидов или других химических веществ в данном хозяйстве.
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Требования к содержанию и оформлению отчета и дневника
В период практики студент в журнале учета выполняемой работы (дневник) под контролем руководителя практики от организации отражает вид и характер выполняемой работы, указывает рабочее место, содержание конкретных видов работ в соответствии с календарным планом. В дневнике целесообразно отразить непосредственное участие студента в выполняемой работе, необходимые цифровые данные, материалы наблюдений и первичных документов, которые могут быть использованы для оформления отчета.
Форма дневника прохождения практики разрабатывается вузом в соответствии с программой практики.
В отчете излагаются все вопросы в соответствии с программой практики.
В отчете студент также должен представить: копию приказа о прохождении производственной практики в сельскохозяйственном предприятии; копию приказа о назначении руководителя производственной практики от предприятия; копию приказа о зачислении на должность, если студент во время практики находился на должности.
Отчет о преддипломной практике должен быть объемом не более 50 страниц. Страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений (например: 1, 2, 3 и т. д.).
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой (например: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.).
После названия раздела, подраздела точку не ставят.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не ставят.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается следующим образом: «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть даны ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Приложение оформляют как продолжение отчета на последующих его листах. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова «Приложение», его названия и номера.
Отчет должен быть аккуратно написан и иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и фотографиями.
За титульным листом следует оглавление с указанием соответствующей нумерации страниц структурных элементов отчета.
Структура отчета
Введение
1.Сведения о производственной организации.
1.1. Общая характеристика предприятия.
1.2. Организация производства рыбного хозяйства.
2. Освоенные разделы программы практики:
2.1. Ихтиопатология.
2.2. Аквакультура.
2.3. Рыбоводство в естественных водоемах.
2.4. Промышленное рыболовство.
2.5. Технические средства аквакультуры.
2.6.Технология переработки рыбной продукции.
2.7. Охрана труда.
2.8. Охрана окружающей среды.
3. Заключение.
Литература.
Приложение.
Во «Введении» излагаются роль и значение рыбоводства как отрасли народного хозяйства, а также указываются цель и задачи преддипломной практики в соответствии с образовательным стандартом.
В разделе «Сведения о производственной организации» приводятся краткие сведения о местонахождении, специализации, хозяйственной деятельности и основных экономических показателях работы отрасли за последние 2–3 года. Для написания раздела необходимо использовать данные, приведенные в годовых отчетах предприятия, в производственно-финансовых планах предприятия.
Другие разделы отчета, предусмотренные программой технологической практики, излагаются в соответствии с их содержанием. В каждом из разделов практикант обязан сделать анализ приводимых статистических данных и краткий вывод (выводы). Данные необходимо приводить за три последних года хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации.
В «Заключении» делаются обобщающие выводы и предложения по итогам прохождения преддипломной практики по разделам, представленным в отчете. В конце приводятся предложения студента по устранению отмеченных недостатков. На последней странице отчета студент должен поставить свою подпись (с расшифровкой фамилии) и указать дату написания отчета.
При необходимости в отчете приводится список использованных источников литературы, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.
В приложении представляются исходные данные, необходимые для выполнения дипломной работы (подписанные руководителем практики от организации), а также требуемые в соответствии с программой формы бухгалтерского учета и другие документы, материалы, необходимые для качественного написания и оформления отчета.
В объем отчета не входят приложение и список литературы.
Подведение итогов практики
После окончания производственной преддипломной практики в соответствии с графиком образовательного процесса студент представляет отчет и дневник на кафедру, за которой он закреплен для проведения научно-исследовательской работы и выполнения дипломной работы. Отчет о выполнении программы практики и дневник проверяются научным руководителем.
В течение первых двух недель после окончания практики в соответствии с графиком образовательного процесса студент сдает дифференцированный зачет с выставлением отметки по десятибалльной шкале.
При проведении дифференцированного зачета студент представляет:
– проверенный руководителем отчет о выполнении программы практики с приложением копий приказов от организации;
– дневник практики с письменным отзывом руководителя практики от организации;
– анкету «Производственная практика студентов» по оценке практики студентом;
– анкету «Производственная практика студентов» с результатом опроса руководителя практики производственной организации.
Комиссия и сроки защиты отчета определяются распоряжением по деканату. Как правило, комиссия формируется из профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр. Может быть сформировано несколько комиссий (при каждой выпускающей кафедре).
Аттестация проводится на основании отчета о выполнении программы практики, дневника, характеристики (письменный отзыв руководителя от предприятия), доклада и ответов на вопросы членов комиссии.
