Вопрос 12. Структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее, строение, разделение на составные части и связь этих частей межу собой.

- Гипотеза – это часть правовой нормы, представляющая собой описание условий, в которых совершается действие.

- Диспозиция – это часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения.

- Санкция - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований.

Виды гипотез:

1. По строению:

- простые гипотезы (одно условие действия нормы)

- сложные гипотезы (два и более условия действия нормы, обязательных)

- альтернативные гипотезы (два и более условий действия нормы, одного из которых достаточно для действия нормы)

2. По степени определённости:

- абсолютно определённая (содержит точные указания на условия и обстоятельства реализации норм права)

- относительно определённая (гипотеза предоставляет право выбора того или иного условия)

3. По форме выражения:

- абстрактная гипотеза (определённые условия применения нормы общими, родовыми признаками)

- казуистическая, конкретная (определяет условия применения нормы специальными признаками)

4. По наличию либо отсутствию юридических фактов:

- положительная (указывает на необходимость наличия фактов для действия)

- отрицательная (указывает на необходимость отсутствия фактов для действия)

Виды диспозиций:

1. По способу выражения:

- простые (не дают подробной характеристики дозволения либо запрета)

- описательные (содержат указания существенных признаков поведения)

- ссылочные (не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме)

- бланкетные (отсылают не к конкретным нормам, а к правилам, содержащимся в другом нормативном акте)

2. По строению

- простые (содержат один вариант поведения)

- сложные (несколько вариантов поведения)

- альтернативные (несколько взаимнозаменяющих вариантов поведения)

3. По степени определённости:

- абсолютно определённые (точно формируется правило поведения)

- относительно определённые (рамки поведения, в которых предоставляется право выбора варианта поведения)

Виды санкций:

1. По степени определённости:

- абсолютно определённые (чёткая мера воздействия на субъект права)

- относительно определённые (допускается использовать меры воздействия в определённых рамках)

2. По объёму:

- простые (один вид наказания)

- сложные (учитывает все указанные неблагоприятные последствия)

- альтернативные (несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно)

Г+Д+С – Идеальная логическая структура.

Логическая норма – это выделяемое логическим путём общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями.

Норма предписания – нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения.

Связь права с государством

Отношения государства и права определяют через различные понятия: соотношение связь, взаимодействие, органическая связь, причинно-следственная связь, функциональная зависимость, взаимодействие и другие. Все они означают различные степени и качества взаимосвязей.

Государство – это суверенная организация политическая власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.

Право – общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.

Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.

Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели: 1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права.

2. Либеральная модель. Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.

Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.

Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.

Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.

Единство государства и права в следующем. 1. В основе их возникновения одни и те еже причины. 2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество. 3. Общая цель – упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение социальной стабильности. 4. Являются средствами социального управления и инструментами социальной власти.

 

Классификация норм права.

По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на:

Регулятивные - это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Регулятивные нормы являются основой правового регулирования, все иные нормы права необходимы, чтобы в той или иной мере обеспечивать или обслуживать действие регулятивных норм.

Охранительные - это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно - санкций). Они фиксируют меры государственного принуждения, а также, по мнению некоторых авторов, определяют условия и порядок освобождения от наказания.

Нормы специального действия (или специализированные) - это              предписания, имеющие дополнительный характер. Они самостоятельно, сами по себе не регулируют общественные отношения, не предоставляют прав и не налагают обязанностей. Т.е. на их основе напрямую не возникают правоотношения. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним.

По методу правового регулирования нормы права делятся на:

Императивные - это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений о предписанного. Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний.

Диапозитивные - это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил.

Рекомендательные - это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения.

К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным - управомочивающие и часть обязывающих.

По сфере действия нормы права делятся на:

• нормы общего действия (конституция, кодексы),

• нормы ограниченного действия (Закон о прокуратуре, законы о льготах для лиц, пострадавших от аварии на чернобыльской АЭС, о районах крайнего Севера и

ДР-).

• нормы локального действия - действуют в рамках одного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

 

Источники (формы) права

Источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Если исходить из общепринятого значения слова источник как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то под источником права можно понимать:

1) источник в материальном смысле, материальные условия жизни общества формы собственности, интересы и потребности социальных групп и т.п.;

2) источник в идеологическом смысле, (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле, т.е. форма права.

Форма права – это способ выражения вовне государственной воли юиридческих правил поведения.

Выделяют следующие основные виды форм (источников) права:

1) правовые обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

2) юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общего права: Англии, США, Канаде и др);

3) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.);

4) нормативный акт – юридический акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.