Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее, строение, разделение на составные части и связь этих частей межу собой.
- Гипотеза – это часть правовой нормы, представляющая собой описание условий, в которых совершается действие.
- Диспозиция – это часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения.
- Санкция - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований.
Виды гипотез:
1. По строению:
- простые гипотезы (одно условие действия нормы)
- сложные гипотезы (два и более условия действия нормы, обязательных)
- альтернативные гипотезы (два и более условий действия нормы, одного из которых достаточно для действия нормы)
2. По степени определённости:
- абсолютно определённая (содержит точные указания на условия и обстоятельства реализации норм права)
- относительно определённая (гипотеза предоставляет право выбора того или иного условия)
3. По форме выражения:
- абстрактная гипотеза (определённые условия применения нормы общими, родовыми признаками)
- казуистическая, конкретная (определяет условия применения нормы специальными признаками)
4. По наличию либо отсутствию юридических фактов:
- положительная (указывает на необходимость наличия фактов для действия)
- отрицательная (указывает на необходимость отсутствия фактов для действия)
Виды диспозиций:
1. По способу выражения:
- простые (не дают подробной характеристики дозволения либо запрета)
- описательные (содержат указания существенных признаков поведения)
- ссылочные (не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме)
- бланкетные (отсылают не к конкретным нормам, а к правилам, содержащимся в другом нормативном акте)
2. По строению
- простые (содержат один вариант поведения)
- сложные (несколько вариантов поведения)
- альтернативные (несколько взаимнозаменяющих вариантов поведения)
3. По степени определённости:
- абсолютно определённые (точно формируется правило поведения)
- относительно определённые (рамки поведения, в которых предоставляется право выбора варианта поведения)
Виды санкций:
1. По степени определённости:
- абсолютно определённые (чёткая мера воздействия на субъект права)
- относительно определённые (допускается использовать меры воздействия в определённых рамках)
2. По объёму:
- простые (один вид наказания)
- сложные (учитывает все указанные неблагоприятные последствия)
- альтернативные (несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно)
Г+Д+С – Идеальная логическая структура.
Логическая норма – это выделяемое логическим путём общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями.
Норма предписания – нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения.
Связь права с государством
Отношения государства и права определяют через различные понятия: соотношение связь, взаимодействие, органическая связь, причинно-следственная связь, функциональная зависимость, взаимодействие и другие. Все они означают различные степени и качества взаимосвязей.
Государство – это суверенная организация политическая власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.
Право – общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.
Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.
Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели: 1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права.
2. Либеральная модель. Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.
Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.
Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.
Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.
Единство государства и права в следующем. 1. В основе их возникновения одни и те еже причины. 2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество. 3. Общая цель – упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение социальной стабильности. 4. Являются средствами социального управления и инструментами социальной власти.
Классификация норм права.
По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на:
Регулятивные - это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Регулятивные нормы являются основой правового регулирования, все иные нормы права необходимы, чтобы в той или иной мере обеспечивать или обслуживать действие регулятивных норм.
Охранительные - это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно - санкций). Они фиксируют меры государственного принуждения, а также, по мнению некоторых авторов, определяют условия и порядок освобождения от наказания.
Нормы специального действия (или специализированные) - это предписания, имеющие дополнительный характер. Они самостоятельно, сами по себе не регулируют общественные отношения, не предоставляют прав и не налагают обязанностей. Т.е. на их основе напрямую не возникают правоотношения. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним.
По методу правового регулирования нормы права делятся на:
• Императивные - это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений о предписанного. Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний.
• Диапозитивные - это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил.
• Рекомендательные - это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения.
К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным - управомочивающие и часть обязывающих.
По сфере действия нормы права делятся на:
• нормы общего действия (конституция, кодексы),
• нормы ограниченного действия (Закон о прокуратуре, законы о льготах для лиц, пострадавших от аварии на чернобыльской АЭС, о районах крайнего Севера и
ДР-).
• нормы локального действия - действуют в рамках одного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).
Источники (формы) права
Источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.
Если исходить из общепринятого значения слова источник как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то под источником права можно понимать:
1) источник в материальном смысле, материальные условия жизни общества формы собственности, интересы и потребности социальных групп и т.п.;
2) источник в идеологическом смысле, (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле, т.е. форма права.
Форма права – это способ выражения вовне государственной воли юиридческих правил поведения.
Выделяют следующие основные виды форм (источников) права:
1) правовые обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
2) юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общего права: Англии, США, Канаде и др);
3) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.);
4) нормативный акт – юридический акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.