В соответствии с приказом № 147-ОД от 13.07.2009 года по УО «БГСХА» защита отчетов о производственной преддипломной практике проводится в два этапа: первый– теоретический, второй– практический. На первом этапе студент докладывает об основных результатах своей работы в период прохождения практики (10–15 минут). После доклада отвечает на вопросы членов комиссии. Вопросы могут касаться любой сферы деятельности студента в период практики, а также носить чисто теоретический характер в пределах дисциплин специальности и специализаций, изучаемых на протяжении периода обучения. По итогам проведения теоретического этапа защиты отчета выставляется оценка по десятибалльной шкале. При определении оценки за теоретический этап во внимание принимается оценка руководителя практики от кафедры.
Целью второго этапа защиты отчета являются выявление и оценка практических навыков и умений студента после прохождения производственной преддипломной практики. Для этого студенту предлагается решить несколько производственных ситуаций, связанных с практическими умениями и навыками. Производственные ситуации в животноводстве, предварительно разработанные выпускающими кафедрами, представлены в виде билетов. В билете не менее двух производственных ситуаций. Билеты составляются заблаговременно (не позднее 7 дней до проведения второго этапа защиты отчета), рассматриваются на методической комиссии факультета (подпись председателя методической комиссии) и утверждаются деканом факультета.
Примерный перечень производственных ситуаций в животноводстве для аттестации практических навыков и умений студентов по итогам прохождения производственной преддипломной практики представлен в прил. 9.
По итогам проведения практического этапа защиты отчета выставляется отметка по десятибалльной шкале.
После окончания этого этапа защиты комиссия продолжает свою работу на закрытой части заседания.
В ходе закрытого заседания члены комиссии выставляют итоговую оценку по преддипломной практике – дифференцированный зачет. В экзаменационную ведомость выставляется три отметки по десятибалльной шкале: первая – по итогам проведения теоретического этапа защиты отчета, вторая – за практические навыки и умения, третья – итоговая (среднее значение между оценками за теоретический и практический этапы защиты отчета).
Отметка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Экзаменационная ведомость оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр ведомости остается на выпускающей кафедре, другой на следующий день представляется в деканат. Ведомость по итогам защиты отчета по производственной преддипломной практике должна иметь две подписи: первая – председателя комиссии, вторая – секретаря комиссии. В зачетной книжке на странице «Вытворчая практыка» указываются название практики и курс, место прохождения практики, продолжительность, фамилия преподавателя, руководившего практикой, отметка, дата и подписи председателя и секретаря комиссии.
Отметка по практике учитывается при подведении итогов текущей аттестации студентов. Если дифференцированный зачет по практике проводится после издания приказа о назначении студенту стипендии, то поставленная отметка относится к результатам следующей сессии.
Непосредственно по окончании защиты дневники и отчеты студентов по выполнению программы преддипломной практики сдаются на кафедру для хранения. Срок хранения дневника составляет 1 год, а отчета о выполнении программы практики – 4 года.
Студенты, не явившиеся на защиту отчета, с разрешения деканата (при наличии уважительной причины) допускаются к повторной защите. Сроки повторной защиты отчетов определяются деканатом.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики от организации, неудовлетворительную оценку при сдаче дифференцированного зачета, повторно направляется на практику в свободное от обучения время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики.
После окончания практики и приема отчетов студентов с приложением опросных анкет кафедра анализирует результаты прохождения практики с использованием опросных листов и дает оценку базам практики (прил. 1). Кроме того, кафедрой оцениваются руководители практики и составляется перечень допущенных к руководству практиками из числа профессорско-преподавательского состава (прил. 2) и предприятий (прил. 8). Проведение мониторинга процесса практик осуществляет заведующий кафедрой.
Заведующий кафедрой составляет обобщенный отчет об удовлетворенности производственной практикой (прил. 5), оценивает соответствие удовлетворенности студентов-практикантов и работодателей (прил. 6), готовит сводную таблицу базовых предприятий с оценкой соответствия удовлетворенности потребителей и рекомендациями (прил. 7).
По результатам мониторинга защиты отчетов о прохождении технологической практики, а также анализа опросных анкет заведующий кафедрой составляет письменный отчет, который рассматривается и утверждается на заседании кафедры.
В отчете анализируют выполнение программы практики, обсуждают итоги, разрабатывают меры по улучшению качества ее проведения.
