УП трёх типов:
Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации) Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования)
УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 ГКРФ их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государсобственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ): унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ); унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст.115 ГК РФ).
ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» » ФГУП «Космическая связь» «Почта России»
«Российская телевизионная и радиовещательная сеть»
26) Правовое положение муниципальных унитарных предприятий.
Унитарное предприятие - это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.
Права собственника имущества унитарного предприятия от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия.
Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься.
Таким образом, унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность.
Муниципальное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением муниципального предприятия до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Если иное не установлено его уставом, унитарное предприятие создается без ограничения срока. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс, полное фирменное наименование.
Унитарное предприятие вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Также унитарное предприятие может иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
В полномочиях унитарного предприятия в установленном законом порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Унитарное предприятие имеет собственную круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Вправе также унитарное предприятие иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Не допускается создание унитарных предприятий, согласно пункту 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), так как унитарное предприятие не является собственником имущества.
По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.
По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом.
Также унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества[256].
В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий:
- муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
- муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или казенное предприятие.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, согласно статье 295 ГК РФ, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления:
- определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий;
- утверждают их уставы;
- назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий;
- заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
От использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятии, собственник имеет право на получение части прибыли.
Достаточно широкие полномочия предоставляет право хозяйственного ведения унитарному предприятию. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.
В то же время не обладает предприятие полномочиями о продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдаче его в аренду. Не может быть такое имущество отдано в залог или внесено в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. То есть не вправе предприятие распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
Исходя из норм действия Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия не может быть менее 100000 рублей.
Полное фирменное наименование муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества - муниципальное образование.
Второй вид муниципального унитарного предприятия - это муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
На базе муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие) в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об унитарных предприятиях.
Согласно статье 8 Закона об унитарных предприятиях муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Казенное предприятие, согласно статье 296 ГК РФ, в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Таким образом, собственник имущества казенного предприятия обладает широкими полномочиями в отношении указанного имущества.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества - муниципальное образование.
27) Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.
Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.
Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.
Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.
Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.
Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.
28) Право собственности: содержание, суть.
Собственность - это общественные отношения, складывающиеся между людьми по поводу обладания средствами производства и предметами потребления. Как правило, право собственности, является вещным правом, объектами выступают вещи и имущество. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ граждане и юридические лица могут обладать также объектами интеллектуальной собственности т.е. результатами творческой деятельности.
Право собственности возникает в силу различных обстоятельств, таких как: наследования, состояния в браке, образования крестьянского хозяйства, совместной покупки вещи, соединения и смешения вещей и так далее. Объектом права собственности является индивидуально-определённая вещь или совокупность вещей. Объектом права общей собственности, например, может быть предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, вправе совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающих законные интересы других лиц. Отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение - это основанная на законе возможность иметь у себя имущество, фактически обладать им, содержать в доме, в своем хозяйстве.
Пользование - это основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения его полезных свойств. Право пользования, как и право владения, может принадлежать и не собственнику.
Распоряжение - это возможность определения и изменения юридической судьбы имущества путем совершения всевозможных сделок с ним.
Собственник имеет право передать имущество в доверительное управление другому лицу, передача собственности в доверительное управление не влечет перехода прав собственности к управляющему.
У граждан и юридических лиц в собственности может находиться любое имущество, за исключением видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, является муниципальной собственностью. Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ ч.1). Имущество, которое находится государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником (государственным или муниципальным образованием) в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Система правовых норм, закрепляющих определённую меру юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником, называют субъективным правом собственности.
Владение вещью может быть законным и незаконным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а по тому является беститульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Незаконные владельцы, в свою очередь, подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. Вместе с тем в отношениях собственности, тесно переплетаются две их стороны: «благо» обладание имуществом и получение доходов от его использования и «бремя» несения связанных с этим расходов, и сдержек и риска. Поэтому ГК специально подчёркивает необходимость для собственника нести бремя содержания своего имущества, если только законом или договором это бремя или его часть не возложены на иное лицо, (например охрана, сданного в наём имущества - нанимателя, управления имуществом банкрота - на конкретного управляющего и т.д.).
Собственник несёт также риск случайной гибели или порчи своего имущества, т.е. его утраты или повреждения при отсутствии, чьей либо вины при этом. По сути, этот риск также составляет часть указанного выше бремени собственника. Перенос риска случайной гибели или порчи имущества на других лиц возможен по договору собственника с ними (например, по условиям конкретного арендного договора), а так же в силу указания закона (в частности, такой риск может нести опекун, как доверительный управляющий имуществом собственника - подопечного). Из этого вытекает: субъективное право собственности - это закреплённая за собственником, юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своём интересе путём совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же возможность устранять вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
Титулы собственности могут приобретаться различными способами, которые традиционно подразделяются на две группы: первоначальные и производные. Что касается критерия разграничения первоначальных и производных способов разграничения права собственности, то в одних случаях предпочтение отдают критерию воли, а в других - критерию правопреемства. Соответственно этому, сторонники критерия воли к первоначальным относят такие способы, при которых право собственности возникает независимо от воли, а к производным - такие, при которых оно возникает по воле предшествующего собственника. Те же, кто в основу разграничения кладут критерий правопреемства, к первоначальным относят способы, в основе которых правопреемства нет, а к производным - способы, которые на нём ся на правоя на правопреемстве покоятся.
