Цели валютного регулирования и контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.

Также валютное регулирование имеет цели:

  • тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
  • конечная задача – полная конвертируемость валюты.

Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.

Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:

  • определение соответствия операций установленным номам;
  • проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
  • проверка обоснованности действий;
  • надзор за полнотой предоставленных сведений.

Валютный контроль может осуществляться на любой стадии.

Одним из основных его направлений является надзор за поступлением в РФ валютной выручки с экспорта различных товаров. Задачей органов будет проконтролировать зачисление средств на счета уполномоченных банков РФ. Другими словами, устанавливается надзор за поступлением иностранной валюты и ценностей в Россию.

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ необходимы для ограждения слабой валюты от опасного для нее внешнего финансового воздействия. Сейчас, Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства. Но, существует надежда, что рубль станет более стабильным и регулирование можно будет упразднить совсем.

49) Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Участниками рынка ценных бумаг могут быть физические и юридические лица, которые вступают в экономические отношения по поводу перехода прав на ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, в том числе кредитные организации, которые осуществляют следующие виды деятельности:

§ брокерская деятельность;

§ дилерская деятельность;

§ деятельность по управлению ценными бумагами;

§ деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

§ депозитарная деятельность;

§ деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

§ деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.


Участников рынка ценных бумаг можно сгруппировать в пять основных групп:

§ эмитенты — осуществляют первичный выпуск ценных бумаг в обращение;

§ инвесторы — это всегда покупатели ценных бумаг;

§ фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государсвенные лицензии на соотвествующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги);

§ брокеры — это участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют операции за счет средств клиента (брокер может быть только юридическим лицом).

§ дилеры — участники рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами за свой счет (дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией).

§ организации инфраструктуры;

§ организации регулирования и контроля.


Эмитенты

Эмитенты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица.

На практике эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи. В понятии «эмитент» упор делается не только на выпуск ценной бумаги, но и на принятие эмитентом обязательств по ней, а значит, и на получение определенных прав, связанных с ценной бумагой, ее владельцем, покупателем. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и граждане (физические лица).

Инвесторы

Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг.

Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель ее есть инвестор. Инвестор может одновременно быть эмитентом, если он осуществляет выпуск собственных ценных бумаг, и эмитент становится одновременно инвестором, если он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Если эмитента и можно с определенной долей условности назвать первым продавцом его ценной бумаги (на самом деле часто не сам эмитент продает ее, а уполномоченное им лицо), то инвестор, как правило, никогда не станет «конечным» покупателем ценной бумаги. Он постоянно выступает то в роли продавца, то в роли покупателя в зависимости от ситуации на рынке, цен и доходности различных ценных бумаг. Поэтому неправильно отождествлять эмитентов только с продавцами ценных бумаг, а инвесторов — только с их покупателями.

И эмитенты, и инвесторы выступают одновременно и продавцами, и покупателями на рынке ценных бумаг. Деление участников рынка на эмитентов и инвесторов производится не по их положению относительно купли-продажи ценной бумаги, а по отношению к имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге.

Фондовые посредники

Фондовые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).

Брокеры — это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии. Брокер получает доход в виде комиссионного вознаграждения.

В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссиоционных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги.

Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.

Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.

Фондовые посредники могут быть только юридическими лицами, могут образовываться в различных организационно-правовых формах, обязательно наличие для них государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.

Организации инфраструктуры

Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.

Организаторы рынка ценных бумаг- это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.

К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.

§ Расчетные центры — это организации банковского типа, специализирующиеся на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.

§ Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;

§ Депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.

Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.

Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.

В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.

Цель государственного регулирования — обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.


50) Правовое положение организатора торговли на рынке ценных бумаг
.


Основным законодательным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Закон об организованных торгах. Из сферы действия указанного закона исключены отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ, а также отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Законом об электроэнергетике.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах под организатором торговли понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов[1] на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Таким образом, в законе предусмотрены две разновидности организаторов торговли — биржа и торговая система.

Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи; торговой системой признается организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Закона об организованных торгах). Лицензия биржи и лицензия торговой системы выдаются Банком России без ограничения их срока действия. Лицензия выдается лицу — соискателю лицензии при соблюдении лицензионных требований и условий, установленных ч. 2 ст. 26 Закона об организованных торгах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об организованных торгах организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В доктрине отмечается, что организационно правовая форма акционерного общества в наибольшей степени соответствует специфике деятельности организаторов торговли и в этой связи обращается внимание на целесообразность создания в форме акционерных обществ не только бирж, но и торговых систем1.

В Законе об организованных торгах (ч. 1 ст. 8) установлены требования к минимальному размеру собственных средств организаторов торговли[2] [3]: минимальный размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., торговой системы — не менее 50 млн руб.

Специальные требования предусмотрены законодательством (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 12 Закона об организованных торгах) в отношении фирменного наименования организаторов торговли. Так, фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа», а фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.

Законодательством установлен запрет на осуществление организатором торговли производственной, торговой и страховой деятельности, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; организатор торговли не может являться центральным контрагентом.

Дополнительно к перечисленным выше видам деятельности, в отношении биржи закон предусматривает также запрет на совмещение биржей своей деятельности с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В случае совмещения торговой системой своей деятельности с клиринговой деятельностью, она не должна совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Следует также учитывать, что торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативными актами могут совершаться (оказываться) только биржей. Например, торговая система, по общему правилу, не может оказывать услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами1 (исключения могут быть предусмотрены нормативными актами Банка России); в отличие от биржи, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки[4] [5] [6].

При совмещении организатором торговли деятельности по организации торговли с иными («разрешенными») видами деятельности, он должен создать для осуществления деятельности по проведению торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким совмещением.

В Законе об организованных торгах закреплены требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6) а также требования к его учредителям (участникам) (ст. 7). Обратим внимание, что избрание (назначение) лиц на определенные в ч. 9 ст. 6 Закона об организованных торгах должности, допускается с предварительного согласия Банка России.

Оправданно отметить, что деятельность организаторов торговли относится к числу наиболее зарегламентированных видов предпринимательской деятельности, которая регулируется не только нормативными правовыми актами, но и большим количеством документов, разрабатываемых в обязательном порядке самими организаторами торговли. Среди таких документов в первую очередь следует назвать правила организованных торгов (ст. 4 Закона об организованных торгах). Указанные правила подлежат регистрации в Банке России и в них должны содержаться, в частности, следующие сведения: требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок; порядок заключения на организованных торгах договоров.

Помимо правил организованных торгов, организаторы торговли обязаны зарегистрировать в Банке России и документы, определяющие: порядок организации и осуществления внутреннего контроля; порядок организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями нормативных актов; меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов, и др.1 В случае, если организаторы торговли осуществляют проведение торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, они должны утвердить и зарегистрировать в Банке России спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России[7] [8].

Исходя из анализа Закона об организованных торгах следует, что организатор торговли в процессе осуществления своей деятельности, в том числе, обязан:

· — осуществлять контроль (за соблюдением участниками и иными лицами правил проведения торгов; за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов требованиям, установленным правилами организованных торгов и др.);

· — организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит[9];

· — вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России;

· — организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом;

· — составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности;

· — обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в ч. 2 ст. 22 Закона об организованных торгах информацией всем заинтересованным в этом лицам, причем независимо от целей получения такой информации.

Правоотношения организатора торговли с участниками торгов оформляются договором об оказании услуг по проведению организованных торгов (ст. 3 Закона об организованных торгах). Условия данного договора предусматриваются в правилах организованных торгов и его заключение осуществляется путем присоединения к указанному договору.

Функции государственного регулирования и надзора за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов возложены на Банк России, его полномочия в данной сфере закреплены в ст. 25 Закона об организованных торгах.

За нарушение законодательства об организованных торгах ст. 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отношении организаторов торговли установлены, в частности, следующие составы правонарушений: нарушение порядка раскрытия информации; воспрепятствование проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок; нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности; нарушение правил организованных торгов.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 214.