Если при проведении мониторинга практико-ориентированной подготовки студентов будут установлены несоответствия или отклонения от утвержденной программы практики, которые могут сделать отрицательными результаты практической подготовки или приведут к недостижению поставленных целей, а также к необеспечению всех необходимых условий, то должны (могут) быть применены следующие меры:
– прекращение проведения практики и перевод студентов на другую базу;
– обращение к руководству предприятия с требованием по обеспечению необходимых условий или замене руководителя практики;
– введение дополнительного контроля за прохождением практики со стороны профессорско˗преподавательского состава факультета;
– расторжение договора на проведение производственной практики;
– неудовлетворительная аттестация студентов и направление документов в деканат для принятия соответствующих мер.
Если установлены несоответствия, то заведующий кафедрой подготавливает аналитический материал для разработки мероприятий по постоянному улучшению, корректирующим и предупреждающим действиям процесса с последующим представлением декану факультета предложений в виде докладной записки по совершенствованию материально-технической базы и учебно-методического обеспечения производственной преддипломной практики. Заведующий кафедрой также готовит предложения по оптимизации кадрового состава профессорско-педагогического состава и руководителей практик от сельскохозяйственных предприятий, баз практик.
В течение недели после заседания кафедры необходимо представить руководителю практики от академии выписку из протокола заседания кафедры, а декану факультета – отчеты о результатах проведения преддипломной практики (в печатном и электронном виде) по предлагаемой деканатом форме и разработанные предложения по улучшению качества практической подготовки студентов.
Общие итоги проведения практики за год подводятся на совете вуза и советах факультета с участием (по возможности) представителей организаций.
По итогам прохождения производственной преддипломной практики проводится кафедральная итоговая конференция с заполнением протокола конференции. Результаты конференции рассматриваются на заседании кафедры.
3.3. Обязанности студента при прохождении практики
Студент-практикант обязан:
– пройти практику в сроки, установленные графиком учебного процесса;
– ознакомить руководителя практикой от организации с программой практики;
– ежедневно являться на рабочее место практики и полностью выполнять задания, предусмотренные календарным планом и программой преддипломной практики;
– выполнять действующие на предприятии правила внутреннего распорядка;
– нести ответственность за качество выполняемой работы и ее результаты;
– изучать и строго выполнять правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
– ежедневно вести записи в дневнике о видах выполненной работы;
– собрать материал для написания отчета в соответствии с программой практики;
– своевременно в предприятии оформить и утвердить отчет о выполнении программы практики в соответствии с предъявляемыми требованиями;
– представить копию приказа о назначении руководителя преддипломной практики со стороны сельскохозяйственного предприятия;
– представить копию приказа о прохождении практики в данном предприятии;
– своевременно предоставить на проверку руководителю от кафедры дневник, письменный отчет о прохождении практики в соответствии с требованиями программы, письменный отзыв руководителя от организации, анкеты «Производственная практика студента» по оценке практики самим студентом и опросу руководителя практики от производственного предприятия;
– в течение двух недель по окончании срока практики сдать дифференцированный зачет по практике.
Охрана труда
Ответственность за соблюдение правил охраны труда при прохождении студентами преддипломной практики и выполнении производственных работ возлагается на преподавателей – руководителей практикой, заведующих соответствующими кафедрами, деканов факультетов и руководителей организаций, в которых проводится практика. Руководители практики (работ) назначаются приказом по академии и сельскохозяйственной организации соответственно.
Общие требования по охране труда
Студенты обязаны:
- соблюдать распорядок работы, установленный на предприятии, и производственную (технологическую) дисциплину;
- при переводе на другое рабочее место приступать к работе только после прохождения инструктажа по охране труда на новом рабочем месте;
- выполнять только порученную работу;
- быть осторожным и внимательным во время работы;
- при работе с вредными веществами или во вредной производственной среде пользоваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
- в случае получения травмы или недомогания немедленно прекратить работу, известив об этом руководителя работ;
- при несчастном случае оказать первую помощь пострадавщему: устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду и т. д.), оценить его состояние;
определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;
выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности:
восстановить проходимость дыхательных путей;
провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца;
остановить кровотечение, наложить повязку;
зафиксировать место перелома с помощью шины или подручных средств;
вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 или принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника.
Студентам запрещается:
- допускать на рабочее место посторонних лиц и самостоятельно переходить на другое рабочее место, доверять выполнение поручен-ной работы другим лицам;
- заходить за ограждение опасных зон или в места, обозначенные соответствующими знаками;
- приступать к работе, не прослушав вводный инструктаж и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте; целевой – при выполнении разовых работ;
- приступать к самостоятельной работе, не убедившись в ис-правности оборудования и приспособлений, не имея необходимой спецодежды, не освоив безопасные приемы выполнения работы;
- приступать к работе в случае обнаружения неисправности обо-рудования либо отсутствия предохранительных приспособлений.