В России существует частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 212 ГК). Субъекты частной собственности- граждане и негосударственные юридические лица. Объекты - различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки.
Государственная собственность в соответствии со ст. 214 ГК - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также субъектам РФ.
Муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности районам, городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.
Общая собственность - имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Бывает долевой и совместной. Участники совместной собственности сообща владеют и пользуются имуществом.
29) Субъекты предпринимательского права, имеющие особый правовой статус: кредитные организации, биржи, страховые организации
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Виды кредитных организаций:
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Биржа — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.
Обычно биржи получают комиссионный сбор с каждой заключённой с помощью их сделки, и это основной источник доходов биржи. Другими источниками могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.
Страховая компания — это исторически определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Сфера деятельности страховых компаний — коммерческое страхование, для проведения страхования страховой компании необходима лицензия от органа государственного страхового надзора. Нормативно закреплены понятия субъект страхового дела, страховая организация и страховщик. Субъекты страхового дела — актуарии, страховые брокеры, общества взаимного страхования и страховщики. Страховые организации — страховые компании по страхованию жизни, страховые компании по страхованию иному, чем страхование жизни и перестраховочные компании.
30) Субъекты малого предпринимательства: определение, критерии отнесения.
Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности.
Каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства — найти потребность и удовлетворить ее.
В РФ критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.
Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте: 100 чел.
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере: 60 чел.
в оптовой торговле: 50 чел.
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения: 30 чел.
в остальных отраслях: 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
Предприятие может быть признано малым только при условии, что сумма выручки от реализации им товаров (выполненных работа, оказанных услуг) в течение предудущих четырех кварталов не превышала размера, равного 1000-кратному МРОТ.
Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам.
В Российской Федерации поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Формирование инфрастурктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно технических разработок и технологий.
Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства.
Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также других источников.
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Вначале к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 1990 г. к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в розничной торговле — 15. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным изложенными п. 2 и 3. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.
Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериапьных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
31) Государственная поддержка малых предприятий.
32) Юридическая ответственность предпринимателя.
В науке общепризнанно, что «ответственность - есть разновидность юридических последствий, наступающих при наличии определенных фактов, что это форма воздействия норм права на общественные отношения».
Особенностью юридической ответственности является то, что она наступает лишь в результате нарушения правовых норм. Следовательно, юридическая ответственность как определенное социальное явление возможна лишь при условии регулирования поведения людей с помощью правовых норм.
Если мы обратимся к языку права, то увидим, что в нормативных актах под термином «юридическая ответственность» подразумевается обязанность субъекта к определенным действиям, поведению: нести лишения имущественного характера (уплата штрафа, конфискация, возмещение причиненного ущерба), личного характера (лишение свободы, обязанность претерпевать лишения, связанные с ущербом социальному престижу).
Из анализа нормативных актов следует, что наступление ответственности как разновидности юридических последствий нормы права связывают лишь с определенными юридическими фактами, отрицательно оцениваемыми правом (неисполнением обязанностей, нарушением запретов, субъективных прав).
В современной учебной юридической литературе юридическая ответственность определяется, преимущественно, следующим образом - это «применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке».
Сущность юридической ответственности не сводится к государственному принуждению, а проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта правонарушения, который является основанием ее возникновения.
Без преувеличения можно отметить, что деятельность индивидуального предпринимателя сопряжена с постоянной угрозой возникновения того или иного вида ответственности. Законодатель не зря подчеркивает, что предпринимательская деятельность - деятельность на свой страх и риск (ст.2 Гражданского кодекса РФ).
В своей хозяйственной деятельности предприниматель постоянно вступает во всеразличные правоотношения с массой субъектов. Категория ответственности, в данной ситуации, выступает как бы балансом, противовесом его обязанностям.
Юридическая ответственность выступает гарантией для других участников хозяйственного оборота.
Юридическая ответственность предпринимателя, как часть его правового статуса, в отличие от обычных граждан, имеет ряд существенных особенностей.
Действующее гражданское законодательство закрепляет, что предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству (п.3 ст.401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины.
Правила о безвиновной ответственности предпринимателя являются диспозитивными. Стороны своим соглашением могут вводить вину в качестве условия ответственности предпринимателя. Кроме того, и законом во многих случаях вводится ответственность предпринимательских структур только при наличии вины. Например, ст.538 ГК РФ устанавливает, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство по договору контрактации либо исполнивший его ненадлежащим образом, отвечает только при наличии своей вины. Если, например, причиной невыполнения обязательства явилась засушливая погода, производитель сельскохозяйственной продукции освобождается от ответственности за невыполнение договора контрактации. Исполнитель по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по правилам ст.777 ГК РФ отвечает перед заказчиком за нарушение договора лишь постольку, поскольку он не доказал, что нарушение произошло не по его вине. В соответствии со ст.796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза и багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц и т.д.)
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, по решению суда, может быть признан несостоятельным (банкротом).
Еще одна особенность юридической ответственности вытекает из административного права. В соответствии с Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.