- брать с собой на практику:
взрывчатые вещества и взрывные устройства;
промышленное или самодельное огнестрельное оружие;
ножи и другие предметы с острым и режущим лезвием, которые могут относиться к холодному оружию;
ядовитые вещества;
кислоты, щелочи, ртуть;
–залезать в кабину и кузов автотранспорта и сельскохозяйственных агрегатов без разрешения руководителя работ и, особенно при их движении; стоять в кузове автомобиля при движении и ездить на подножках;
–переносить тяжелые предметы (бревна, ящики с грузом и т. п.):
допустимая (средняя) физическая нагрузка для мужчин (подъем и разовое перемещение тяжести) в течение рабочей смены - до 15 кг;
допустимая (средняя) физическая нагрузка для женщин (подъем и разовое перемещение тяжести) в течение рабочей смены - до 7 кг;
оптимальная (легкая) физическая нагрузка для мужчин (подъем и разовое перемещение тяжести) в течение рабочей смены - до 5 кг;
оптимальная (легкая) физическая нагрузка для женщин (подъем и разовое перемещение тяжести) в течение рабочей смены – до 3 кг;
- работать на машинах и оборудовании, не имея на это соответствующего удостоверения;
- вне зависимости от стажа работы и наличия соответствующих категорий перевозить студентов;
- отлучаясь с рабочего места, оставлять работающими машины и оборудование;
- самостоятельно запускать машины и оборудование, работа на которых не разрешена;
- работать при аварийном состоянии машин, оборудования;
- пользоваться неисправными инструментами или приспособлениями;
- устранять неисправности машин и оборудования без их выключения и полной остановки (для машинно-тракторных агрегатов все навесные машины, устройства должны быть опущены на землю);
- устранять неисправности в электросети, электрооборудовании, открывать двери электрошкафов, магнитных пускателей, прикасаться к клеммам, электропроводам и кабелям;
- использовать незаземленное или незануленное электрооборудование и инструмент;
- приближаться к оборванным или провисшим проводам воздушной электролинии;
- пренебрегать требованиями указательных, предупреждающих, запрещающих и разрешающих знаков по охране труда, установленных на территории и в производственных помещениях;
- толкаться, особенно возле движущегося автотранспорта и сельскохозяйственных уборочных агрегатов, подвижных, вращающихся узлов и деталей машин;
- распивать спиртные напитки, принимать наркотические, токсические и психотпропные вещества в рабочее время и на рабочем месте, находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения;
- во время перерывов в работе отдыхать лежа на земле без теплоизолирующего коврика, одеяла, сена, соломы и т. п.;
- отдыхать и спать в борозде, в копне сена и соломы, у обочин дорог, на участках, где работают машины;
- отлучаться с места выполнения сельскохозяйственных работ без разрешения руководителя работ;
- организовывать купание, а тем более плавание при проведении сельскохозяйственных работ;
- при обнаружении оружия и боеприпасов прикасаться к ним. В этом случае необходимо немедленно сообщить об этом руководителю работ, который в свою очередь должен сообщить в органы внутренних дел, военкомат или местные органы власти.
За несоблюдение студентами правил и норм по охране труда, пожарных норм и правил администрация организации вправе привлекать их к дисциплинарной ответственности, поставив в известность об этом руководство УО «БГСХА».
Сообщение руководителя организации, предприятия о нарушении студентом трудовой дисциплины, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности является основанием для привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления из УО «БГСХА».
Приложения
П р и л о ж е н и е 1.
ОТЧЕТ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
студента…курса………… факультета УО «БГСХА»
Согласовано:
руководитель практики
от организации
–––––––––––––––––––––––
(должность)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
(инициалы и фамилия)
«……»…………………………………………20….г.
20….год
П р и л о ж е н и е 4.
ОТЗЫВ
Руководитель практики
от организации ––––––––––– ––––––––––––– –––
(подпись) (инициалы и фамилия) (дата)
П р и л о ж е н и е 5
Форма обобщенного отчета об удовлетворенности производственной практикой.
Практикой
Показатели | Оценка удовлетворенности, % |
Индекс удовлетворенности, в баллах | ||||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | Неприемлемо | ||
Удовлетворенность студентов-практикантов | ||||||
Средняя оценка удовлетворенности | ||||||
Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Республики Беларусь
ГГлавное управление образования, науки и кадров
Учреждение образования
«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
____________ П. А. Саскевич
«___» _______ 2013 г.
Р Регистрационный № УД- 3 – 1315 – 13/баз
ПРОГРАММА
Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.